Согласно законодательству, с 1 апреля на конкурсы и тендеры по госзакупкам автомобилей должны быть «допущены» только автомобили российской сборки с уровнем локализации автокомпонентов не ниже 40%. О новых мерах и развитии авторынка в интервью «Российской газете» рассказал директор департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александр Морозов.
Чиновники не успевают со сроками
Сроки будут перенесены на 1 июня 2014 года. Министерства и ведомства должны успеть переписать в соответствии с новыми требованиями конкурсную документацию. Цель — стимулировать спрос на автомобили российского производства. Крупнейшие иностранные бренды, которые подписали с государством соглашения о промышленной сборке и взяли обязательства к определенному времени локализовать в России производства, — вся наша «большая двадцатка», как мы ее называем («Фольксваген», «Ниссан», «Хендай», «Мерседес-Бенц-тракс Восток», «Киа», «Рено», «Форд», «Джи Эм» и др.), условия выполняют — строят свои заводы, развивают российских поставщиков. Те компании, которые не подписали соглашения о промышленной сборке, на конкурсы не попадут.
Ключевые требования для участников конкурсов
Одно из требований, которому должна соответствовать автомобильная техника, — производственная деятельность предприятия на территории России, Беларуси или Казахстана. При этом не менее пяти производственных операций должны вестись на территории этого предприятия. С 1 января 2015 года количество необходимых операций увеличивается до 6, с 1 января 2016 года — до 8, а с 1 января 2017 года — не менее 10. Без выполнения этих и других требований заявки компаний не будут рассматриваться. С 2015 года национальный режим при госзакупках фактически перейдет на весь спектр техники.
Развитие российской автопромышленности
Главные факторы, влияющие на развитие российской автопромышленности, можно разделить на две группы: формирующие платежеспособный спрос со стороны основных групп потребителей и определяющие себестоимость производства. К первой группе можно отнести цену на нефть, ВВП, реальные располагаемые доходы населения, оборот розничной торговли. Ко второй — стоимость бивалютной корзины. Например, если будет расти стоимость иностранной валюты, то производители автомобилей, в которых доля российских материалов, компонентов, узлов и агрегатов сегодня уже достаточно велика, получат дополнительные финансовые преимущества перед компаниями, продукция которых прямо импортируется в РФ. По оптимистичному прогнозу, в целом продажи сократятся на 0,7% — до 2,89 млн единиц автотехники. По базовому — на 2,8%, до 2,83 млн единиц. По пессимистичному — на 6,5%, до 2,72 млн единиц. Если рассматривать по сегментам, то рынок легковых автомобилей может сократиться на 6,5-