Версия для печати 5279 Материалы по теме
Остро стоит проблема государственного долга субъектов РФ
Для повышения эффективности бюджетного процесса

Вопросам бюджетной политики РФ было посвящено заседание секции «Финансисты субъектов РФ» НП «Сообщество финансистов России», которое прошло 3–4 октября в Пензенской областной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова. В мероприятии приняли участие представители Государственной думы, Министерства финансов РФ, финансисты из 25 субъектов РФ и 32 муниципальных образований из пяти федеральных округов.

Открыл заседание врио председателя правительства Пензенской области М. Г. Косой, в котором он в том числе рассказал о значительных достижениях региона за последние десять лет. Развитию территории в большей степени способствует большой логистический потенциал — Пензенская область находится на пересечении нескольких крупных федеральных трасс, что способствует успешной реализации крупных инвестиционных проектов, таких как «Группа „Черкизово“», «Русмолоко», «Дамоте», «Азия Цемент» и др. Благосостояние области в основном обеспечивают обрабатывающая промышленность и транспорт. На долю сельского хозяйства приходится 14% ВРП. Малый и средний бизнес производит третью часть ВРП.

С приветственным словом к финансистам обратилась депутат Государственной думы, председатель Совета Сообщества финансистов России Н. С. Максимова. Она рассказала участникам заседания о параметрах бюджета 2015 года, проект которого 30 сентября был направлен на рассмотрение в Госдуму и сейчас проходит стадию обсуждения.

О разработке и внедрении новаций бюджетного законодательства рассказал заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров. В частности, он сделал обзор ключевых моментов готовящейся редакции БК РФ, норм федерального закона о долгосрочном бюджетном планировании (подробнее об этом см. статью «Бюджетные новации для муниципалитетов» на стр. 6).

Межбюджетные отношения

Доклад директора департамента межбюджетных отношений Л. А. Ерошкиной был посвящен в том числе особенностям механизма распределения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2015 году. Схема распределения дотаций в 2015–2017 годах изображена на рисунке 1. Особенности механизма распределения объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в 2015 году показаны на рисунке 2. Подходы к распределению в 2015 году дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы — на рисунке 3. В целом межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на 2014–2017 годы — в таблице.

Ерошкина_01.jpg

Ерошкина_02.jpg

Остро стоит проблема государственного долга субъектов РФ. Семь российских регионов перешагнули планку в 100% к объему собственных доходов. Ерошкина назвала условия предоставления кредитов из федерального бюджета в целях замещения задолженности по рыночным долговым обязательствам субъектов РФ. В частности, субъекты должны утвердить долговую политику на очередной финансовый год и на плановый период с ограничением объема рыночных заимствований не более 50% от суммы налоговых и неналоговых доходов. Необходимо соблюдать установленные Правительством РФ нормативы формирования расходов на оплату труда и содержание государственных гражданских служащих субъекта РФ; предоставлять в Минфин России документы и материалы, необходимые для подготовки заключения о соответствии требованиям бюджетного законодательства РФ проекта бюджета субъекта РФ на очередной финансовый год и плановый период и изменений, вносимых в бюджет в течение года. Для того чтобы претендовать на бюджетные кредиты, регионы также должны обеспечить поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств по коммерческим кредитам и ценным бумагам субъекта к 1 января 2017 года до уровня 50%; сохранять дефицит бюджета на уровне, утвержденном на 2014 год по состоянию на 1 июля 2014 года, и поэтапно его снижать к 1 января 2017 года до 10%.

Предложения регионов

Предложения по совершенствованию законодательства, направленные на укрепление доходной базы бюджета субъекта, представила министр финансов Пензенской области Л. М. Финогеева. Одно из ее предложений заключается в следующем. В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в собираемости транспортного налога и наполнения муниципальных дорожных фондов доходными источниками внести уточнения в статью 179.4 Бюджетного кодекса. При этом изменить критерий формирования регионального дорожного фонда в части транспортного налога — с «доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от транспортного налога» на «доходы бюджета субъекта РФ и от транспортного налога» (подробнее о предложениях Пензенской области мы раскажем в одном из следующих номеров журнала). Много предложений прозвучало из уст председателя секции «Финансисты субъектов РФ» Сообщества финансистов России, заместителя губернатора — начальника департамента финансов Вологодской области В. Н. Артамоновой. В частности, разговор шел о том, чтобы установить сроки регистрации прав на недвижимость — в течение шести месяцев со дня оформления правоустанавливающих документов, что обеспечит полноту начисления налога на недвижимость физических лиц и налога на имущество юридических лиц.

Ерошкина_03.jpg


В качестве мер административного характера можно было бы налагать запрет на государственную регистрацию юридического лица (физического лица) при наличии налоговой задолженности, ужесточить уголовную ответственность за неуплату или несвоевременную уплату налогов, а также накладывать арест на имущество должника — индивидуального предпринимателя для взыскания задолженности за счет имущества и устанавливать требования к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд не иметь задолженности по налоговым платежам. Кроме того, значительную пользу для наполняемости регионального бюджета принесло бы введение для работодателей обязанности по ежеквартальному предоставлению в налоговый орган отчетности по начислению и уплате НДФЛ, а также наделение налоговых органов правом осуществлять зачет задолженности по имущественным налогам с физических лиц при предоставлении вычетов по НДФЛ. Кроме того, председателем секции предложено оптимизировать ранее предоставленные преференции по уплате налога на прибыль в региональные бюджеты. В частности, увеличить поступления по налогу на прибыль организаций позволят сокращение размера амортизационной премии с 30 до 10%, сокращение с десяти до трех лет периода по переносу убытков и отмена специального повышающего коэффициента, применяемого в отношении амортизируемых основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Установление ставки в 1,1% для налогообложения вновь вводимого движимого имущества способствовало бы увеличению поступлений по налогу на имущество организаций.

Таблица. Межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на 2014–2017 гг., млрд руб. 


№ п/п

Показатель

2014

2015

2016

2017

Оценка

Проект

% к предыдущему году

Проект

% к предыдущему году

Проект

% к предыдущему году

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Всего

1577,4

1556,3

98,7

1451,3

93,3

1628,6

112,2

в том числе:

1.1

Дотации

747,1

659,4

88,3

657,4

99,7

689,6

104,9

1.2

Субсидии

397,5

361,6

91,0

298,5

82,5

357,9

119,9

1.2.1

Количество субсидий, шт.

90*

78*

61*

60*

1.3

Субвенции

338,5

329,4

97,3

321,7

97,7

325,1

101,1

1.3.1

Количество субвенций, шт.

18

20

18

17

1.4

Иные межбюджетные трансферты

94,3

205,9

218,3

173,7

84,4

256,0

147,4

* При учете субсидий на софинансирование капитальных вложений в рамках соответствующих государственных программ как одной субсидии.

Справочно: в 2014 году планируется предоставление из федерального бюджета бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ в сумме до 230,0 млрд рублей.

Нестандартные подходы

О том, как решается задача по изысканию дополнительных резервов и обращению их в доходы, рассказала министр финансов Ульяновской области Е. В. Буцкая. Проблема недоимки в РФ стоит весьма остро (рисунок 4). Именно в целях снижения задолженности в регионе создана служба налоговой помощи. Новая структура представлена специалистами в муниципальных образованиях: по одной штатной единице в управлении экономики, управлении финансов и в комитете по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям. Шесть специалистов службы налоговой помощи работают непосредственно в областном минфине. Служба призвана выявлять резервы повышения налоговой базы и оказывать правовую поддержку индивидуальным предпринимателям, физическим и юридическим лицам, а также активно подключать население области к выявлению любых нарушений в сфере налогообложения.

Е4.jpg

Е5.jpg

За время функционирования Службы налоговой помощи выявлено 16 наиболее распространенных схем ухода от уплаты налогов. К примеру, это отсутствие у работодателей (организаций и ИП) трудовых договоров с наемными работниками. Пошагово отработаны мероприятия по противодействию неуплате налогов иногородними организациями, осуществляющими деятельность на территории области. Здесь речь идет о подрядных и субподрядных организациях, оказывающих услуги по ремонту и строительству, в том числе и бюджетным организациям. Налажена работа по взиманию налога от сдачи в аренду имущества, находящегося в собственности физических лиц. Экономический эффект от проведения всевозможных акций: неделя налоговой помощи, месячник налоговой помощи — значителен. Например, работа с населением в рамках месячника приносит в бюджет более 400 тысяч рублей дополнительных доходов, работа с субъектами малого и среднего предпринимательства — более 300 тысяч рублей (рисунок 5). По предложению Службы налоговой помощи Ульяновской области внесены изменения в Налоговый кодекс. В частности, статьей 1 Федерального закона № 244-ФЗ субъектам РФ предоставлено право устанавливать размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода в зависимости от места ведения деятельности на территории субъекта РФ, что позволяет территориально дифференцировать уровень налогообложения отдельных видов деятельности при применении патентной системы налогообложения.

О деятельности министерства финансов Пермского края по повышению бюджетной и финансовой грамотности населения рассказала заместитель министра края Н. Б. Тимофеева. В 2013 году был создан портал «Понятный бюджет», переход на который осуществлялся с официального сайта регионального министерства финансов. Специалисты минфина перевели классический вариант бюджета в понятный для граждан формат. К примеру, «предоставление мер социальной поддержки учащимся из малоимущих семей» «Понятным бюджетом» переведено как «предоставление питания в школах учащимся из малоимущих семей». «Не можем не похвастаться наградами, — сказала Н. Б. Тимофеева, — в 2013 году в конкурсе разработчиков идей и готовых решений по интересному и понятному представлению «бюджета для граждан», проводившемся под эгидой Открытого правительства пермский портал «Понятный бюджет» стал победителем в номинации «Сервис „Открытого бюджета“». В 2014 году — по результатам I и II этапов рейтинга субъектов РФ, составленного Центром прикладной экономики по уровню открытости бюджетных данных Пермский край занял четвертое место (рисунок 6).

е6.jpg

В Красноярском крае практика представления бюджета в доступном для граждан формате введена с 2007 года. Министерство финансов края ежегодно разрабатывает и издает брошюру под названием «Путеводитель по бюджету Красноярского края». Кроме того, на официальном сайте ведомства создан раздел «Открытый бюджет», где размещена общедоступная информация о краевом бюджете, в том числе в форме графиков и диаграмм, а также в машиночитаемом формате. Что касается муниципальных образований региона, то на сегодняшний день уже 70% городов и районов края включились в работу по формированию «бюджета для граждан». «Чтобы стимулировать муниципалитеты к этому творческому процессу, а также для повышения качества этой работы, в крае с 2015 года будет внедрен механизм поощрения органов местного самоуправления за содействие повышению уровня открытости бюджетных данных. Соответствующая подпрограмма уже утверждена, в проекте краевого бюджета, на эти цели предусмотрено 20 миллионов рублей», — сообщил заместитель министра финансов Красноярского края Р. И. Щербатюк.

Результаты перехода к программному бюджету

На конференции также выступил генеральный директор НПО «САПФИР» Р. Г. Серазиденов с докладом о результатах перехода Свердловской области к программному бюджету. Он подчеркнул, что переход области к программному бюджету в установленные правительством региона сроки стал возможен благодаря постоянно действующей Межведомственной рабочей группе, в состав которой вошли представители министерства финансов, министерства экономики, других ГРБС и эксперты в области автоматизации. Еженедельное рассмотрение хода внедрения программного бюджета под руководством заместителя председателя правительства — министра финансов Свердловской области Г. М. Кулаченко заставило всех участников процесса внимательно отнестись к этому проекту, почувствовать его значимость.

Принято решение

По итогам заседания было принято решение обратиться в Министерство финансов РФ, Правительство РФ и Государственную думу с предложениями. К примеру, при рассмотрении закона о федеральном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов финансисты просят преду­смотреть увеличение объема дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ для достижения целевых показателей повышения заработной платы на индекс инфляции.

Кроме того, по мнению участников заседания, в главном финансовом документе государства необходимо предусмотреть право реструктуризации задолженности субъектов РФ перед федеральным бюджетом по бюджетным кредитам, взятым для строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования (за исключением автомобильных дорог федерального значения), сложившейся на 1 января 2015 года, с предоставлением отсрочки уплаты задолженности по основному долгу до 1 января 2024 года с последующей рассрочкой ежегодно равными долями в период с 2024 по 2033 год включительно, а также снижение платы за пользование данным кредитом до 0,1% годовых.

Также регионы намерены просить увеличения объема бюджетных ассигнований на предоставление бюджетных кредитов субъектам РФ до уровня не ниже 2014 года. Цель — дальнейшее замещение рыночных обязательств субъектов РФ. Что касается возврата бюджетных кредитов, полученных субъектами до 1 января 2015 года, то регионам серьезно помогла бы строчка в законе, предусматривающая продление срока их возврата не менее чем на пять лет с предоставлением отсрочки уплаты задолженности по основному долгу до 1 января 2019 года и снижением платы за пользование кредитами до 0,1% годовых.

При подготовке новой редакции Бюджетного кодекса члены секции просят учесть их предложения, в частности по перераспределению отчислений от отдельных видов денежных взысканий (штрафов) в пользу местных бюджетов. Еще одно предложение касается закрепления обязательности распределения по субъектам РФ субсидий и иных межбюджетных трансфертов при утверждении закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Кроме того, участники заседания считают целесообразным определить в БК РФ понятия «эффективность использования бюджетных средств», «ущерб Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию» и установить критерии оценки эффективности использования бюджетных средств и бюджетную меру принуждения за неэффективное использование.

Предложения в Правительство РФ, Министерство финансов РФ касаются, например, предоставления субъектам РФ права устанавливать критерии нуждаемости при обеспечении льготными лекарственными средствами. Для этого необходимо внести изменение в постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Требует изменений и методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы. Как считают участники заседания, в ней в качестве основного критерия повышения заработной платы должен быть установлен достигнутый уровень средней заработной платы по экономике в субъекте РФ в отчетном году. При этом в расчет средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы необходимо включить все выплаты социального характера, а из расчета средней зарплаты по экономике исключить заработную плату служащих территориальных органов Министерства юстиции, Министерства обороны, Министерства внутренних дел Российской Федерации.

С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться