Версия для печати 1675 Материалы по теме
Как интегрировать №223-ФЗ в контрактную систему
За сближение без смешения

Идеи о необходимости интегрировать Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ в контрактную систему звучали давно. Однако лишь со вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пути такой интеграции стали рассматриваться на уровне законопроектов.

Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, начальник отдела правовой экспертизы Центра электронных торгов B2B Center

Общность двух законов, регулирующих закупки отдельных категорий заказчиков, заключается прежде всего в том, что и по Закону № 223-ФЗ, и по Закону № 44-ФЗ заказчики обязаны размещать планы закупок и информацию о каждой закупке на сайте www.zakupki.gov.ru. Однако Минэкономразвития России в проекте изменений Закона № 223-ФЗ, опубликованном на сайте www.regulation.gov.ru, предлагает усилить сходство названных законов, установив для заказчиков общий закрытый перечень возможных способов размещения заказа. Иными словами, предлагается разрешить проведение закупок по Закону № 223-ФЗ лишь теми способами, которые закреплены в законодательстве о контрактной системе. Это конкурс, аукцион, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос котировок, запрос предложений, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

В случае принятия поправок у заказчика остается лишь четыре основных конкурентных способа проведения закупки, поскольку двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс и закрытый аукцион в обычных условиях имеют крайне ограниченную применимость. Да и открытый аукцион едва ли может быть отнесен к наиболее востребованным в практике способам размещения заказа. Заказчик по-прежнему будет волен самостоятельно определять в корпоративном положении о закупках удобные ему способы размещения заказа, но лишь в рамках приведенного выше перечня, а значит, выбирать ему будет почти не из чего. Подобное ограничение представляется излишним.

Неоправданным можно назвать и предложение лишить заказчика права проводить предквалификацию в рамках аукциона, запроса предложений и запроса котировок. Ведь именно предквалификация служит базовым инструментом защиты заказчика от недобросовестных поставщиков еще на стадии проведения конкурентной процедуры закупки.

Впрочем, предложения Минэкономразвития России все же нельзя назвать механическим копированием норм Закона № 44-ФЗ. Так, в новых частях 3.1–3.6, которыми предлагается дополнить статью 3 Закона № 223‑ФЗ, даны лишь определения каждого способа закупки из приведенного выше закрытого перечня. Это означает, что заказчику планируется оставить право самостоятельно определять процедурные особенности каждого способа в своем корпоративном положении о закупках, как он и делает в настоящее время.

Кроме того, заказчику оставлено право самостоятельно определять форму каждой закупки. А это особенно важно в связи с тем, что многие заказчики предпочитают наиболее совершенную — электронную — форму проведения закупок, которая позволяет не только сделать закупку прозрачной, но и с минимальными усилиями со стороны заказчика обеспечить конкуренцию между поставщиками и, как результат, приобрести лучшую продукцию по лучшей цене. Сбалансированным подходом к интеграции Закона № 223-ФЗ в контрактную систему представляется взаимное сближение норм двух законов без полного их смешения, когда на закон распространялись бы основополагающие стандарты контрактной системы, а сама контрактная система обогатилась бы лучшими механизмами, удачно апробированными в практике реализации Закона № 223-ФЗ.

Полностью материал опубликован в журнале «Бюджетный учет» (№ 3 за 2014 г.).

Поделиться