Контрактную систему и Федеральный закон №
Новации с преференциями
С приветствием к участникам и гостям конференции обратилась первый заместитель генерального директора ЗАО «Сбербанк-АСТ» Ю. А. Склярова. Она отметила, что с момента вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года №
Так, из-под действия закона о контрактной системе выведены участковые и территориальные избирательные комиссии муниципальных образований с их минимальными штатами и скромными бюджетами. Как знаковое изменение докладчик оценил введение нового, четкого понятия совокупного годового объема закупок. Он применяется, в частности, для расчета объема закупок у субъектов малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. Итоговую информацию о таких закупках заказчик теперь обязан публиковать на своем сайте по завершении года. Срок оплаты соответствующих контрактов, как и срок для их заключения, не должен превышать 30 дней. По мнению Бурлакова, это еще одна преференция для субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, заказчик отныне не вправе требовать какие-либо документы, подтверждающие их статус. Вообще контракт, согласно Гражданскому кодексу, может быть заключен в любой форме — в том числе устной, отметил представитель Минэкономразвития России.
Информатизация плюс стандартизация
В поправках к закону перечислены случаи, когда заказчик не обязан привлекать экспертов, но в принципе, как полагает замначальника отдела, вопрос об экспертизе пока не закрыт. Возможно, по данному поводу появятся новые разъяснения и уточнения. Если же по проектной документации ранее была проведена государственная экспертиза, то дополнительные мероприятия при закупке не требуются, отметил чиновник.
У профильного департамента министерства есть планы по дальнейшему развитию контрактной системы. В текущем году предполагается принять специальный закон об электронных процедурах закупок, его проект уже подготовлен и внесен в правительство. Предусмотрено также формирование официального каталога товаров, работ, услуг и создание библиотеки типовых контрактов. В 2015 году планируется кроме подготовки к запуску Единой информационной системы (пока она находится на стадии разработки технического задания) формирование всеми заказчиками отчетов о закупках у субъектов МСП. На этот счет Правительством РФ будет выпущен отдельный регламентирующий акт. Начнут функционировать и новые электронные торговые площадки.
Говоря о возможных поправках к Федеральному закону № 223‑ФЗ, Бурлаков отметил, что предложения и замечания к нему получены от всех заинтересованных сторон. Здесь, к примеру, предполагается дать учредителям дочерних хозяйственных обществ право устанавливать для них закрытые перечни способов проведения закупок. Эта мера продиктована стремлением к стандартизации и не является попыткой подвести компании под действие Закона №
Блохи и корни
Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС А. Ю. Лобов дал свои пояснения к позиции Минэкономразвития и прокомментировал сегодняшнюю практику закупок. Подача заявок на бумажных носителях, сопровождаемая подлогом или уничтожением документов и другими нарушениями, была оценена как «ужас десятилетней давности». Федеральный закон №
Если касаться темы экспертизы, то в России пока нет ни соответствующего рынка, ни единых требований к экспертам и самой экспертизе. По сути, просто идет торговля экспертными заключениями. Или, в лучшем случае, имеют место попытки провести процедуру самостоятельно, чтобы защититься от проверки со стороны Росфиннадзора. В качестве актуальных проблем также были названы укрупнение лотов и проведение конкурсов с ограниченным участием, где требования заранее пишутся под конкретного исполнителя. «Такого количества постановлений правительства о выборе единственного поставщика я не видел за все годы действия
Государственные и муниципальные унитарные предприятия попадут в сферу действия закона о контрактной системе только в 2017 году. С подобным подходом представитель ФАС тоже категорически не согласен, объясняя ситуацию «определенными лоббистскими интересами». По его мнению, идет вывод средств из ГУПов и МУПов через процедуры Закона №
А. В. БОРИСОВ
КОММЕНТАРИЙ
Юлия Игоревна ОБАЛЯЕВА, руководитель дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ» Участники всероссийской конференции — государственные и муниципальные заказчики, а также заказчики, чьи закупки регулируются Федеральным законом № 223‑ФЗ, получили возможность не только прослушать лекции, но и поделиться опытом с коллегами. Мы стараемся предоставить им удобную площадку для работы; и для заказчиков, и для руководителей уполномоченных органов она бесплатная. Поставщики, в свою очередь, могут ознакомиться с предложениями партнеров «Сбербанк-АСТ» в части предоставления банковских гарантий и других финансовых продуктов, узнать о новинках в области обучения, консалтинга и страхования. По итогам конференции в 2013 году была составлена резолюция, которую мы направили в федеральные ведомства. Все предложения из нее нашли свое отражение в текстах законопроектов — в частности, в законопроекте об унификации процедур закупок в положениях заказчиков, чьи закупки регулируются Федеральным законом № |