25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2014 Материалы по теме
О финансировании отрасли культуры журналу «Бюджет» рассказала директор Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России Светлана Антоновна ГАШКИНА
Эффективность расходов на культуру увидит зритель

— Светлана Антоновна, в 90-е годы прошлого века культура в стране сильно упала. Финансирование отрасли осуществлялось по остаточному принципу. Как изменилась ситуация в последнее время? Какие принципы взяты за основу?

— В последние годы объем бюджетных средств, направляемых в отрасль, растет. За последние десять лет расходы всей бюджетной системы выросли в 3,5 раза (с 129,1 миллиарда рублей до 450,9 миллиарда). Расходы федерального бюджета на культуру по отношению к ВВП начиная с 2012 года носят стабильный характер и составляют в 2012–2017 годах по 0,6 процента к ВВП ежегодно.

Нельзя не отметить значительные капитальные вложения в отрасль. Например, в 2011 году объем финансового обеспечения Министерства культуры РФ как субъекта бюджетного планирования в рамках федеральной адресной программы составил почти треть от всего объема его бюджетных ассигнований. За счет бюджетных средств реализованы масштабные проекты по реконструкции объектов национального достояния — Большого театра, Мариинского театра и т. д. Значительные средства были выделены на достижение поставленной Президентом РФ задачи повышения к 2018 году средней заработной платы работников культуры до размера средней заработной платы в регионе. При этом целевой ориентир 2018 года в целом по стране достигнут и превышен уже по итогам 2013 года.

В связи с объективно ограниченным объемом бюджетных ресурсов в культуре, как и в остальных отраслях социальной сферы, необходима концентрация усилий на нескольких конкретных направлениях. Стратегические приоритеты определены в майских указах Президента РФ, Основных направлениях деятельности Правительства РФ до 2018 года, других стратегических документах. Указанные документы сформировали основные принципы, взятые за основу при определении объемов финансирования и направлении бюджетных средств:

финансирование осуществляется строго в программном формате в привязке к конкретным целям, задачам, мероприятиям. В сфере культуры инструментом программно-целевого планирования является государственная программа «Развитие культуры и туризма»;

публичные нормативные обязательства не могут уменьшаться;

безусловному исполнению подлежат все обязательства и задачи, поставленные в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года.

— 2014 год в России объявлен Годом культуры. Было ли в связи с этим предусмотрено дополнительное финансирование? Удалось ли закрыть какие-то проблемы отрасли?

— В связи с объявлением 2014 года Годом культуры в РФ из федерального бюджета было выделено дополнительно 3,6 миллиарда рублей. Средства направлены в том числе на:

государственную поддержку (грант) реализации лучших событийных региональных и межрегиональных проектов в рамках развития культурно-познавательного туризма в объеме 0,4 миллиарда рублей;

государственную поддержку (грант) комплексного развития региональных и муниципальных учреждений культуры в объеме 1,4 миллиарда рублей;

государственную поддержку (грант) больших, средних и малых городов — центров культуры и туризма в объеме 0,9 миллиарда рублей;

гастрольную деятельность в объеме 0,4 миллиарда рублей.

Также удалось провести Всероссийский конкурс на выявление наиболее успешных центров культуры и туризма «Город культуры в Год культуры», обновить материально-техническую базу региональных и муниципальных учреждений культуры, приобрести для них специальное оборудование и специализированный автотранспорт.

— Эффективность расходования бюджетного рубля сейчас ставится во главу угла. Как вы оцениваете эффективность средств, потраченных на культуру?

— Культуре отводится ведущая роль в формировании человеческого капитала. Именно культура влияет на духовную составляющую нашего общества и обеспечивает в итоге самое важное — качественный человеческий ресурс. И подходить к оценке отрасли стоит с позиций эффективности формирования того самого человеческого капитала.

Показателями качества здесь не могут быть стройки, а должны стать премьеры, постановки, выставки, новые формы развития творческого потенциала детей, экспериментальные виды искусства. При учете этих позиций эффективность бюджетных средств, потраченных на культуру, ежегодно возрастает. Растет популярность и востребованность учреждений культуры. Увеличивается количество и качество выставочных и театральных проектов. Возросла грантовая поддержка, становится больше отреставрированных объектов культурного наследия. Однако в данном направлении еще многое предстоит сделать. И здесь проблема повышения эффективности вкладываемых в культуру средств будет решаться в рамках общей стратегической государственной задачи по повышению эффективности бюджетных расходов.

— Как вы считаете, есть ли ресурсы для решения проблем в самой отрасли? В чем они заключаются?

— Помимо повышения качества финансового менеджмента можно говорить о дальнейшей работе по разграничению полномочий между уровнями власти и проведению инвентаризации существующей сети учреждений культуры. Например, в настоящее время отсутствуют четкие критерии, по которым государственные музеи, театры, цирки, концертные организации и т. д. можно отнести к федеральным государственным учреждениям. Поэтому очень сложно сделать вывод о необходимости и целесообразности придания объектам федерального статуса.

Путь для решения насущных проблем — это работа по приоритизации расходов в рамках централизованных мероприятий по сохранению культурного наследия, реставрации памятников истории и культуры, проведению фестивалей, конкурсов, конференций, выставок, творческих встреч, гастролей. Приоритизация расходов необходима в рамках юбилейных мероприятий и мероприятий в сфере информационно-коммуникационных технологий при обеспечении первоочередного выполнения поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ.

Еще один ресурс — применение механизмов государственно-частного партнерства в сфере культуры. Работа в данном направлении только началась, однако является, безусловно, перспективной. В настоящее время рассматриваются различные формы привлечения частного капитала в культуру и, что особенно важно, оптимальные точки такого участия.

— Можете ли вы рассказать о каких-то промежуточных результатах госпрограммы РФ «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы?

— Государственная программа «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы утверждена постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 317, и говорить о промежуточных результатах пока очень рано. Многое сделано по доработке самой государственной программы — Минфин достаточно плотно работал с Минкультуры в этом направлении. Кроме того, совершенствовалась и методология разработки государственных программ и оценки их реализации, а также система отчетности. Это живой процесс, выявляются и устраняются недостатки.

Вместе с тем предполагается, что Минкультуры России как ответственный исполнитель госпрограммы в 2015 году направит в Минфин России отчет по результатам использования бюджетных ассигнований федерального бюджета по основным направлениям своей деятельности по состоянию на 2014 год. На основании отчетных данных, по мнению Минфина России, уже в 2015 году можно будет сделать предварительный анализ по отрасли «Культура».

— Расскажите о планах департамента на 2015 год в отношении отрасли культуры.

— В предстоящем периоде помимо основной задачи по составлению проекта федерального бюджета на следующий бюджетный цикл и исполнению бюджета текущего периода деятельность департамента будет сосредоточена на таких направлениях, как:

продолжение работы над госпрограммой «Развитие культуры и туризма» в рамках общей работы по улучшению качества государственных программ и расширения их вовлечения в бюджетный процесс;

анализ мероприятий, осуществляемых Минкультуры России в централизованном порядке (реставрация объектов культурного наследия, осуществление грантовой поддержки учреждениям культуры и т. п.), рассмотрение проектов нормативных правовых актов, связанных с проведением юбилеев и праздничных дат;

работа по совершенствованию законодательства в сфере культуры, кинематографии, туризма (проект федерального закона о культуре, внесение изменений в федеральные законы «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», «О туристической деятельности в РФ», госпрограмму «Развитие культуры и туризма» и т. д.);

анализ и оптимизация структуры бюджетной сети;

участие в создании соответствующей нормативной правовой базы, регулирующей привлечение негосударственных организаций к оказанию государственных услуг (работ) в сфере культуры.

Все вышеперечисленное и многое другое предстоит сделать Минфину России совместно с Минкультуры России, а также субъектами РФ, чтобы максимально эффективно использовать имеющиеся в отрасли ресурсы и решить те приоритетные задачи, которые поставлены президентом в целях улучшения качества оказания государственных (муниципальных) услуг населению.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно