Версия для печати 2709 Материалы по теме
Ульяновская область по результатам рейтингов уже третий год удерживает лидирующую позицию по внедрению ОРВ
Обучать и убеждать

В июле 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 176-ФЗ, в соответствии с которым уже в 2014 году оценка регулирующего воздействия (ОРВ) должна быть внедрена в деятельность органов государственной власти всех субъектов РФ. Какова роль этого инструмента в системе государственного регулирования? Как он может использоваться на региональном уровне? Каков эффект от внедрения оценки регулирующего воздействия? На эти и другие темы мы побеседовали с министром экономики и планирования Ульяновской области, доктором экономических наук, профессором Олегом Владимировичем АСМУСОМ. Выбор темы и собеседника неслучаен: именно Ульяновская область по результатам рейтингов уже третий год удерживает лидирующую позицию по внедрению ОРВ.

— Олег Владимирович, оценка регулирующего воздействия для зарубежных стран — механизм далеко не новый, в отличие от России. Как происходит ее внедрение в Ульяновской области?

— Действительно, оценка регулирующего воздействия давно распространена в мире и вошла в практику работы госаппарата в Австралии, США, европейских странах. В Швейцарии и во Франции механизм ОРВ закреплен на уровне конституций. Введение оценки регулирующего воздействия, сопоставление издержек с положительными эффектами, проработка альтернативных вариантов достижения общественно значимых целей и проведение публичных обсуждений с адресатами регулирования — то есть теми социальными группами, на которые будет направлено то или иное решение, — стали реакцией на возрастающие объемы нормотворчества и сложность самих государственных регулирующих документов.

Для России это новое направление, связанное с переосмыслением всего нормотворческого процесса. Ульяновская область встала на этот путь в конце 2011 года. В ноябре 2011 года были внесены изменения в положение о министерстве экономики и планирования в части наделения его полномочиями по применению ОРВ. Нача­ло было положено. Процедура проведения ОРВ в регионе включает в себя следующие основные элементы:

— анализ проблемы, решению которой посвящена новая нормо­творческая инициатива (отмечу, что процедуре ОРВ подлежат и проекты законодательных актов Ульяновской области);

— расчет возможных выгод или издержек как для бизнеса, общества, так и для государства;

— проведение публичных обсуждений со всеми заинтересованными сторонами, которые будут вовлечены в действие регулирующего решения.

По итогам этой работы готовится заключение об оценке регулирующего воздействия (его составляет министерство экономики и планирования Ульяновской области). В случае получения отрицательного заключения по результатам ОРВ, то есть если в заключении сделан вывод о наличии положений, вводящих избыточные, необоснованные обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования, разработчик акта обязан устранить эти недочеты.

В нашем регионе ОРВ выполняет функцию блокиратора неэффективных решений. В некоторых практиках заключение об ОРВ может носить лишь информационно-рекомендательный характер. Ульяновская область выбрала другой путь, более сложный, но, на мой взгляд, более эффективный.

— Знаю, что в Ульяновской области внедрение процедуры идет активно и даже опережающими темпами по сравнению с другими регионами...

— Вы правы, мы взяли очень хороший темп. Положительные достижения по внедрению процедуры ОРВ на территории региона совсем недавно в очередной раз получили федеральное признание, поскольку 28 марта Ульяновской области выпала честь принять выездное заседание рабочей группы по вопросам взаимодействия с регионами Консультативного совета по ОРВ при Минэкономразвития России. Дирек­тор профильного департамента федерального ведомства В. А. Живулин отметил высокие качество и темпы работы наших специалис­тов и подчеркнул, что, по предварительной оценке департамента, Ульяновская область является одним из самых успешных субъектов по внедрению данной процедуры. Безусловно, такая высокая оценка является стимулом для достижения новых высот.

Благодаря внедрению ОРВ бизнес уже ощутил, насколько реально повлиять на государственные инициативы в  сфере регулирования предпринимательской деятельности

— Можно ли сказать, что руководители областных органов власти, рядовые гражданские служащие, предпринимательское сообщество, население признают значимость процедуры ОРВ для региона?

— Пока не все в Ульяновской области осознают важность и необходимость внедрения этой процеду­ры. Скажу больше, очень многие воспринимали и воспринимают это нововведение с непониманием. Именно поэтому мы не только ведем разъяснительную работу в СМИ, но и проводим личные встречи с потенциальными участниками процедуры. В прошлом году в рамках «Губернаторских чтений» в течение года сотрудники министерства читали лекции студентам региональных вузов о роли ОРВ в государственном и муниципальном управлении. А встречи с предпринимательским сообществом носят постоянный характер.

— Кстати, о предпринимательском сообществе. Получит ли бизнес какие-то реальные преимущества благодаря ОРВ?

— Процедура ОРВ повышает качество государственного регулирования за счет своей открытости и прозрачности. Каждый предприниматель может принять участие в обсуждении, сформулировать свои замечания и предложить альтернативные варианты регулирования. Пожалуй, в сфере государственного регулирования нет более открытого для общества механизма. Бизнес может увидеть, точнее, уже увидел и ощутил, насколько реально повлиять на государственные инициативы в сфере регулирования предпринимательской деятельности.

Кроме того, процедура ОРВ предполагает, что в заключении, которое будет подготовлено по результатам проведения процедуры, должны быть отражены все замечания участников. И каждый из этих участников может проследить, учтены ли его идеи в конечном документе.

— С предпринимателями более или менее понятно. А каким образом другие участники регулирующих инициатив смогут выразить свое мнение?

— ОРВ позволяет согласовать интересы различных групп субъектов регулирования, дает возможность обсудить принимаемый акт всем участникам и высказать свои замечания к нему. Как показывает практика, не всегда для оценки достаточно получить лишь позицию предпринимательского сообщества, кроме того, не во всех случаях оно проявляет высокую активность. И особенно затруднительно получить отклик, когда вопрос напрямую не связан со сферой их деятельности (например, если проект нормативно-правового акта затрагивает сельское хозяйство, а предприниматель работает в промышленной сфере).

Подготавливая заключение по нормативным правовым актам, министерство в прошлом году внедрило в практику широкое использование исследовательских процедур. Были спроектированы и организованы опросы мнения населения и экспертные опросы по ряду нормотворческих инициатив. Эта практика нова для самой процедуры ОРВ, и здесь мы пионеры.

В такой системе, как ОРВ, главное — открытость, прозрачность и возможность для простых жителей области и экспертов выразить свое мнение на любом этапе проведения оценки. Тогда ошибок не будет, решение окажется взвешенным, и уж точно будет исключена его зависимость от какого-то одного человека.

— Планируется ли ввести ОРВ в муниципальных образованиях области?

— Отмечу, что, согласно федеральному законодательству, процеду­ра ОРВ подлежит внедрению в Ульяновске начиная с 1 января 2015 года, в муниципальных районах и остальных городских округах — с 1 января 2016 года, в городских и сельских поселениях — с 2017 года.

— Успеют ли муниципалитеты подготовиться к таким серьезным нововведениям?

— Не спорю, что для органов местного самоуправления это сложная и трудоемкая процедура. К числу главных факторов, сдерживающих внедрение ОРВ в муниципальных образованиях области, можно отнести отсутствие свободных штатных единиц в структурах, ответственных за проведение этой процедуры. Как правило, на местном уровне такими структурными подразделениями являются отделы, совмещающие несколько направлений — инвестиции, развитие предпринимательства, экономический мониторинг и анализ — и имеющие штатную численность четыре сотрудника. Еще одним сдерживающим фактором является отсутствие практики проведения ОРВ и необходимой квалификации сотрудников.

Однако есть федеральный закон и есть обозначенные в нем сроки. Министерство экономики и планирования Ульяновской области прилагает все усилия для того, чтобы процесс внедрения ОРВ в муниципалитетах шел максимально планомерно и скоординированно. На региональном уровне уже создана вся необходимая нормативно-правовая база для такой работы. Еще в 2013 году мы начали работать с пятью пилотными проектами — таким образом, начало умного регулирования на местном уровне положено. В апреле 2013 года были подписаны соглашения о взаимодействии при проведении оценки регулирующего воздействия между министерством экономики и планирования Ульяновской области и администрациями пилотных муниципальных образований. В соглашениях закреплены основные ориентиры и сроки внедрения отдельных элементов процесса.

В течение прошлого года мы отработали с пилотными муниципальными образованиями схему встраивания ОРВ в процесс принятия решений, выбрали схемы проведения ОРВ. Был проведен ряд

обучающих семинаров. По итогам года в пилотных муниципалитетах утверждена вся необходимая правовая база, достигнуты договоренности о сотрудничестве с предпринимателями. В двух муниципальных образованиях уже начата практическая деятельность. Остальные муниципалитеты будут постепенно присоединяться к пилотным исходя из кадровых и организационных возможностей для внедрения ОРВ.

— Какими вы видите основные задачи ОРВ на ближайшую перспективу?

— Строить, обучать и убеждать. Необходимо расширять эффективную практику ОРВ не только на региональном уровне, но и в муниципальных образованиях Ульяновской области. С муниципалитетами работа будет проходить в более тесном ключе. Процедура ОРВ должна восприниматься не как излишний и обременительный механизм, а как привычный процесс, понятный и разработчикам регулирующих решений, и бизнесу, и обществу. Наша задача убедить окружающих в том, что на данный момент это единственный механизм, обес­печивающий прозрачность принятия решений начиная с самого раннего этапа их формирования.

Подготовил М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться