25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1449 Материалы по теме
Инвестиции должны быть не просто огромными, но эффективными
Клондайк ждет!

Выступая на общероссийском форуме «Частные операторы коммунальной инфраструктуры», заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ А. В. Чибис заявил, что считает ЖКХ одним из самых привлекательных сегментов экономики с точки зрения инвестирования. В то же время Минстрой России против прямых бюджетных инвестиций в отрасль.

Запустить конвейер

Годовой оборот в жилищно-коммунальном комплексе составляет 4 триллиона рублей, он сравним с ВВП, например, Болгарии. Потреб­ление газа предприятиями отрасли достигает трети объема всего газового рынка Европы. Инвестиционный же потенциал российского ЖКХ Минстрой оценивает в 500 миллиардов рублей ежегодно. «Пришло время делать большие проекты!» — объ­явил заместитель министра, обращаясь к бизнесменам. По его мнению, сейчас происходит «перезагрузка», которая может дать новый шанс и тем предпринимателям, которые уже пробовали здесь свои силы. Пора зарабатывать честно, модернизируя имеющееся производство и повышая качество услуг, подчеркнул он. Вновь созданный Минстрой в первую очередь занимался созданием соответствующей законодательной базы.

К 1 января 2016 года неэффективные государственные и муниципальные унитарные предприятия ЖКХ в регионах будут переданы в концессию частным операторам. В течение 2014 года в России заключено 31 концессионное соглашение, а всего их насчитывается 401. Такая статистика не удовлетворяет министерство, где считают, что процесс должен быть поставлен на конвейер. Его ускорению, по мысли Чибиса, будет способствовать смена всей парадигмы тарифного регулирования. Теперь она следующая: отказ от обоснования издержек, зарабатывание на оптимизации расходов. С 2016 года также произойдет переход на долгосрочный тарифный план, и тарифы на услуги ЖКХ будут рассчитываться по специальной формуле в зависимости от уровня инфляции. В тариф закладывается на правах защищенной статьи предпринимательская прибыль в размере 5% от его величины.

Риски и стимулы

Инвестиции должны быть не просто огромными, но эффективными, заметил замминистра. Это означает достижение целевых показателей за меньший тариф. Минстрой сознательно пошел навстречу потенциальным инвесторам: даже при расторжении соглашения по вине концессионера будет возможен возврат вложенных им средств. Подобная практика не имеет прецедента в мире. Председатель правления Центра развития ГЧП П. Л. Селезнёв назвал рост количества концессий потрясающим результатом, а саму концессию — единственной формой государственно-частного партнерства в рамках федерального законодательства, позволяющей снизить возможные риски. Проблема, по его словам, в некомпетентности ряда государственных заказчиков. Приходится проводить семинары, обучать и разъяснять. Сдвиги есть: 2–3 года назад эксперты центра начинали с того, что просто рассказывали, что такое ГЧП. В конечном счете инициатива по заключению концессионных соглашений все равно будет исходить от региональных и местных органов власти, подытожил Селезнёв. От Минстроя докладчик ждет содействия при подготовке рамочного отраслевого соглашения о ГЧП.

Власти на местах готовы передавать объекты в концессию, но боятся ошибиться, подтвердил Чибис. Поэтому главные изменения должны произойти в головах у людей. Что касается модернизации коммунального хозяйства темпами в 500 миллиардов рублей в год, то на нее уйдет 15–20 лет, выдал экспертную оценку начальник управления ГК «РОСВОДОКАНАЛ» М. Ю. Малюга. Говоря о рисках, связанных с концессиями, он предложил вернуться к практике квалификационных требований — по примеру оборонно-промышленного комплекса или дорожной отрасли, а также установить порядок определения минимальной разумной цены. Государство недостаточно участвует в инвестировании в ЖКХ, полагает представитель группы компаний, хотя это стимулировало бы реализацию новых проектов. Продвижению реформы могло бы способствовать и создание при Правительстве РФ специальной комиссии по вопросам развития жилищно-коммунального комплекса, которая могла бы взять на себя рассмотрение и подготовку соответствующих предложений для президента и правительства, обеспечение согласованных действий органов исполнительной власти в данном направлении, организацию взаимодействия правительства с организациями в сфере ЖКХ.

Хватит комиссий

Рамочных соглашений о ГЧП в жилищно-коммунальной отрасли в ближайшее время не предвидится, ясно дал понять Чибис. О практике квалификационных требований он отозвался негативно, так как они могут закрыть рынок для новых игроков. Пропуском на него для участника концессии сегодня служит банковская гарантия, получить которую тоже не очень легко. В настоящее время такой гарантии вполне достаточно. «Рынок закрывать мы не будем», — пообещал замминистра. Пожалуй, еще более отрицательно он отозвался о возможности появления новой координирующей структуры, дав понять, что странно слышать от представителя бизнеса просьбу сформировать очередную комиссию. За ЖКХ отвечает Минстрой, внес ясность в этот вопрос чиновник и добавил: «Есть вопросы? Приходите».

Должны быть разные формы государственно-частного партнерства, высказал свою точку зрения председатель совета директоров ОАО «Российские коммунальные системы» («РКС») Г. С. Терян. Используя исключительно концессии, можно перекрыть путь в отрасль другому полезному опыту, сказал он, в числе других вероятных форм упомянув аренду и приватизацию. Случаи недобросовестного поведения некоторых частных операторов — еще не основание для отказа от всего, кроме концессионных соглашений. Хотя концессия, конечно, снимает беспокойство государства или муниципалитета за судьбу собственности.

Практика — критерий истины?

Государственная поддержка, например в форме софинансирования проектов (в соотношении 50 на 50), тоже не помешала бы жилищно-коммунальному комплексу, считает Терян. Ее он оценивает как наилучший вариант, применявшийся в прошлом, к которому следовало бы вернуться. Она позволяет сдерживать рост тарифов для потребителей и одновременно достигать экономической эффективности предприятий. К огорчению топ-менеджера, сейчас применяется лишь субсидирование процентной ставки, и такая форма поддержки, по его словам, работает всего в шести регионах. Впрочем, новые взаимоотношения государства и бизнеса в сфере ЖКХ только начинают складываться.

Деловые круги также беспокоит правоприменительная практика. По словам представителя «РКС», на Западе можно добросовестно защитить свои права в суде, а у нас, когда ответчиком является государство, отношение судейского сообщества к процессу известно заранее. Даже стопроцентная правота истца не гарантирует ему успешного исхода дела. Есть у бизнеса вопросы и относительно тарифного регулирования, которое фактически полностью переходит на региональный уровень. Предприниматели сомневаются, что губернаторы будут утверждать тарифы, учитывающие интересы предприятий ЖКХ, да и вообще проявят заинтересованность в установлении долгосрочных тарифов. В пользу такого мнения говорит все та же практика.

Заместитель министра строительства и жилищно-коммунального комплекса живо отреагировал на слова о правоприменительной практике. В ближайшие два года будет развернута разъяснительная работа с целью изменить сознание всех сторон. «Мы запланировали масштабную взаимную промывку мозгов», — сообщил он. Суды за последнее время стали лучше, добавил Чибис, а практику формируем мы сами. Что касается господдержки бизнеса, то зачем нужен частник, если средства идут из бюджета? В Минстрое принципиально настроены и дальше развивать механизм субсидирования кредитной ставки, поскольку кредит стимулирует заемщика к поиску эффективных решений. Оператор должен отвечать за результат своими деньгами. «ЖКХ — это Клондайк при правильной настройке!» — подвел черту замминистра.

А. Н. ГОРБУНОВ



Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно