25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2848 Материалы по теме
Состоялось заседание коллегии Федерального казначейства
Итоги и новые задачи

К основным достижениям деятельности Федерального казначейства в 2013 году можно отнести результаты управления ликвидностью единого казначейского счета и успешный перевод на кассовое обслуживание государственных внебюджетных фондов РФ. Также значимым итогом работы, как отметил руководитель ведомства Р. Е. Артюхин на итоговой коллегии, стоит считать запуск государственной информационной системы о государственных муниципальных платежах и утверждение концепции реформирования бюджетных платежей.

Управление ликвидностью ЕКС

В течение прошлого года Федеральному казначейству удавалось поддерживать на едином казначейском счете необходимый остаток средств. Привлечение временно свободных остатков средств бюджетных учреждений позволило увеличить ежедневный остаток в среднем до 390 млрд руб. (рис. 1). Причем временно свободные средства не просто хранились, не только обеспечивали платежи, а размещались на банковских депозитах, что привело к поступлению более 30 млрд руб. дополнительного дохода, который увеличился по сравнению с предыдущим годом в 1,4 раза (рис. 2).

Можно посчитать условную экономическую эффективность от применения Федеральным казначейством механизмов управления ликвидностью Единого казначейского счета (ЕКС). В случае размещения ценных бумаг на внутреннем рынке исходя из условной средней ставки облигаций федерального займа расчетная экономия на обслуживание государственного долга за шесть лет составила бы 80 млрд руб. Доходы федерального бюджета от размещения средств на банковские депозиты за указанный период составляют 112,6 млрд руб. «Таким образом, — отметил Артюхин, — общая сумма условных доходов за шесть лет составляет порядка 193 млрд руб. Расходы на содержание Федерального казначейства составили 194 млрд руб. То есть можно говорить о положительном экономическом эффекте» (рис. 3).

Развитие механизмов управления ликвидностью ЕКС остается приоритетным направлением деятельности ведомства и в текущем году. При активном участии Федерального казначейства было принято пять постановлений Правительства РФ, издано семь приказов Министерства финансов РФ, которыми обеспечена правовая основа для реализации новых инструментов управления ликвидностью: предоставление бюджетных кредитов и использование сделок РЕПО. Но совершенствуя механизмы управления ликвидностью ЕКС, необходимо преследовать цель обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы государства в целом. В прошлом году на Едином казначейском счете было удержано 600 млрд руб. для обеспечения кассового резерва и возможности финансировать расходы бюджетополучателей. В то же время Банк России, поддерживая курс рубля, только с начала этого года реализовал золотовалютные резервы на сумму 12 млрд руб. И встал вопрос о том, нужно ли хранить на счете такую огромную сумму. Минфин России предлагает уменьшить неснижаемый остаток средств на ЕКС с 600 млрд руб. до 200 млрд, инвестировав разницу в депозиты. «При этом нужно продумать и создать механизмы оперативного заимствования на рынке в случае, если такая необходимость возникнет», — отметил министр финансов РФ А. Г. Силуанов.

Одним из действенных инструментов управления ликвидностью, по словам министра финансов, является предоставление целевых средств региональным и местным бюджетам под фактическую потребность. В прошлом году этот механизм был протестирован в ходе эксперимента, в котором приняли участие несколько ГРБС. Текущий год ознаменован тем, что Правительством РФ утвержден жесткий перечень субсидий, которые будут направляться под потребности. Задача казначейства обеспечить полномасштабное внедрение новшества. По словам министра, с одной стороны, это правильный подход, потому как раньше на счетах субъектов РФ оставались неиспользованные средства, с другой — в этом году региональные счета получат пустую ликвидность. Следовательно, необходимо расширить возможности для бюджетного кредитования регионов. «Здесь не нужно гоняться за высокими ставками кредитов, которые мы предоставляем субъектам на три года, — подчеркнул Силуанов. — Этот ресурс должен быть доступным и снимать возможные кассовые разрывы». В феврале этого года казначейство приступило к выдаче бюджетных кредитов сроком до 30 дней для пополнения остатков средств на счетах региональных бюджетов. Уже 13 субъектов РФ получили бюджетные кредиты на сумму свыше 15 млрд руб. Механизм бюджетных кредитов позволяет регионам экономить бюджетные средства, поскольку кредиты предоставляются им по более низкой процентной ставке, чем в коммерческих банках. Минфин и казначейство не исключают, что ставка по этим кредитам может быть понижена уже в этом году с нынешних 25% от учетной ставки ЦБ РФ.

Кассовое обслуживание внебюджетных фондов

В течение прошлого года Казначейство России перевело на полное кассовое обслуживание все территориальные фонды обязательного медицинского страхования. В настоящее время фонды социального и обязательного медицинского страхования находятся на полном кассовом обслуживании в ФК РФ, Пенсионный фонд обслуживается по смежному варианту. Для Федерального казначейства это свыше 700 дополнительных клиентов и более пяти тысяч новых лицевых счетов. "Мы справились с этой задачей без увеличения штатной численности«,— отметил Артюхин.

Что дало новшество самим фондам? Обеспечена максимальная прозрачность проводимых операций, оперативная отчетность по всем лицевым счетам. Кроме того, реализован дополнительный сервис санкционирования расходов и учета бюджетных обязательств.

ГИС ГМП

Сервис этой системы направлен на оперативность и удобство получения государственных и муниципальных услуг и их оплаты. Информация в системе ключуется посредством использования уникального идентификационного модуля. Причем в прошлом году нормативно закреплена необходимость указания этого реквизита в расчетном документе. Весь прошлый год ГИС ГМП набирала обороты. Руководитель Федерального казначейства напомнил, каким образом еще недавно строилась работа, связанная с уплатой штрафов в ГИБДД Москвы. В начале года приходилось практически вручную разбирать каждую платежку, чтобы связать ее с конкретным начислением. В настоящее время квитуется порядка 94% всех платежей.

Сейчас в системе зарегистрировано более 900 кредитных организаций и более 26 тыс. администраторов доходов. К сожалению, пока не все из них передали информацию в систему. Поэтому Артюхин попросил руководителей территориальных органов Казначейства России усилить работу по подключению региональных администраторов к системе и по передаче ими информации в ГИС ГМП (рис. 4). Участниками коллегии был отмечен большой потенциал системы, который ведомство намерено использовать в полной мере. В этом году планируется увязать систему с реестром доходных источников бюджетов, что позволит обеспечить контроль значения реквизитов платежа и свести на нет количество невыясненных платежей в бюджет. В перспективе система будет взаимодействовать с серверами платежных шлюзов и функциональных систем электронного бюджета, что сделает возможным осуществлять расчеты через интернет посредством платежных карт.

Новые законы — новые задачи

Если говорить о задачах Федерального казначейства на 2014 год, то в целом они вытекают из принятой Правительством РФ программы повышения эффективности управления общественными финансами, закона о бюджете и закона о контрактной системе.

В целях повышения открытости бюджетного процесса главные распорядители бюджетных средств начиная с этого года должны размещать информацию о каждом соглашении по предоставлению субсидий юридическим лицам в реестре соглашений. Федеральное казначейство обеспечивает ведение этого реестра в открытом доступе на едином портале бюджетной системы (http://budget.gov.ru). На текущую дату (26 февраля. — Прим. ред.), отметил руководитель Федерального казначейства, в реестре уже размещено свыше 2,5 тыс. сведений о соглашениях на сумму около 370 млрд руб. При этом известна информация о каждом юридическом лице, с которым заключено соглашение, и акцептах, по которым предоставляются соответствующие субсидии. С июля этого года ГРБС смогут самостоятельно размещать информацию через личный кабинет.

рис1 от казначейства.jpg

Еще одна задача, которая была поставлена министром финансов перед Казначейством России, — контроль за государственными инвестициями. В советские годы такие функции выполнял Стройбанк. «Если сейчас казначейство будет осуществлять контроль проектно-сметной документации, наличия разрешений и экспертиз при осуществлении государственных инвестиций — это будет серьезным прорывом в контроле за государственными средствами», — отметил Силуанов.

В связи со вступлением в силу закона о государственной контрактной системе на Федеральное казначейство возложены полномочия по ведению реестра контрактов, определению порядка регистрации заказчика на официальном сайте, ведению реестра банковских гарантий. Если порядок ведения реестра контрактов в целом существенно не изменился, лишь расширился состав включаемых сведений, то ведение реестра банковских гарантий — новая для казначейства функция. Инструмент позволит исключить вероятность использования поддельных банковских гарантий и повысить уровень доверия к банку, выступающему гарантом. Необходимые нормативные документы уже есть. Разработаны механизм информационного взаимодействия, технологические схемы размещения информации и формат передачи данных. В реестре уже размещены сведения о 19 банковских гарантий на сумму 2,5 млн руб.

рис.2 от казначейства.jpg

Прикладные задачи Федерального казначейства обозначила первый заместитель министра финансов РФ Т. Г. Нес­теренко. По ее словам, контроль нужно начинать на уровне финансово-экономических обоснований решений, которые приводят к возникновению расходных обязательств. И очень важно, чтобы это обоснование имело постоянный жизненный цикл. В прошлом году обоснование бюджетных ассигнований было включено в бюджетный процесс и интегрировано с реестром бюджетных обязательств и со сводной бюджетной росписью. При таком количестве пользователей необходимости ни на минуту не прерывать бюджетный процесс сделать это было непросто. «Сейчас перед нами стоит задача встроить в эту систему ведение росписей ГРБС, получателей бюджетных средств, — подчеркнула Нестеренко. — Кроме того, в связи со вступлением в силу закона о контрактной системе необходимо внедрить в систему бюджетного планирования подсистему управления закупками и встроить автоматический контроль на каждом закупочном этапе, завершив процесс электронным санкционированием». Именно такой подход, по словам заместителя министра, поможет серьезно снизить операционные издержки Федерального казначейства, высвободить человеческие и временные ресурсы.

Информационные технологии

Значительная часть работы Федерального казначейства направлена на развитие информационных систем. Оператором Общероссийского официального сайта по госзакупкам (www.zakupki.gov.ru) Казначейство России является более трех лет. Сейчас на сайте работают порядка 540 тыс. организаций заказчиков, осуществляются закупки на сумму около 6 трлн руб., действуют сотни тысяч поставщиков. Кроме того, на сайте зарегистрировано свыше 45 тыс. организаций, действующих в рамках Закона № 223-ФЗ.

В 2013 году в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ адаптирован инструментарий сайта под различные целевые ауди­тории, обеспечена возможность обсуждения крупных закупок стоимостью свыше млрд руб. В целях повышения качества размещаемой информации налажен контроль реквизитов на соответствие данным ЕГРЮЛ. Задача на текущий год — усовершенствование механизма обсуждения миллиардных закупок посредством автоматизации всех этапов обсуждения и развитие функционала сайта в рамках, определенных законом о контрактной системе.

Что касается портала государственных (муниципальных) учреждений (www.bus.gov.ru), то на нем, по словам Артюхина, зарегистрировано порядка 180 тыс. учреждений, каждое из которых должно размещать информацию о государственных заданиях. В настоящее время такую информацию разметили 75% зарегистрированных учреждений. С 1 июля этого года заработает норма закона о бюджете, в соответствии с которой перечисление средств федеральным учреждениям будет производиться только после размещения информации о государственных заданиях. В перспективе норма распространится на все региональные и муниципальные учреждения.

В 2014 году на портале планируется создание сервиса личного кабинета распорядителя с возможностью использования различных инструментов. «Для нас задача-минимум, — отметил Артюхин, — это ориентация портала на потребителя, то есть на общество и граждан. Необходимо доработать дизайн сайта для различных целевых аудиторий, обеспечить публикацию независимой оценки качества работы учреждений, реализовать мониторинг хода исполнения госзаданий».

Важной является работа Федерального казначейства в рамках электронного бюджета. В прошлом году завершены проектирование и разработка технологических подсистем. В этом начинается разработка функциональных подсистем. В частности, казначейство должно разработать подсистемы бюджетного планирования, управления закупками, учета и отчетности, управления расходами.

В прошлом году в тестовом режиме заработал единый портал бюджетной системы РФ (www.budget.gov.ru). Сейчас предстоит перенести тестовую версию на промышленную платформу и внести дополнения в открытую часть. На портале планируется реализовать систему личных кабинетов ГРБС, возможность доведения планов распорядителей бюджетных средств до финансовых органов, возможность доведения учредителями соглашений о предоставлении субсидий на выполнение государственных заданий до подведомственных учреждений в электронном виде. В текущем году этот проект будет запущен в пилотном режиме, а с 2015 года предложен главным распорядителям.

рис3,4 от казначейства.jpg

На повестке дня — электронное санкционирование

Несмотря на многообразие новых задач, основной функцией Федерального казначейства остается кассовое обслуживание бюджетной системы РФ. Это более 23 тыс. бюджетов и более 180 тыс. счетов. «В кассовом обслуживании как основном направлении нашей деятельности, — подчеркнул руководитель Федерального казначейства, — нам всегда есть что улучшить». К примеру, в прошлом году ведомство обеспечило предоставление выписок из лицевых счетов своих клиентов до 10.30 утра следующего дня. Задача текущего года — реализовать механизм электронного санкционирования расходов. Это даст возможность отойти от организации работы, в основе которой лежит бумажный документ с печатью и подписью.

В прошлом году были определены основные механизмы для того, чтобы документ поступал в электронном формате и в информационную систему сбрасывался автоматически. Разработана и протестирована универсальная форма документа. «Сейчас мы просим Министерство финансов утвердить форму документа и создать правовую основу для запуска электронного санкционирования расходов наших клиентов», — сказал Артюхин.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно