25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1732 Материалы по теме
Свою лепту в развитие социальной ответственности внес крупный бизнес
Проблема —  в критериях отбора

Социальное предпринимательство — одна из форм ответственности бизнеса. Поступаясь частью прибыли, бизнесмены участвуют в социальных проектах. В России эта система пока только складывается, считает советник президента Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Алексеевич ГУБЕРНАТОРОВ 

— Владимир Алексеевич, как обстоит дело с социальным бизнесом в России? Какие проблемы требуют решения в первую очередь?

— Сейчас понятие «социальная ответственность бизнеса» нам привычно, но вспомните, как непросто оно внедрялось в практику на рубеже 1990-х и 2000-х годов. Было немало успешных бизнесменов, убежденных, что их социальная ответственность ограничивается созданием рабочих мест и своевременной уплатой налогов. Тогда назрела необходимость поддержать в бизнес-среде инициативу активного участия в решении социальных проблем, возрождения традиций благотворительности. Торгово-промышленная палата РФ, в первую очередь благодаря возглавившему ее Е. М. Примакову, тоже включилась в этот процесс. Приведу только один пример: Евгений Максимович был инициатором создания Благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям». За 12 лет поддержка оказана сотням детских домов по всей России. Многие территориальные торгово-промышленные палаты и представители регионального бизнеса задействованы в этой деятельности и сейчас.

Свою лепту в развитие социальной ответственности внес крупный бизнес, стремящийся при выходе на публичные рынки нарастить с ее помощью репутационный капитал. Сейчас социальная ответственность стала неотъемлемой частью корпоративной политики крупных компаний.

В чем, на мой взгляд, заключается одна из основных проблем? В том, что пока не сложилась система, когда социальная ответственность бизнеса не только обеспечивается действиями самих предпринимателей, но и получает поддержку со стороны государства: через административные меры, управленческие решения.

— Предприниматели часто жалуются, что средства, направляемые на благотворительность, облагаются налогом так же, как, например, инвестиции в бизнес...

— Да, хотя и существует социальный налоговый вычет по расходам на благотворительность, в целом система налоговых льгот для благотворителей не проработана. Стремление государства не допустить финансовых злоупотреблений под видом благотворительности понятно. Но и утяжелять для дарителя или одариваемого финансовую нагрузку — значит сокращать стимулы к этой деятельности. Парадоксальная получается ситуация. Я уже не говорю о том, что поддержка со стороны органов власти не обязательно должна быть финансовой, она может заключаться, например, в выделении площадей детским учреждениям или структурам, оказывающим социальные услуги инвалидам, пенсионерам, людям пожилого возраста. Это могут быть преференции, начиная с отвода земли, если речь идет о строительстве, и заканчивая арендой помещений. И здесь должна присутствовать не только добрая воля того или иного руководителя муниципалитета или главы региона, но и соответствующая нормативная база с четкими критериями, по которым определялись бы возможности предоставления преференций, а в некоторых случаях и обязанность предоставлять их.

— С крупным предпринимательством более или менее понятно, ресурсы для благотворительности у него есть. А малый бизнес?

— Торгово-промышленная палата активно работает и с малым бизнесом тоже. Есть программы, связанные с реализацией Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209‑ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», на которые через Минэкономразвития России выделяется финансирование. В последние несколько лет направляются средства и на проекты социального предпринимательства. Однако пока это понятие не описано законодательно, и палата вместе с другими объединениями предпринимателей выступает за дополнение этого закона.

— Россия большая, ситуация в регионах может различаться кардинально, наработки у всех разные. Опыт как-то обобщается, анализируется?

— За рубежом движение в поддержку развития социального предпринимательства зародилось в 80-е годы, тогда появились первые фонды и программы поддержки бизнеса, ориентированного на «социальную» прибыль. В нашей стране такой фонд впервые появился в 2007 году, это фонд «Наше будущее», созданный В. Ю. Алекперовым. За прошедшие годы фонд обобщил практики социального предпринимательства в самых различных сферах из многих регионов, инициаторов движения социального предпринимательства. Это детские центры досуга и спорта, возрождение традиционных для города промыслов, услуги для пожилых людей в шаговой доступности и многие другие примеры.

Мы хотим внедрить в правовое поле само понятие социального бизнеса, и соответствующие критерии для него есть. Определенная доля прибыли предприятий из этой сферы реализуется через социальные приоритеты. Чистая прибыль сокращается, а часть расходов идет на благое дело. Социально незащищенные группы населения получают услуги по льготной цене. И в России немало предпринимателей, которых можно отнес­ти к социальному бизнесу. Это уже некая критическая масса, по которой мы можем судить о явлении. Это события, практики, опыт! Три года назад мы создали Координационный совет по поддержке и развитию социального предпринимательства и стали обобщать имеющуюся информацию.

— А кто занимается подготовкой законодательных предложений?

— Кроме Торгово-промышленной палаты РФ в процессе участвуют Российский союз промышленников и предпринимателей, «Деловая Россия», «ОПОРА России», Агентство стратегических инициатив, Ассоциация менеджеров России, представители Общественной палаты РФ. В конце прошлого года поправки в федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства рассматривались на заседании Экспертного совета Госдумы по социальному предпринимательству. У нашей палаты, кстати, есть хороший опыт работы с Минэкономразвития в части разработки законодательства о малом предпринимательстве.

— Когда вы ожидаете внесения изменений в закон?

— О готовности проекта говорить пока рано, потому что действительно идет много дискуссий. В чем заключается проблема? Любой бизнесмен, работающий в сфере, связанной с социальной тематикой, с большим удовольствием отнесет себя к социальному бизнесу, если ему за это полагаются преференции. Вопрос в критериях отбора. Конечно, здесь тоже на помощь приходит практический опыт. Например, есть практика Торгово-промышленной палаты Рязанской области, которая организовала систему поддержки людей пожилого возраста через продажу им льготных товаров. Особенность программы следующая: выстроена цепочка от местного производителя до прилавка магазина, и на каждом этапе все ее участники делают небольшую скидку на товар, который затем доходит до пенсионера. Сегодня более 120 тысяч пенсионеров Рязани имеют магнитные карты, которые они предъявляют при покупке колбасы, молока, масла, хлеба, овощей местных производителей (всего более 25 наименований продукции), и за счет того, что на каждом этапе — производства, доставки, реализации — каждый бизнесмен пожертвовал частью прибыли, товар приобретается со скидкой. Это действительно социальный бизнес, который помогла выстроить местная власть

Подготовил А. В. БОРИСОВ

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно