Лидеры и аутсайдеры
Рейтинговые агентства активизируются в предвыборные периоды, а министерство от подобных обстоятельств не зависит. Донеся и эту мысль до аудитории, И. Н. Слюняев перечислил лучшие, по версии ведомства, регионы. В десятку лидеров по уровню социально-экономического развития и качества жизни вошли (в порядке убывания): Тюменская и Сахалинская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Москва, Санкт-Петербург, Ненецкий и Чукотский автономные округа, Курганская область и Республика Саха (Якутия). Об аутсайдерах Слюняев не стал высказываться столь подробно, назвав лишь тройку замыкающих. По его словам, в конце списка находятся Республика Калмыкия, Республика Алтай и Кабардино-Балкария.
Если рассматривать отдельные отрасли экономики, то можно увидеть, что здесь среди лидеров есть регионы, не попавшие в топ-10 от министерства. Так, по росту промышленного производства впереди всех Дагестан, Северная Осетия — Алания и Астраханская область, в сфере АПК особенно преуспели Алтайский и Ставропольский края, Омская и Тамбовская области. По инвестициям в основной капитал лидируют Республика Марий Эл, Пермский край, Астраханская и Самарская области. Что же касается жилищного строительства, то наибольший рост отмечен в Республике Ингушетия, Республике Коми, Смоленской и Иркутской областях.
Как положительную тенденцию 2013 года министр отметил рост на 12% уровня заработной платы в регионах — правда, как тут же признал он, в основном за счет работников бюджетной сферы. На данном направлении больше других отличились Краснодарский и Ставропольский края. В то же время в 77 субъектах РФ региональные бюджеты исполнялись с дефицитом (в 2012 году таких субъектов было 66). При этом отмечается рост государственного долга регионов, по состоянию на 1 января 2014 года он составил в общей сложности почти 1,74 трлн руб. «Это тоже тревожная тенденция», — заметил министр. Как известно, в 2007 году консолидированный долг субъектов РФ не превышал 300 млрд руб.
Что еще беспокоит
Минрегион России работает над рейтингом не ради спортивного интереса, подчеркнул Слюняев. Исследование позволяет правильнее выстраивать региональную политику, и уже в 2014 году министерству предстоит уточнить стратегии социально-экономического развития некоторых федеральных округов. Трудно найти совершенную методику оценки деятельности властей, считает министр, но подход своих сотрудников он считает взвешенным и открытым. Раньше использовалось 364 критерия, в настоящее время осталось всего 52, из них 12 федеральных и 40 региональных. Каждый второй из них касается экономики, примерно треть — социальной сферы, остальные — оценки населением действующей власти. Процент сдавших ЕГЭ, кстати, больше не характеризует состояние образования в регионе.
Кроме высокого уровня госдолга субъектов РФ министра сегодня беспокоит объем капитальных вложений. В системе показателей от Минрегиона он не значится, однако ведомство фиксирует ежегодное снижение соответствующих расходов региональных бюджетов. В 2007 году их общий объем в консолидированном бюджете субъектов составлял 24%, а по итогам 2013 года — только 9%. «Снижение этого показателя означает меньшее количество больниц, школ, детских садов и так далее», — сделал вывод Слюняев. Порадовало его то, что, как он выразился, «мы немножко растем». Рост производства и доходов бюджетной системы, по мнению министра, свидетельствует о наличии резервов.
Как было сообщено, при составлении рейтинга не учитывался объем неэффективных бюджетных расходов. На этот счет имеется одна-единственная методика Министерства регионального развития РФ, при этом довольно несовершенная, и если верить ей, субъектами РФ в 2012 году было неэффективно израсходовано 500 млрд руб. Наибольшие проблемы видны в здравоохранении, образовании и социальной сфере. На вопрос, как все-таки оптимизировать расходы, министр ответил, что связывает свои ожидания с более эффективным администрированием в указанных отраслях и общим сокращением расходов казны. Он верит, что при подобном подходе положительный результат будет достигнут.
Кому должно быть стыдно
Отвечая на вопросы журналистов, Слюняев коснулся и судьбы малых городов. По его словам, очень важно идти по пути создания агломераций. Тенденция к их образованию сохранится и в среднесрочной перспективе: малый город сейчас трудно рассматривать как самодостаточную единицу. Предыдущий опыт создания комплексных инвестиционных проектов для моногородов министр оценил как печальный. Их финансирование из федерального бюджета в 2013 году он считает недостаточным, но сейчас ситуация меняется. В текущем году на решение проблем моногородов намечено выделить 10 млрд руб. и распределять их по принципу состязательности. Бюджетное финансирование должны получать те, кто сумеет обосновать свои планы.
Вернувшись к теме рейтинга субъектов РФ, министр регионального развития сказал, что данные исследования помогают мотивировать губернаторов, так как никто не хочет оказаться среди аутсайдеров. Успех в этом соревновании означает и неплохое финансовое подспорье: в 2012 году Минрегион России перечислил победителям 5,3 млрд руб. Полученными средствами регионы распоряжаются по-разному. Например, Ингушетия, получив 252 млн руб., решила проблему долгостроя, завершив сооружение спортивного комплекса. Республика Татарстан израсходовала 325 млн руб. на повышение оплаты труда бюджетников. А Магаданская область пошла своим путем, направив деньги на покрытие дефицита регионального бюджета.
«В ЖКХ ситуация аховая», — констатировал Слюняев, затронув с подачи зала еще одну острую тему. Для наведения порядка отрасль, по его убеждению, нуждается в более активном государственном регулировании и начинать следует с нормативно-технической базы.
На пресс-конференции успели поговорить и о местном самоуправлении. Универсальной модели для него в России не существует, сказал министр, сославшись на экспертные мнения. Выбирать или не выбирать мэров? «В любом случае мы будем выполнять то решение, которое будет принято президентом нашей страны и законодателями», — заявил выступающий.
Полномочия муниципалитетов с момента принятия соответствующего федерального закона неоднократно уточнялись, причем их количество, как это ни парадоксально, возрастало. Но бюджетная обеспеченность по-прежнему остается ахиллесовой пятой местных органов власти. В 1,8 раза начиная с 2005 года вырос объем их консолидированных бюджетов, однако с учетом инфляции реальный рост не слишком велик.
Страдает и качество управления на местах: уровень подготовки муниципальных служащих оставляет желать лучшего. В Минрегионе сейчас разрабатывают программу подготовки кадров для муниципальных образований. Необходимость в ней налицо. Согласно данным статистики, 92% чиновников в городских округах имеют высшее образование, тогда как в сельских муниципалитетах чуть больше 50%. Во главе сельских администраций стоят, как правило, вчерашние работники бюджетной сферы. Как только заработки у бюджетников стали расти, наметился отток людей из местных органов власти.
А. В. БОРИСОВ