Версия для печати 1592 Материалы по теме
У профильного департамента министерства есть планы по дальнейшему развитию контрактной системы.
Определенные интересы неопределенных лиц

Контрактную систему и Федеральный закон № 223-ФЗ как элементы единой системы госзаказа обсудили участники всероссийской конференции, организованной ЗАО «Сбербанк-АСТ». Обсуждение высветило разные, в том числе теневые, стороны процесса закупок.

Новации с преференциями

С приветствием к участникам и гос­тям конференции обратилась первый заместитель генерального директора ЗАО «Сбербанк-АСТ» Ю. А. Склярова. Она отметила, что с момента вступ­ления в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» прошло больше полугода и уже можно говорить о практике его применения. Заместитель начальника отдела регулирования закупок организаций государственного сектора Департамента развития контрактной системы Минис­терства экономического развития РФ К. М. Бурлаков начал с благодарности в адрес граждан и организаций, обратившихся за разъяснениями по поводу применения Закона № 44-ФЗ. Ежедневный мониторинг применения закона, проводимый министерством, от этого только выиграл. Далее он подробно остановился на поправках, внесенных в закон в июне 2014 года (Федеральный закон от 4 июня 2014 года № 140‑ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»).

Так, из-под действия закона о контрактной системе выведены участковые и территориальные избирательные комиссии муниципальных образований с их минимальными штатами и скромными бюджетами. Как знаковое изменение докладчик оценил введение нового, четкого понятия совокупного годового объема закупок. Он применяется, в частности, для расчета объема закупок у субъектов малого и среднего бизнеса и социально ориентированных некоммерческих организаций. Итоговую информацию о таких закупках заказчик теперь обязан публиковать на своем сайте по завершении года. Срок оплаты соответствующих контрактов, как и срок для их заключения, не должен превышать 30 дней. По мнению Бурлакова, это еще одна преференция для субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, заказчик отныне не вправе требовать какие-либо документы, подтверждающие их статус. Вообще контракт, согласно Гражданскому кодексу, может быть заключен в любой форме — в том числе устной, отметил представитель Минэкономразвития России.

Информатизация плюс стандартизация

В поправках к закону перечислены случаи, когда заказчик не обязан привлекать экспертов, но в принципе, как полагает замначальника отдела, вопрос об экспертизе пока не закрыт. Возможно, по данному поводу появятся новые разъяснения и уточнения. Если же по проектной документации ранее была проведена государственная экспертиза, то дополнительные мероприятия при закупке не требуются, отметил чиновник.

У профильного департамента министерства есть планы по дальнейшему развитию контрактной системы. В текущем году предполагается принять специальный закон об электронных процедурах закупок, его проект уже подготовлен и внесен в правительство. Предусмотрено также формирование официального каталога товаров, работ, услуг и создание библиотеки типовых контрактов. В 2015 году планируется кроме подготовки к запус­ку Единой информационной системы (пока она находится на стадии разработки технического задания) формирование всеми заказчиками отчетов о закупках у субъектов МСП. На этот счет Правительством РФ будет выпущен отдельный регламентирующий акт. Начнут функционировать и новые электронные торговые площадки.

Говоря о возможных поправках к Федеральному закону № 223‑ФЗ, Бурлаков отметил, что предложения и замечания к нему получены от всех заинтересованных сторон. Здесь, к примеру, предполагается дать учредителям дочерних хозяйственных обществ право устанавливать для них закрытые перечни способов проведения закупок. Эта мера продиктована стремлением к стандартизации и не является попыткой подвести компании под действие Закона № 44-ФЗ, уточнил эксперт.

рисунок1,2.jpg

Блохи и корни

Начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС А. Ю. Лобов дал свои пояснения к позиции Мин­экономразвития и прокомментировал сегодняшнюю практику закупок. Подача заявок на бумажных носителях, сопровождаемая подлогом или уничтожением документов и другими нарушениями, была оценена как «ужас десятилетней давности». Федеральный закон № 44-ФЗ, по словам Лобова, предложил вернуться именно в те времена. Количество электронных процедур выросло, однако средняя начальная и максимальная цены контракта упали вдвое. По образному выражению докладчика, таким образом закупаются в основном бумага и ручки. «Блох ловим в стране, понимаете?» — эмоционально высказался он. В то же время все, что относится к строительству, движется в обход электронных аукционов. Резюме от ФАС: любые формы конкурсов, запрос котировок и запрос предложений необходимо переводить в электронную форму. Этот шаг даст возможность хотя бы побороться с подлогами.

Если касаться темы экспертизы, то в России пока нет ни соответствующего рынка, ни единых требований к экспертам и самой экспертизе. По сути, просто идет торговля экспертными заключениями. Или, в лучшем случае, имеют место попытки провести процед­уру самостоятельно, чтобы защититься от проверки со стороны Росфиннадзора. В качестве актуальных проблем также были названы укрупнение лотов и проведение конкурсов с ограниченным участием, где требования заранее пишутся под конкретного исполнителя. «Такого количества постановлений правительства о выборе единственного поставщика я не видел за все годы действия 94-го закона», — добавил Лобов, приведя в пример бессрочные контракты для МЧС, МВД и иных ведомств, заключаемые без применения конкурентных процедур. «Мы убиваем рынок на корню», — полагает он.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия попадут в сферу действия закона о контрактной системе только в 2017 году. С подобным подходом представитель ФАС тоже категорически не согласен, объясняя ситуацию «определенными лоббистскими интересами». По его мнению, идет вывод средств из ГУПов и МУПов через процедуры Закона № 223-ФЗ. Возможно, ситуацию помогло бы исправить введение единого стандарта закупок для корпоративных заказчиков. А вообще следует как можно скорее закрывать «дыру», меняя сроки присоединения данных предприятий к Закону № 44-ФЗ.

А. В. БОРИСОВ

КОММЕНТАРИЙ

Юлия Игоревна ОБАЛЯЕВА, руководитель дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Участники всероссийской конференции — государственные и муниципальные заказчики, а также заказчики, чьи закупки регулируются Федеральным законом № 223‑ФЗ, получили возможность не только прослушать лекции, но и поделиться опытом с коллегами. Мы стараемся предоставить им удобную площадку для работы; и для заказчиков, и для руководителей уполномоченных органов она бесплатная. Поставщики, в свою очередь, могут ознакомиться с предложениями партнеров «Сбербанк-АСТ» в части предоставления банковских гарантий и других финансовых продуктов, узнать о новинках в области обучения, консалтинга и страхования.

 По итогам конференции в 2013 году была составлена резолюция, которую мы направили в федеральные ведомства. Все предложения из нее нашли свое отражение в текстах законопроектов — в частности, в законопроекте об унификации процедур закупок в положениях заказчиков, чьи закупки регулируются Федеральным законом № 223-ФЗ, и переводе всех закупок по Федеральному закону № 44-ФЗ в электронную форму. Это очень важный показатель результативности мероприятия. В этом году тоже составлена резолюция для заинтересованных ведомств и регионов. 




Поделиться