«Бюджет» решил познакомить своих читателей с мнением известных среди профессионального сообщества людей относительно специфики работы в общественном и коммерческом секторах — разницы подходов к организации работы, кадровому вопросу и т. д. Опрошенные нами коллеги прежде работали в общественном секторе, а впоследствии перешли в крупные коммерческие компании, и наоборот, поработав в бизнесе, сейчас трудятся в бюджетной сфере. Первый наш гость — Надежда Юрьевна БЫЧКОВА, вице-президент ОАО «СМП Банк».
— Надежда Юрьевна, если сравнивать специфику работы в банке и в общественном секторе, на ваш взгляд, где легче, а где сложнее работать? Где понятнее правила?
— Если человек ищет работу, он всегда ее найдет независимо от сферы деятельности — в общественном секторе, на производстве или в банке. Это нужно принять и жить с этим, понимая, что всегда не будет хватать времени, ночью будешь просыпаться и решать какую-то задачу, строить схемы, придумывать стратегии... У меня никогда не получалось спокойно работать, всегда было много идей, предложений по решению каких-то вопросов. Именно поэтому судьба мне дарила прекрасных учителей, которые до сих пор мне близки. Один из них — мой бывший руководитель, моя Шефочка — Людмила Владимировна Смольникова (в те годы заместитель мэра — директор департамента финансов администрации города Томска. — Прим. ред.). Она стала мне второй мамой и, взяв к себе советником (я пришла на конкурс, где одним из требований было «мужчина с опытом руководящей работы»), научила, как выстраивать стратегию работы с депутатами, структурными подразделениями, насколько важно знать больше других и пользоваться знаниями вовремя. Она в меня поверила, и под ее руководством мы реализовали серьезные проекты, о которых до сих пор вспоминаем с гордостью. Она же научила меня не бояться своих идей, а думать о том, как их реализовать.
Коммерческие структуры в настоящее время заинтересованы в специалистах, профессионально
разбирающихся в специфике общественных финансов |
Уже с этой серьезнейшей школой я пошла на соревнование с самой собой и приняла приглашение банка. И все знания, весь опыт настолько пригодились, что вылились в безусловно впечатляющий результат. Я уже смирилась с тем, что сфера общественных финансов — это мое. Работая в банке, я работаю в сфере общественных финансов и не могу, видя коллизии законодательства или не совсем удачный законопроект, промолчать. В этом плане банковская сфера дает определенную, хоть и относительную, свободу.
И банковский сектор, и общественный достаточно жестко регламентированы, но в каждом из них есть свобода творчества и самореализации. Так что, отвечая на ваш вопрос о сравнении специфики работы в общественном и банковском секторах, скажу, что все зависит от личности. Кому-то всегда «хорошо там, где нас нет», а я считаю, что нельзя сказать, что где-то сложнее или легче, везде люди, и они разные, везде нужно преодолевать трудности и строить взаимоотношения, везде нужно брать ответственность, не бояться ее — это главное.
— Какую помощь банк оказывает общественному сектору экономики — муниципалам, субъектам?
— Начиная от простых консультаций и обмена опытом (и это подтвердят многие и многие) до совершенно прикладных вещей. Общественный сектор экономики — это ведь не только бюджет, это все, что рядом, и подрядчики/поставщики, учреждения и организации, больницы и школы, перинатальные центры и оборонные предприятия... Идеальная финансовая модель, к которой мы стремимся, все это объединяет. Все больше и больше товаров и услуг не продаются на рынке, а предоставляются государством или кем-то еще, какими-то другими институтами в нерыночной или в не совсем рыночной форме. И здесь огромное количество ниш...
Мы стараемся постоянно наращивать объемы, повышать качество и расширять спектр банковских услуг, предоставляемых субъектам бюджетной сферы. На рынок банковского кредитования в настоящее время выходят сотни субъектов бюджетной сферы — от регионов и крупных муниципальных образований до городских и сельских поселений. Активнее всего коммерческие банки кредитуют крупных клиентов, и это понятно — гораздо проще выдать и сопровождать кредит на миллиард рублей, чем 100 кредитов по 10 миллионов рублей. В результате множество клиентов — муниципальных образований оказываются фактически без доступа к необходимым ресурсам. Мы же, понимая особенности рынка и работая системно, по кредитам в сумме до 50 миллионов рублей второй год подряд занимаем второе место (вслед за Сбербанком), выдавая таких кредитов больше, чем все остальные банки.
— Насколько банк ощущает напряжение из-за того, что казначейство стало давать краткосрочные кредиты?
— Во-первых, создание бюджетного банка — это прекрасная идея, реализацию которой мы столько ждали, и теперь, безусловно, гордимся нашими коллегами. Как и проектом по статье 236 БК РФ (ведь за месяц все организовали!) и многими другими реализованными задачами. Во-вторых, это нас стимулирует, мы всегда в поиске ниш, новых задач и придумывании интересных проектов. И, безусловно, они на подходе, вот-вот выстрелят.
Что касается рынка кредитования, то нас скорее интересуют последствия внедрения с 2014 года федеральной контрактной системы. Мера, безусловно, важная и нужная, но создается впечатление, что разработчики соответствующей законодательной и нормативной базы не учли всю специфику предоставления финансовых услуг субъектам общественного сектора. Так, совершенно непонятен смысл обязательного внесения обеспечения исполнения контрактов — это требование фактически ведет к удорожанию для заемщиков привлекаемых кредитных ресурсов. Только сейчас начата работа по исправлению этого существенного недостатка.
— Надежда Юрьевна, бытует мнение, что выпускники специализированных вузов больше «заточены» для работы в коммерческих структурах, чем в общественном секторе. Вы согласны с этим?
— Да, в некоторой степени такая тенденция имеет место. Действительно, наблюдается дефицит образования в сфере общественных финансов. И это довольно парадоксальная ситуация — хорошо известно, насколько серьезную роль играет государство в отечественной экономике, насколько велики масштабы делового партнерства государства (на всех его уровнях — федеральном, региональном и местном) и бизнеса. И совершенно очевидно, что коммерческие структуры в настоящее время сами заинтересованы в специалистах, профессионально разбирающихся в специфике общественных финансов.
— Устраивает ли вас уровень подготовки молодых специалистов, приходящих в банк?
— Уровень подготовки приходящих к нам молодых специалистов довольно высок. Однако следует признать — они все же нуждаются в получении определенных дополнительных знаний, в основном в областях, связанных как раз со спецификой общественных финансов... Мы берем студентов начиная с третьего курса. Они проходят у нас практику, некоторых мы оставляем работать в банке. Темы их дипломных работ согласовываю я.
На самом деле очень сложно выявить в человеке способности, найти сферу применения его потенциала, чтобы он раскрылся, стал эффективным специалистом. При этом скрупулезность и внимательность, перфекционизм никто не отменял. Ведь как раз в сфере общественных финансов понимаешь роль маленькой ошибки — даже из-за четвертой цифры после запятой может разгореться пламя.