Минфин и Минэнерго согласовали новые параметры налогового маневра в нефтяной отрасли, так как предыдущие параметры не понравились президенту «Роснефти» Игорю Сечину, пишут «
С весны в правительстве готовится налоговая реформа — резкое снижение пошлин на экспорт нефти (примерно до уровня Казахстана — 80 долларов за тонну, сейчас в России — 385 долларов за тонну) и компенсаторно резкое повышение НДПИ. В начале июня Минфин и Минэнерго согласовали параметры маневра, но на очередном совещании вице-премьер Аркадий Дворкович поручил ведомствам скорректировать параметры маневра, чтобы не обрушить маржу в нефтепереработке.
По информации газеты, по предыдущему сценарию маневр был рассчитан на четыре года, по новому — на три. Он более выгоден для нефтегазовых компаний и приведет к выпадению доходов бюджета.
Пошлины на сырую нефть и НДПИ в новой версии почти такие же, как и в старой, и снижаются почти с той же скоростью. Но гораздо резче в 2015 году снижаются пошлины на нефтепродукты — это и даст выигрыш НПЗ, уверены чиновники. Экспортная пошлина на все светлые нефтепродукты по первой, четырехлетней, версии снижалась в конце маневра (в 2018 году) до 26%, а по новой версии (за три года) — до 30%, сообщает чиновник, но пошлину на дизельное топливо предполагалось уменьшать в 2015, 2016 и 2017 годах до 52, 44 и 33% соответственно (сейчас ставка 65%); а будет 48, 40 и 30%. Заградительную (90%) пошлину на бензин планировалось снижать в 2015, 2016 и 2017 годах до 86, 65 и 50%, теперь же будет 78, 61 и 30%. Нефтепереработку поддержат еще и сильным снижением акцизов.
По прежней версии правительства, по завершении налогового маневра средняя маржа в отрасли снижалась с 55 долларов за тонну до 22 долларов. По новой версии она снизится до 30 долларов, указывает чиновник, знакомый с расчетами: это неплохой компромисс. Правда, только у компаний, которые успеют завершить модернизацию и довести глубину переработки примерно до 80%; а при глубине переработки примерно в 70% маржа будет по-прежнему падать до
Выполнение налогового маневра в таком виде приведет к снижению дополнительных доходов бюджета от 100%-ной пошлины на мазут — примерно с 250 млрд рублей до 150 млрд, подсчитал один из чиновников. Кроме того, резкое снижение акцизов и пошлин на светлые нефтепродукты приведет к выпадению доходов из бюджета.
Реформа может создать и другую проблему — кассовый разрыв в бюджете, сниженные пошлины начнут поступать на месяц раньше, чем повышенный НДПИ. Проблема возникнет только в 2015 году, но кассовые потери будут значительны — сумма может достичь 200 млрд рублей, утверждают два федеральных чиновника, участвующих в обсуждениях маневра. Их коллега считает, что речь идет о 120 млрд.