Сайт «Открытый бюджет Ленинградской области» был отмечен на федеральном уровне как один из наиболее успешных проектов. Опыт по его созданию и администрированию внесен в «Методические рекомендации по внедрению принципов и механизмов открытого государственного управления в субъектах РФ», выпущенные правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства. О положительной практике обеспечения открытости и прозрачности публичных финансов, а также повышении кредитных рейтингов и нюансах долговой политики журналу «Бюджет» рассказал вице-губернатор Ленинградской области — председатель комитета финансов Роман Иванович МАРКОВ.
— Роман Иванович, сайт «Открытый бюджет Ленинградской области» работает с декабря 2012 года. Пользуется ли портал популярностью?
— За полтора года сайт «Открытый бюджет» стал незаменимым помощником для жителей региона в поиске полезной и актуальной информации о бюджетном процессе. Отмечу, что прозрачность и понятность бюджета для населения — один из основных приоритетов проводимой нами финансовой политики. Портал эффективно помогает в решении этой задачи.
Мы постарались, чтобы сайт был информационно насыщенным, лаконичным и максимально удобным в использовании. Жителям региона в наглядной форме представлено, на что направляются те или иные бюджетные средства, в каком районе какие объекты строятся. Кроме того, портал стал способом обратной связи: жители региона могут в режиме онлайн сообщить о проблемах и ситуациях, требующих оперативного вмешательства, высказать мнение о принятых властями решениях. Так что ресурс и нам помогает анализировать итоги своей работы.
— Не так давно сайт претерпел изменения. С чем была связана необходимость совершенствования существующего контента?
— Действительно, в июле этого года заработала обновленная версия сайта. Модернизация — реакция администрации области на возрастающий интерес к порталу жителей региона, представителей бизнеса и органов государственной власти. Ведь мы хотим, чтобы ресурс был максимально полезен и удобен в использовании для каждой из целевых аудиторий.
На сайте журнала «Бюджет» есть библиотека статей, посвященная открытому бюджету. Ознакомиться с материалами можно здесь.
Теперь, после запуска обновленной версии, у жителей Ленинградской области появилось еще больше инструментов для того, чтобы быть активными участниками бюджетного процесса. Интернет-пользователям доступны новые разделы, полностью изменена структура портала. Самое главное — большая часть представленных данных оперативно обновляется в автоматическом режиме. Благодаря этому посетители сайта в режиме онлайн получают самую актуальную и нужную им на данный момент информацию.
— В чем ключевые отличия модернизированного сайта от предыдущего портала?
— Обновленный сайт разделен на несколько смысловых блоков: информационно-ознакомительный, образовательно-просветительный и раздел участия в жизни региона. Одним из нововведений стало внедрение более удобной системы навигации. Теперь информация систематизирована по целевой направленности. Выделены целевые группы: жители Ленинградской области, представители бизнеса, органы власти. В результате интернет-пользователи могут быстрее находить необходимые им материалы.
— Роман Иванович, хотелось бы побеседовать и о других аспектах региональной финансовой политики. В июне этого года рейтинговое агентство Fitch Ratings присвоило Ленинградской области международные рейтинги кредитоспособности инвестиционного уровня «ВВВ-». Высокая оценка...
— Да, и столь высокая оценка подтверждает правильность расставленных приоритетов в социально-экономическом развитии и бюджетной политике субъекта Федерации. По прогнозу рейтингового агентства, в
Повышение рейтингов наглядно демонстрирует устойчивое положение области и ее надежность как кредитора. Это дает субъекту РФ новые возможности: создает условия для привлечения заимствований на более выгодных условиях, а также расширяет круг потенциальных инвесторов. Самое главное — все это напрямую связано с повышением качества жизни каждого из жителей
Но повышение рейтингов не дает оснований областной администрации сбавлять темп. Мы четко понимаем, что занятые позиции нужно сохранять. И мы намерены и дальше придерживаться взвешенной долговой политики и осторожно относиться к заимствованиям, в том числе на уровне районных бюджетов.
Новая структура сайта
Информация систематизирована исходя из принадлежности посетителя к той или иной целевой группе: жители Ленинградской области, представители бизнеса, органы власти. В разделе «Жителям» — сведения о средней заработной плате по отраслям, расходы бюджета на одного жителя, информация о действующих в регионе мерах социальной поддержки. В разделе «Бизнесу» представлена информация, необходимая для принятия решения о ведении и развитии предпринимательской деятельности на территории региона. Это сведения об инвестиционных рейтингах Ленинградской области, размещении государственного заказа, а также о действующих мерах государственной поддержки. Сформирован отдельный блок «Органам власти». По оценкам экспертов, около 30% посетителей аналогичных порталов — государственные и муниципальные служащие. Для этой целевой аудитории сгруппированы разделы с материалами, полезными для их повседневной работы. В частности, оперативная информация об исполнении бюджета, доклады с заседаний правительства Ленинградской области и регионального Законодательного Собрания. В будущем планируется расширить это направление методической информацией по наиболее острым межведомственным вопросам. |
Основные информационные блоки сайта «Открытый бюджет Ленинградской области»
Блок «Бюджет». Размещена основная информация портала — сведения об областном бюджете: данные о запланированных и фактических доходах и расходах, дефиците. Здесь же находится раздел «Капитальное строительство», посвященный адресной инвестиционной программе региона. В нем указаны плановые и фактические расходы по конкретным объектам и их расположение на интерактивной карте Ленинградской области. Впоследствии этот раздел планируется дополнить объектами капитального ремонта. Блок «Обучение». Представлена структура органов государственной власти, принципы разграничения полномочий и ответственности между ними, бюджетный словарь с основными терминами и т. д. Блок «Участие» направлен на повышение активности участия жителей Ленинградской области в формировании бюджетной политики региона. Он включает в себя раздел обратной связи, а также опросы для интернет-пользователей. |
— Сегодня Ленинградская область входит в число регионов Северо-Западного федерального округа с самым низким уровнем государственного долга. Как вам удается избежать закредитованности, ставшей серьезной проблемой для многих регионов страны?
— Прежде всего благодаря консервативной политике в области управления расходами и уже упомянутой мною взвешенной долговой политике. Наряду с этим оптимизированы затраты на обслуживание госдолга, в том числе при помощи привлечения возобновляемых кредитных линий. Ведется поиск дополнительных доходных источников. Особое внимание уделяем мерам по увеличению налоговых доходов, которые поступают напрямую в бюджеты муниципальных образований. В целом Ленинградская область занимает высокое
Параллельно ведется работа по планомерному снижению долговой нагрузки. В регионе разрабатывается программа, направленная на повышение эффективности управления общественными финансами, которая рассчитана до 2020 года. Документ будет включать в себя анализ системы управления общественными финансами области, ключевые проблемы и перечень мероприятий по их устранению. Этот комплекс мер направлен на рост результативности и эффективности бюджетных расходов, увеличение доходной части бюджета, достижение целей бюджетной и социально-экономической политики. Таким образом, мы создаем условия для выхода на бездефицитный бюджет уже к 2018 году: в 2015 году дефицит составит 8 процентов, в
Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО
Перспективы развитияВ рамках дальнейшей модернизации сайта «Открытый бюджет Ленинградской области» планируется завершить процесс автоматизации данных, представляемых из других информационных систем; усилить аналитический блок; расширить сведения, доступные в разделе «Открытые данные», и т. д. Особое внимание при совершенствовании сайта по-прежнему будет уделяться размещению информации об исполнении государственных программ Ленинградской области. Информация об их исполнении уже представлена на сайте «Открытый бюджет» в нескольких форматах, чтобы у посетителей была возможность выбрать наиболее удобный для себя. Параллельно ведется работа по включению в опции сайта мониторинга государственных программ, предусматривающего более детальный анализ. В режиме реального времени он будет демонстрировать достижение заданных целей и показателей.
Также в перспективе на портале в свободном доступе будет размещена информация о бюджетах муниципальных образований Ленинградской области. Это станет возможно после завершения работы по интеграции бюджетных систем региона всех уровней. Реализация проекта позволит расширить область применения информации по местным бюджетам |