По итогам 1 квартала профицит бюджета достиг 110,1 млрд рублей, или 0,7% ВВП, сообщил Минфин. Доходы составили 3,5 трлн рублей, расходы —3,4 трлн. За аналогичный период прошлого года бюджет был дефицитным (0,4% ВВП). Впрочем, профицит бюджета обеспечен не увеличением доходов из-за снижения курса рубля.
Распределение доходов и расходов за минувшие 3 месяца было почти равномерным: получено 25,9% от годового плана, потрачено 24,4%. По сравнению с 1 кварталом 2013 года доходы увеличились на 13,5%, а расходы на 5,2%. При этом нефтегазовые доходы в рублевом выражении возросли на 21,5%, а прочие доходы на 6%. Одной из главных причин такой ситуации стал значительный рост экспортной выручки производителей нефти и газа на фоне девальвации рубля, отмечает Минфин.
Несистемный профицит
С министерством не соглашается Александра Суслина из Экономической экспертной группы (ЭЭГ). В январе в федеральный бюджет были зачислены 176 млрд рублей, не потраченные в прошлом, указывает она в интервью газете «Ведомости». А уточненные расходы за январь оказались почти на 100 млрд меньше прежней оценки Минфина. С учетом этих двух факторов и получился квартальный профицит, который не отражает реальной экономической ситуации в стране.
Дополнительным временным резервом Минфина по источникам финансирования дефицита стали средства госкомпаний, автономных и бюджетных учреждений в размере более 300 млрд рублей, а также курсовая переоценка резервов, составившая 491 млрд. Нацфонды за счет ослабления рубля выросли на 484 млрд.
Слабый рубль не укрепляет бюджет
Среднегодовой курс 36,4 рублей за доллар прибавит к доходам бюджета 950 млрд рублей, считают в ЭЭГ. Схожую цифру (около 1 трлн) называл и замминистра экономического развития Андрей Клепач. Однако из них порядка 300 млрд уйдет на покрытие недополученных из-за стагнации экономики ненефтегазовых доходов.
Удорожание доллара на 1 рубль приносит бюджету дополнительные 316 млрд рублей, отмечают в ЭЭГ: увеличиваются в рублевом выражении нефтегазовые доходы и — за счет повышения номинального ВВП, инфляции, прибыли в рублевом выражении — ненефтегазовые. С другой стороны, ускорение инфляции на 0,6 п.п. за каждый рубль удорожания доллара снижает дополнительные реальные доходы казны почти вдвое — до 170 млрд руб. Вдобавок, сочетание инфляции и девальвации уменьшает инвестиционную активность, говорит Александра Суслина. В итоге в краткосрочном периоде реальный выигрыш бюджета от девальвации вдвое ниже номинального, а в долгосрочном — эффект и вовсе отрицательный.
Доходы бюджета благодаря девальвации увеличатся на 0,3% ВВП, но из-за стагнации экономики бюджет недополучит