Версия для печати 1903 Материалы по теме
Елизавета Евгеньевна ГОРЯЧЕНКО, заведующая сектором муниципального управления Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, руководитель социологической лаборатории АСДГ, кандидат экономических наук
Мониторинг социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях

В апреле — мае 2014 года в рамках мониторинга социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях социологическая лаборатория Ассоциации сибирских и дальневосточных городов совместно с Ассоциациями городов Поволжья, «Города Урала» и Союзом городов Центра и Северо-Запада России провела очередной экспресс-опрос руководителей муниципалитетов1.

Местное самоуправление: перспективы развития

Позитивную оценку изменений роли местного самоуправления в 2014 году дали 42% опрошенных руководителей муниципальных образований, 37% отметили сохранение ее на прежнем уровне (рисунок 1). Вместе с тем каждый пятый заявил о снижении роли местного самоуправления в современных условиях.

Такую точку зрения респонденты обосновывают сокращением объема полномочий в жизненно важных сферах (таких как здравоохранение, образование, безопасность) и их передачей на уровень субъектов РФ, постоянным перераспределением полномочий между органами власти субъектов и муниципальных образований. Среди других указанных причин — финансовая неподкрепленность расходных полномочий, сдерживающая самостоятельность местного самоуправления, нестабильность законодательной базы, постепенное встраивание органов МСУ в вертикаль государственной власти. Обращает на себя внимание сходство оценок 2014 и 2013 годов, однако они менее оптимистичны, чем в 2012 году: доля позитивных оценок изменений в сфере местного самоуправления уменьшилась на 17%.

Несколько слов об ожиданиях относительно дальнейших изменений в работе местных органов власти. Хотя сегодня 54,9% опрошенных полагают, что произойдут изменения к лучшему, в целом наблюдается повышение доли пессимистичных оценок по сравнению с прошлым годом (рисунок 2).

В целом перспективы системы местного самоуправления в русле провозглашенных направлений развития России оцениваются неоднозначно. С одной стороны, по мнению руководителей муниципальных образований реальная модернизация страны невозможна без повышения роли местного самоуправления: реформа должна помочь повысить эффективность и качество управления в стране, в том числе и на местном уровне. С другой стороны, в рамках проводимой административной реформы проявляется тенденция к централизации, укреплению вертикали власти, и, следовательно, можно ожидать повышения влияния федерального центра на принимаемые решения и снижения самостоятельности муниципалитетов.

Ключевые проблемы

Основные трудности для себя как руководителей при работе в современных условиях опрошенные видят в ограниченности предоставленных прав (65,4%), а также в отсутствии надежных правовых гарантий (48,1%). По-прежнему главной нерешенной проблемой, существенно сдерживающей самостоятельность местных органов власти, остается финансовое обеспечение местного само­управления (рисунок 3). Это не позволяет не только осуществлять расходы на социально-экономическое развитие территорий, но даже выполнить текущие расходные обязательства.

Однако самостоятельность местного самоуправления наталкивается не только на ограниченность финансовых средств и материальных ресурсов (о которой постоянно говорят практически все опрошенные), но и на ограничения нормативно-правового характера: противоречивость принимаемых законодательных актов, а также неразработанность конкретных механизмов реализации норм законодательства. По мнению опрошенных, изменения, внесенные в последнее время в действующее законодательство, существенно не меняют взаимоотношений с органами государственной власти (62,7%), с другими органами местного самоуправления муниципального образования (83,8%), с органами местного самоуправления других муниципальных образований (90,2%).

В связи с изменениями, внесенными в действующее законодательство, руководители муниципальных образований отмечают усложнение межбюджетных отношений, земельно-имущественных отношений, взаимоотношений с органами государственной власти (рисунок 4). В законодательстве не до конца решены проблемы разграничения полномочий и ответственности между государственным управлением и местным самоуправлением, вопросы финансового обеспечения передаваемых полномочий. В ряде случаев происходит перераспределение финансовых средств, лишающее местные бюджеты части доходов, в связи с чем обостряется проблема формирования местных бюджетов. Руководители указывают на усложнение процедур финансирования отраслей образования, здравоохранения, социальной поддержки населения, болезненный и недостаточно отрегулированный процесс разграничения прав собственности и перераспределения имущества между уровнями власти. При этом многие руководители муниципальных образований отмечают, что основные проблемы коренятся в противоречивости нормативно-правового поля, несогласованности норм отдельных законов, а потому для успешного функционирования системы местного самоуправления требуется приведение их в соответствие друг с другом.

рис1,2,3.jpg

В ожидании поддержки

Следует обратить внимание на высокий уровень оптимизма руководителей муниципальных образований, две трети которых считают наиболее вероятным позитивный сценарий реформирования системы местного самоуправления. В то же время вероятность ликвидации местного самоуправления на уровне районов и крупных городов беспокоит почти 20% ответивших (рисунок 5).

В реализации задач, возникающих в современных условиях перед органами местного самоуправления, их руководители ожидают реальной помощи от субъектов власти различного уровня (таблица).

Наиболее значительные ожидания руководители муниципалитетов связывают с органами государственной власти, причем прежде всего персонифицированными: руководителем субъекта РФ и Президентом РФ. Опросы позволяют говорить о повышении доверия и, соответственно, повышении уровня ожиданий реальной помощи от Президента РФ в 2014 году: сегодня он занимает первое место среди субъектов власти, на которых возлагают основные надежды руководители муниципального уровня, против шестого места в 2010 году.

Бюджет4,5,6.jpg

Таблица. Динамика ожиданий реальной помощи от субъектов  власти, % к числу ответивших

2014

2013

2012

От Президента РФ

86,0

76,5

69,4

От руководителя субъекта РФ

68,6

65,4

72,2

От федеральных органов законодательной власти

63,0

63,0

54,2

От законодательного органа субъекта РФ

46,5

42,0

43,1

От Правительства РФ

43,0

45,7

44,4

От межрегиональных ассоциаций

39,5

34,6

26,4

От исполнительных органов субъекта РФ

29,1

25,9

36,1

От Председателя Правительства РФ

29,1

18,5

30,6

От Общероссийского Конгресса муниципальных образований

23,3

18,5

9,7

От совета муниципальных образований субъекта РФ

23,3

16,0

13,9

От представителя Президента РФ в федеральном округе

17,4

12,3

13,9

От Общественной палаты РФ

8,1

2,5

5,6

В заключение

И все же, несмотря на некоторые негативные тенденции, связанные с общим ухудшением финансово-экономической ситуации, муниципальные руководители дали в целом позитивную оценку 2013 года: 58,8% опрошенных считают его успешным (рисунок 6). Основанием для оптимизма руководителей является то, что в 2013 году им удалось реализовать многое из задуманного: не только сохранить стабильную ситуацию в своих муниципалитетах, но и добиться ее улучшения в сфере жилищного строительства и строительства объектов социальной сферы (прежде всего дошкольных учреждений), реконструкции улично-дорожной сети, на рынке труда.

Поделиться