Инструментарий сравнительной оценки регионов РФ по различным аспектам социально-экономического развития пополнился еще одним элементом. ФАС России во исполнение поручения Президента РФ (от 27 апреля 2012 года № Пр‑1092) разработала методику и сформировала рейтинг субъектов Федерации по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды.
Показатель интенсивности конкуренции определяет степень соперничества между конкурирующими на рынке хозяйствующими субъектами и делает акцент на состоянии рынка как такового. А показатель состояния конкурентной среды в большей степени характеризует качество институциональной инфраструктуры и различного рода барьеры — административные, экономические, социальные, инфраструктурные. Представленный рейтинг основан на агрегировании ряда показателей, в качестве исходных данных для расчета которых использованы:
- аналитические отчеты, сформированные по результатам исследования состояния конкурентной среды на отдельных товарных рынках Российской Федерации в период
2010–2013 годов, которые содержат характеристику экономической концентрации и выводы о состоянии конкуренции по каждому из субъектов РФ. В настоящее время такие отчеты подготовлены по ряду важнейших рынков и включают в себя данные по каждому субъекту Федерации (рынки ГСМ, рынки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорог и искусственных дорожных сооружений, рынки финансовых услуг, рынки услуг по охране помещений, рынки услуг по ремонту и обслуживанию лифтов и иные) — сведены в рейтинг «Рынки»;- опросные данные за 2013 год, которые характеризуют оценку респондентами состояния конкуренции в каждом из субъектов РФ (такие опросы проводит Росстат в среде предпринимателей из сферы строительства) — сведены в рейтинг «Опросы»;
- собственные данные ФАС России, которые характеризуют обращаемость в антимонопольные органы по случаям нарушения антимонопольного законодательства в каждом из субъектов Федерации, — сведены в рейтинг «Заявления»;
- общеэкономические показатели, которые публикует Росстат в рамках выполнения годового плана статистических работ и которые могут косвенно характеризовать состояние конкуренции в регионе (в частности, количество предпринимателей и хозяйствующих субъектов по отношению к численности населения и размеру ВРП, размер и знак сальдо миграционного потока и иные), — сведены в рейтинг «Макро».
С целью оптимального и обоснованного построения рейтинга ФАС России совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ провела два круглых стола с привлечением научной общественности и членов Экспертного совета при Правительстве РФ. В рамках первого круглого стола были обсуждены принципиальные подходы к выбору параметров, характеризующих состояние конкуренции и исходных данных, которые могут быть использованы для этой цели. При этом было показано, что известные по международному опыту методы определения параметров состояния конкуренции мало применимы для российской практики антимонопольного регулирования и развития конкуренции ввиду значительного временного лага, необходимого для сбора и обработки исходных данных. Существенная часть необходимых данных не собирается в рамках государственного статистического наблюдения. Кроме того, поставленная задача осложнялась необходимостью ее решения не в национальном масштабе, а на отдельных административно-территориальных образованиях, отличающихся по социально-экономическому положению, включая структуру экономики, институциональному положению и нормативному уровню поддержки и развития конкуренции на субнациональном уровне.
| Известные по международному опыту методы определения параметров состояния конкуренции мало применимы для российской практики антимонопольного регулирования и развития конкуренции |
После предварительных расчетов основные принципы формирования рейтинга и результаты расчета рейтинга были обсуждены на втором круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ с участием представителей научных кругов, Минэкономразвития России, органов государственной власти ряда субъектов РФ. Было признано, что в целом рейтинг достаточно объективно отражает интенсивность конкуренции в регионах России. Вместе с тем с учетом обсуждения ФАС России планирует продолжить работу по совершенствованию методики расчета рейтинга. В частности, планируется уточнить набор макроэкономических показателей, используемых для расчета рейтинга, а также относительный вклад в итоговый рейтинг его составляющих.
Кроме того, представляется целесообразным учитывать при расчете рейтинга результаты внедрения в регионах России регионального Стандарта развития конкуренции. В его составе утверждена система целевых показателей по ряду отраслей экономики, на достижение которых направлены мероприятия указанного стандарта. ФАС России предлагает после внедрения в 2015 году Стандарта во всех субъектах РФ перейти на формирование рейтинга на основании данных мониторинга результатов его внедрения.
Рейтинг субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды
| Итоговый рейтинг | Рейтинг «Макро» | Рейтинг «Заявления» | Рейтинг «Рынки» | Рейтинг «Опросы» | |
| Краснодарский край | 1 | 14 | 6 | 9 | 22 |
| Белгородская область | 2 | 21 | 12 | 22 | 19 |
| Калужская область | 2 | 10 | 46 | 9 | 9 |
| Республика Татарстан | 2 | 8 | 31 | 1 | 36 |
| Новосибирская область | 5 | 11 | 60 | 1 | 6 |
| Тюменская область | 6 | 1 | 8 | 30 | 48 |
| Воронежская область | 7 | 31 | 30 | 22 | 7 |
| Москва | 7 | 2 | 7 | 14 | 66 |
| Рязанская область | 9 | 18 | 23 | 3 | 56 |
| Курская область | 10 | 40 | 34 | 9 | 21 |
| Республика Саха (Якутия) | 11 | 18 | 16 | 30 | 43 |
| Смоленская область | 11 | 56 | 14 | 6 | 30 |
| Республика Коми | 13 | 46 | 48 | 14 | 4 |
| Санкт-Петербург | 13 | 4 | 35 | 14 | 59 |
| Приморский край | 15 | 37 | 26 | 35 | 17 |
| Московская область | 16 | 6 | 44 | 55 | 14 |
| Оренбургская область | 16 | 34 | 45 | 9 | 29 |
| Ставропольский край | 16 | 37 | 25 | 22 | 34 |
| Республика Калмыкия | 19 | 48 | 9 | 55 | 11 |
| Самарская область | 19 | 23 | 11 | 6 | 82 |
| Свердловская область | 19 | 20 | 27 | 14 | 60 |
| Кабардино-Балкарская Республика | 22 | 72 | 4 | 30 | 22 |
| Республика Карелия | 22 | 36 | 59 | 22 | 11 |
| Костромская область | 24 | 32 | 32 | 14 | 57 |
| Псковская область | 25 | 32 | 21 | 66 | 18 |
| Новгородская область | 26 | 29 | 49 | 63 | 1 |
| Республика Башкортостан | 26 | 54 | 13 | 35 | 39 |
| Челябинская область | 26 | 30 | 42 | 35 | 35 |
| Чукотский авт. округ | 26 | 15 | 72 | 42 | 14 |
| Брянская область | 30 | 79 | 41 | 22 | 5 |
| Магаданская область | 30 | 12 | 43 | 79 | 14 |
| Республика Ингушетия | 30 | 44 | 3 | 76 | 22 |
| Ханты-Мансийский авт. округ | 30 | 12 | 28 | 76 | 30 |
| Ямало-Ненецкий авт. округ | 30 | 39 | 10 | 66 | 30 |
| Иркутская область | 35 | 45 | 36 | 42 | 28 |
| Саратовская область | 35 | 60 | 5 | 35 | 51 |
| Кемеровская область | 37 | 41 | 54 | 14 | 54 |
| Липецкая область | 37 | 64 | 40 | 55 | 3 |
| Республика Мордовия | 37 | 76 | 19 | 30 | 38 |
| Республика Северная Осетия — Алания | 37 | 81 | 18 | 55 | 10 |
| Томская область | 37 | 16 | 75 | 35 | 37 |
| Красноярский край | 42 | 5 | 73 | 14 | 76 |
| Пензенская область | 42 | 51 | 70 | 42 | 2 |
| Республика Дагестан | 42 | 80 | 2 | 42 | 41 |
| Республика Тыва | 42 | 71 | 20 | 22 | 53 |
| Ростовская область | 42 | 22 | 58 | 42 | 46 |
| Владимирская область | 47 | 62 | 39 | 22 | 48 |
| Республика Хакасия | 47 | 43 | 62 | 3 | 62 |
| Ярославская область | 47 | 28 | 69 | 55 | 20 |
| Республика Адыгея | 50 | 53 | 15 | 35 | 70 |
| Тверская область | 50 | 60 | 37 | 6 | 73 |
| Камчатский край | 52 | 9 | 52 | 55 | 61 |
| Карачаево-Черкесская Республика | 52 | 69 | 24 | 63 | 22 |
| Омская область | 52 | 26 | 66 | 35 | 52 |
| Алтайский край | 55 | 58 | 47 | 5 | 73 |
| Архангельская область | |||||
| (в т. ч. Ненецкий АО) | 55 | 48 | 65 | 42 | 27 |
| Нижегородская область | 55 | 24 | 56 | 22 | 79 |
| Тамбовская область | 55 | 50 | 51 | 14 | 67 |
| Вологодская область | 59 | 7 | 33 | 79 | 71 |
| Мурманская область | 60 | 64 | 53 | 63 | 13 |
| Калининградская область | 61 | 3 | 67 | 66 | 68 |
| Сахалинская область | 61 | 25 | 71 | 42 | 65 |
| Республика Марий Эл | 61 | 73 | 17 | 30 | 81 |
| Тульская область | 61 | 58 | 61 | 9 | 75 |
| Хабаровский край | 65 | 34 | 74 | 42 | 57 |
| Чеченская Республика | 65 | 82 | 1 | 76 | 47 |
| Пермский край | 67 | 17 | 79 | 55 | 64 |
| Волгоградская область | 68 | 51 | 29 | 66 | 71 |
| Забайкальский край | 68 | 74 | 22 | 82 | 39 |
| Орловская область | 68 | 57 | 63 | 55 | 44 |
| Республика Алтай | 68 | 63 | 55 | 66 | 33 |
| Республика Бурятия | 68 | 75 | 57 | 42 | 45 |
| Кировская область | 73 | 41 | 64 | 42 | 78 |
| Ленинградская область | 74 | 27 | 81 | 66 | 55 |
| Чувашская Республика | 74 | 67 | 78 | 42 | 42 |
| Еврейская авт. область | 76 | 78 | 82 | 66 | 8 |
| Ульяновская область | 77 | 47 | 76 | 42 | 83 |
| Удмуртская Республика | 78 | 68 | 68 | 66 | 50 |
| Астраханская область | 79 | 55 | 80 | 42 | 77 |
| Ивановская область | 80 | 66 | 38 | 79 | 79 |
| Курганская область | 80 | 77 | 50 | 66 | 69 |
| Амурская область | 82 | 70 | 77 | 66 | 63 |
Поделиться:


