Версия для печати 3355 Материалы по теме
Владимир Александрович ШИПУНОВ, заместитель начальника Аналитического управления Федеральной антимонопольной службы
Конкурентная среда в регионах

Инструментарий сравнительной оценки регионов РФ по различным аспектам социально-экономического развития пополнился еще одним элементом. ФАС России во исполнение поручения Президента РФ (от 27 апреля 2012 года № Пр‑1092) разработала методику и сформировала рейтинг субъектов Федерации по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды.

Показатель интенсивности конкуренции определяет степень соперничества между конкурирующими на рынке хозяйствующими субъектами и делает акцент на состоянии рынка как такового. А показатель состояния конкурентной среды в большей степени характеризует качество институциональной инфраструктуры и различного рода барьеры — административные, экономические, социальные, инфраструктурные. Представленный рейтинг основан на агрегировании ряда показателей, в качестве исходных данных для расчета которых использованы:

  • аналитические отчеты, сформированные по результатам исследования состояния конкурентной среды на отдельных товарных рынках Российской Федерации в период
  • 2010–2013 годов, которые содержат характеристику экономической концентрации и выводы о состоянии конкуренции по каждому из субъектов РФ. В настоящее время такие отчеты подготовлены по ряду важнейших рынков и включают в себя данные по каждому субъекту Федерации (рынки ГСМ, рынки работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту автодорог и искусственных дорожных сооружений, рынки финансовых услуг, рынки услуг по охране помещений, рынки услуг по ремонту и обслуживанию лифтов и иные) — сведены в рейтинг «Рынки»;
  • опросные данные за 2013 год, которые характеризуют оценку рес­пондентами состояния конкуренции в каждом из субъектов РФ (такие опросы проводит Росстат в среде предпринимателей из сферы строительства) — сведены в рейтинг «Опросы»;
  • собственные данные ФАС России, которые характеризуют обращаемость в антимонопольные органы по случаям нарушения антимонопольного законодательства в каждом из субъектов Федерации, — сведены в рейтинг «Заявления»;
  • общеэкономические показатели, которые публикует Росстат в рамках выполнения годового плана статистических работ и которые могут косвенно характеризовать состояние конкуренции в регионе (в частности, количество предпринимателей и хозяйствующих субъектов по отношению к численности населения и размеру ВРП, размер и знак сальдо миграционного потока и иные), — сведены в рейтинг «Макро».

С целью оптимального и обоснованного построения рейтинга ФАС России совместно с Аналитическим центром при Правительстве РФ провела два круглых стола с привлечением научной общественности и членов Экспертного совета при Правительстве РФ. В рамках первого круглого стола были обсуждены принципиальные подходы к выбору параметров, характеризующих состояние конкуренции и исходных данных, которые могут быть использованы для этой цели. При этом было показано, что известные по международному опыту методы определения параметров состояния конкуренции мало применимы для российской практики антимонопольного регулирования и развития конкуренции ввиду значительного временного лага, необходимого для сбора и обработки исходных данных. Существенная часть необходимых данных не собирается в рамках государственного статистического наблюдения. Кроме того, поставленная задача осложнялась необходимостью ее решения не в национальном масштабе, а на отдельных административно-территориальных образованиях, отличающихся по социально-экономическому положению, включая структуру экономики, институциональному положению и нормативному уровню поддержки и развития конкуренции на субнациональном уровне.

Известные по международному опыту методы определения параметров состояния конкуренции мало применимы для российской практики антимонопольного регулирования и развития конкуренции

После предварительных расчетов основные принципы формирования рейтинга и результаты расчета рейтинга были обсуждены на втором круглом столе в Аналитическом центре при Правительстве РФ с участием представителей научных кругов, Минэкономразвития России, органов государственной власти ряда субъектов РФ. Было признано, что в целом рейтинг достаточно объективно отражает интенсивность конкуренции в регионах России. Вместе с тем с учетом обсуждения ФАС России планирует продолжить работу по совершенствованию методики расчета рейтинга. В частности, планируется уточнить набор макроэкономических показателей, используемых для расчета рейтинга, а также относительный вклад в итоговый рейтинг его составляющих.

Кроме того, представляется целесообразным учитывать при расчете рейтинга результаты внедрения в регионах России регионального Стандарта развития конкуренции. В его составе утверждена система целевых показателей по ряду отраслей экономики, на достижение которых направлены мероприятия указанного стандарта. ФАС России предлагает после внедрения в 2015 году Стандарта во всех субъектах РФ перейти на формирование рейтинга на основании данных мониторинга результатов его внедрения.

Рейтинг субъектов РФ по степени интенсивности конкуренции и состоянию конкурентной среды

Итоговый рейтинг Рейтинг «Макро» Рейтинг «Заявления» Рейтинг «Рынки» Рейтинг «Опросы»
Краснодарский край 1 14 6 9 22
Белгородская область 2 21 12 22 19
Калужская область 2 10 46 9 9
Республика Татарстан 2 8 31 1 36
Новосибирская область 5 11 60 1 6
Тюменская область 6 1 8 30 48
Воронежская область 7 31 30 22 7
Москва 7 2 7 14 66
Рязанская область 9 18 23 3 56
Курская область 10 40 34 9 21
Республика Саха (Якутия) 11 18 16 30 43
Смоленская область 11 56 14 6 30
Республика Коми 13 46 48 14 4
Санкт-Петербург 13 4 35 14 59
Приморский край 15 37 26 35 17
Московская область 16 6 44 55 14
Оренбургская область 16 34 45 9 29
Ставропольский край 16 37 25 22 34
Республика Калмыкия 19 48 9 55 11
Самарская область 19 23 11 6 82
Свердловская область 19 20 27 14 60
Кабардино-Балкарская Республика 22 72 4 30 22
Республика Карелия 22 36 59 22 11
Костромская область 24 32 32 14 57
Псковская область 25 32 21 66 18
Новгородская область 26 29 49 63 1
Республика Башкортостан 26 54 13 35 39
Челябинская область 26 30 42 35 35
Чукотский авт. округ 26 15 72 42 14
Брянская область 30 79 41 22 5
Магаданская область 30 12 43 79 14
Республика Ингушетия 30 44 3 76 22
Ханты-Мансийский авт. округ 30 12 28 76 30
Ямало-Ненецкий авт. округ 30 39 10 66 30
Иркутская область 35 45 36 42 28
Саратовская область 35 60 5 35 51
Кемеровская область 37 41 54 14 54
Липецкая область 37 64 40 55 3
Республика Мордовия 37 76 19 30 38
Республика Северная Осетия — Алания 37 81 18 55 10
Томская область 37 16 75 35 37
Красноярский край 42 5 73 14 76
Пензенская область 42 51 70 42 2
Республика Дагестан 42 80 2 42 41
Республика Тыва 42 71 20 22 53
Ростовская область 42 22 58 42 46
Владимирская область 47 62 39 22 48
Республика Хакасия 47 43 62 3 62
Ярославская область 47 28 69 55 20
Республика Адыгея 50 53 15 35 70
Тверская область 50 60 37 6 73
Камчатский край 52 9 52 55 61
Карачаево-Черкесская Республика 52 69 24 63 22
Омская область 52 26 66 35 52
Алтайский край 55 58 47 5 73
Архангельская область
(в т. ч. Ненецкий АО) 55 48 65 42 27
Нижегородская область 55 24 56 22 79
Тамбовская область 55 50 51 14 67
Вологодская область 59 7 33 79 71
Мурманская область 60 64 53 63 13
Калининградская область 61 3 67 66 68
Сахалинская область 61 25 71 42 65
Республика Марий Эл 61 73 17 30 81
Тульская область 61 58 61 9 75
Хабаровский край 65 34 74 42 57
Чеченская Республика 65 82 1 76 47
Пермский край 67 17 79 55 64
Волгоградская область 68 51 29 66 71
Забайкальский край 68 74 22 82 39
Орловская область 68 57 63 55 44
Республика Алтай 68 63 55 66 33
Республика Бурятия 68 75 57 42 45
Кировская область 73 41 64 42 78
Ленинградская область 74 27 81 66 55
Чувашская Республика 74 67 78 42 42
Еврейская авт. область 76 78 82 66 8
Ульяновская область 77 47 76 42 83
Удмуртская Республика 78 68 68 66 50
Астраханская область 79 55 80 42 77
Ивановская область 80 66 38 79 79
Курганская область 80 77 50 66 69
Амурская область 82 70 77 66 63
Поделиться