Версия для печати 1736 Материалы по теме
Индустриальные парки в России
Объекты особого внимания

В ситуации экономического застоя индустри­альные парки могут стать важными точками роста — причем роста качественного, связан­ного в том числе с созданием новых высокотехнологичных производств. Однако без мер государственной поддержки дальнейшее развитие этого нового для многих регионов России направления вряд ли возможно. По крайней мере, именно такой вывод сделали участники Международного инвестиционного форума «Индустриальные проекты в России — 2014».

Новые механизмы господдержки

За последний год на территории индустриальных парков России было создано около 14 тысяч новых рабочих мест. Общее количество ИП увеличилось с 80 до 101, причем больше стало как государственных, так и частных парков. Растет и количество резидентов — за год в парки пришло порядка 200 новых предприятий. Такие обнадеживающие данные озвучил исполнительный директор Ассоциации индустриальных парков Д. В. Журавский, выступая на форуме «Индустриальные проекты в России — 2014». По его словам, особенно важно, что расширяется география индустриальных парков: этот инструмент становится интересен все новым и новым регионам. Те из них, что еще несколько лет назад сделали ставку на развитие подобных специализированных площадок, сегодня демонстрируют промышленный рост, темпы которого заметно выше среднероссийских показателей. Объясняется это довольно просто: компаниям, которые приходят в парки, не требуется дополнительного времени и затрат для того, чтобы сформировать необходимую инфраструктуру.

Между тем до недавнего времени на федеральном уровне практически отсутствовали механизмы государственной поддержки проектов ИП, а в законодательстве до сих пор нет даже самого определения индустриальных парков. Важный шаг был сделан в апреле 2014 года, когда появилась специальная подпрограмма государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», посвященная индустриальным паркам. Министр промышленности и торговли РФ Д. В. Мантуров признал, что исторически в России ИП создавались за счет инициативы бизнеса и некоторых наиболее активных регионов, и рассказал о мерах, которые правительство планирует принять в развитие упомянутой подпрограммы. По его словам, в ближайшее время в Правительстве РФ будет обсуждаться проект постановления, предусматривающий предоставление субсидий управляющим компаниям индустриальных парков на компенсацию части расходов в размере 0,9 ставки рефинансирования Центрального банка России. Субсидировать предполагается в первую очередь расходы по кредитам, привлеченным на капитальное строительство инфраструктуры и объектов промышленности индустриальных парков.

Есть и второе направление поддержки, особенно актуальное для регионов, которые уже вложились в ИП. Речь идет о возмещении субъектам РФ расходов на создание инфраструктуры индустриальных парков за счет части налогов, уплачиваемых резидентами парков в федеральный бюджет. Министр упомянул и о другой обсуждаемой инициативе — проекте закона «О промышленной политике в РФ». Законопроект внесен в Государственную думу в конце июня. Помимо прочего, он содержит четкое определение индустриального парка.

Мантуров отметил, что возможные механизмы господдержки долго обсуждались как с уже функционирующими парками, так и с инвесторами, пока только планирующими их создание. По общему мнению, наиболее эффективной мерой должна стать именно субсидия управляющим компаниям. Другой вопрос, что в федеральном бюджете на 2014 год на соответствующие цели предусмотрено всего 250 миллионов рублей — сумма, вряд ли способная удовлетворить потребности отрасли. «Мы впервые вкладываем в это деньги, так что данную сумму можно считать пилотной, — пояснил Мантуров, отвечая на реплику губернатора Тульской области В. С. Груздева. — Мы хотим эффективно использовать средства, поэтому тратить много пока не планируем».

Место имеет значение

В свою очередь, губернатор Калужской области А. Д. Артамонов заявил, что начиная с 2006 года регион инвестировал в инфраструктуру ИП около 8 миллиардов рублей. «Ни рубля из федерального бюджета мы на эти цели не получили. Причем на начальном этапе, осуществляя такие вложения, мы сталкивались с непониманием и критикой», — отметил Артамонов. «В конце 90-х годов мы начали изучать опыт Китая, Южной Кореи, Турции. Поняли, что не придумано ничего лучше, чем создание специализированных индустриальных площадок. В Китае, где действует около 400 индустриальных парков, и в особенности в Турции инфраструктура ИП включает в себя в том числе и социальные объекты — детские сады, учебные заведения. Причем вся инфраструктура создается при участии государства. Мы решили идти тем же путем», — добавил калужский губернатор.

Сегодня в регионе работает десять индустриальных парков (три частных, остальные семь управляются региональной корпорацией развития). Общая площадь парков составляет 6 тысяч гектаров, 70% которых уже освоено. Благодаря новым индустриальным площадкам Калужская область сумела создать 25 тысяч новых рабочих мест и получить порядка 180 миллиардов рублей инвестиций, из глубоко дотационного региона превратившись в фактически регион-донор. «Несмотря на кризис, в этом году мы все равно имеем рост промышленного производства на уровне более девяти процентов. В 2014 году откроется 15 новых предприятий, а иностранные инвестиции вырастут на четверть. То есть инвестор смотрит не на ситуацию в стране или в мире вообще, а на то, насколько ему удобно работать в том или ином конкретном месте», — о­тметил Артамонов.

Калужский губернатор убежден, что напрямую вкладывать бюджетные рубли в приоритетные отрасли и предприятия бесперспективно. Правильнее развивать механизмы с­олидарной ответственности государства и инвестора, одним из которых должно стать субсидирование процентных ставок по кредитам. Тем б­олее что недоступность кредитных ресурсов — первая в списке проблем, на которые чаще всего указывают предприниматели.

индустриалка 1.jpg

Требуются гарантии

Губернатор другого региона, который в последние годы на слуху благодаря своим экономическим успехам, — Ульяновской области — не вполне удовлетворен законопроектом о промышленной политике. По мнению С. И. Морозова, закон поможет увеличить объемы промпроизводства и повысит производительность труда, но для развития ИП и в целом реиндустриализации экономики страны его недостаточно. Морозов предложил рассмотреть в­опрос о создании специализированного федерального фонда, который бы обеспечивал привлечение инвестиций в ИП под госгарантии. Кроме того, он призвал предусмотреть льготы по уплате таможенных пошлин на оборудование, ввозимое предприятием в целях модернизации производства, а также обнулить пошлины на экспорт высокотехнологичной продукции, производимой в индустриальных парках.

Как отметил губернатор Ульяновской области, общая проблема для вновь создаваемых и действующих предприятий — нехватка квалифицированных кадров. «Предлагаю включить в законопроект специальный раздел, посвященный развитию профессионального образования и рассмотреть возможность учитывать при исчислении налога на прибыль организации затраты на подготовку и переподготовку кадров», — сказал Морозов. Губернатор Тульской области Груздев добавил, что проблема сохранения качественной рабочей силы актуальна для всех небогатых субъектов РФ, в том числе и для его региона. В качестве рецепта он предлагает предусмотреть очередную субсидию — на этот раз по ипотеке для работников вновь создаваемых индустриальных парков.

индустриалка 2.jpg

На Дальнем Востоке ИП пока нет, но там с большим интересом наблюдают за опытом европейских регионов страны, заверил первый заместитель министра Российской Федерации по развитию Дальнего Востока А. М. Осипов. Российскому Дальнему Востоку приходится довольствоваться ролью наблюдателя по объективным причинам: слишком тяжело конкурировать со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, которые демонстрируют мощную динамику экономического развития. «Чтобы индустриальные парки появились на Дальнем Востоке, там нужно создавать соответствующие условия — и правовые, и финансовые. Они должны касаться всех видов режимов: налогового, таможенного, строительного и так далее. Все вплоть до образовательной и медицинской деятельности. Это позволит обеспечить глобальную конкурентоспособность тех площадок, которые будут формироваться в регионе», — отметил Осипов, добавив, что основную надежду в этой связи возлагает на обсуждаемый в правительстве законопроект «О территориях опережающего развития».

Итак, и губернаторы, и федеральные чиновники связывают дальнейшие перспективы развития индустриальных парков с теми или иными мерами государственной поддержки — льготами, субсидиями, гарантиями, иными преференциями. Причем суть большинства предложений сводится к тому, что соответствующие расходы и риски должен брать на себя в том числе федеральный бюджет. Перспективы подпрограммы «Индустриальные парки» и резонансного законопроекта «О промышленной политике» зависят в первую очередь от того, удастся ли Минфину, МЭР, Минпромторгу найти взаимопонимание по этому вопросу.

М. А. ЦУЦИЕВ

Поделиться