Версия для печати 2871 Материалы по теме
Владимир Святославович ЯРОШЕВСКИЙ, заместитель председателя правительства Тульской области Марина Владимировна САФОНОВА, помощник заместителя председателя правительства Тульской области
Народному бюджету народный размах

Краудфандинг («народное финансирование», от англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — сотрудничество людей, которые добровольно оказывают финансовую поддержку какому-либо проекту, — очень быстро показал себя эффективной технологией. Опыт западных компаний и организаций, использующих идеи сообщества, оценили и в России. В стране появляется все больше краудфандинговых проектов, и один из них работает в Тульской области.

Краудфандинговый проект, который реализуется в Тульской области с 2011 года, получил название «Народный бюджет». Он позволяет решать первоочередные проблемы городских и сельских поселений, объединив ресурсы областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, финансовые средства населения и спонсоров. Ключевое слово здесь «народный». Повышение качества жизни зависит в первую очередь от активности самих сельских и городских жителей. Именно они, а не чиновники администраций решают, какой проект будет реализовываться и сколько собственных средств люди готовы на это потратить.

Проект Тульской области — один из самых масштабных на территории РФ не только по количеству средств, выделяемых из областного бюджета, но и по кругу проблем, которые можно решить с помощью народных денег. Сегодня все жители области имеют возможность отремонтировать кровли жилых домов, водопроводы и тепловые сети, благоустроить дворовые территории, привести в порядок дороги поселений и городов, мемориальные комплексы и дома культуры. Когда люди сами выбирают наиболее приоритетные направления для развития своего поселения, города, резко снижаются иждивенческие настроения жителей. Они не только вкладывают в проект собственные деньги, но и лично участвуют в его реализации. А значит, относятся к нему как к своему.

За время реализации проекта «Народный бюджет» выполнены работы по модернизации коммунальной инфраструктуры сельских поселений более чем на 1,8 тысячи объектах. С 2011 по 2013 год на эту программу было выделено 376 миллионов рублей из бюджета Тульской области. Условия проекта «Народный бюджет» меняются и совершенствуются. Так, в 2014 году существенно расширился круг проблем, которые можно решить на народные деньги, возможность участвовать в проекте получили городские территории — раньше «Народный бюджет» был прерогативой только сельских поселений. С 2015 года софинансирование от жителей и спонсоров принимается только в виде денег. До этого допускалась оплата в виде строительных материалов и «рабочих рук». Право участвовать в проекте получили также и садовые некоммерческие организации при условии, что на их территории находится муниципальная собственность.

Министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, организатор конкурсного отбора на получение субсидий из областного бюджета, в 2014 году зарегистрировало 1000 заявок. Конкурсный отбор прошли 605 проектов. Инициативным группам на решение первоочередных проблем из областного бюджета было выделено 377 миллионов рублей. Общая стоимость проектов в 2014 году составила около 616 миллионов рублей, сумма софинансирования от муниципальных образований — порядка 121 миллиона рублей, со стороны населения — 72 миллиона рублей, со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей — около 45 миллионов рублей. На участие в программе «Народный бюджет-2015» было подано 1063 заявки, из них конкурсный отбор прошли 465. На реализацию отобранных проектов из областного бюджета в текущем году будет выделено 300 миллионов рублей.

Опыт прошлого года показал, что жители очень активно участвуют в софинансировании ремонта своих домов. Порядка 36% средств «Народного бюджета-2014» (136 миллионов рублей) было выделено именно на проекты по многоквартирным домам. Изношенность жилищного фонда Тульской области очень велика. Проблема капитального ремонта домов создает в обществе социальную напряженность, а проект «Народный бюджет» позволяет не только ее ослабить, но действительно эффективно решать проблемы, копившиеся годами, причем инициатива исходит от самих жителей.

Механизм реализации

Управление, координация и реализация проектов в рамках «Народного бюджета» возложена на министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, региональные министерство финансов и инспекцию по государственному архитектурно-строительному надзору, органы местного самоуправления области. Участниками проекта являются сельские поселения, рабочие поселки и городские округа Тульской области, население, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели. Для вступления в проект необходимо прежде всего провести собрание граждан, на котором жители определяют приоритетные для их города, поселения проблемы, решение которых находится в ведении данного муниципального образования. Далее выбирается одна из наиболее важных задач, определяется сумма, которую граждане готовы собрать для софинансирования проекта, выбирается инициативная группа, ее председатель и казначей проекта.

Инициативная группа совместно с работниками органов местного самоуправления готовит комплект документов для участия в конкурсе на получение субсидий из областного бюджета. Комплект документов направляется через сайт openregion71.ru в конкурсную комиссию, образованную при правительстве области. Каждое поселение может подать неограниченное количество заявок. Победители определяются в результате областного конкурса, при этом балльная система оценки гарантирует объективность принимаемых конкурсной комиссией решений. Формируется перечень проектов-победителей, реализация которых производится при поддержке областного бюджета. Существуют определенные ограничения. Так, общая стоимость проекта с учетом всех источников софинансирования не может превышать 2 миллионов рублей для сельских поселений и 3 миллионов для городских поселений и округов.

Следует отметить, что главной особенностью проекта «Народный бюджет» является не только активное участие населения в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения, но и участие в контроле качества, в приемке выполненных работ, а также в последующем содержании и обеспечении сохранности объектов. Также реализацию проекта с начала и до его завершения контролирует инициативная группа. Без подписей членов инициативной группы акты приемки-сдачи работ по проекту не принимаются к оплате из областного бюджета.

Цена вопроса

Субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий «Народного бюджета» предоставляются муниципальным образованиям, вы­игравшим в конкурсе, которые со своей стороны должны обеспечить софинансирование программы:

за счет средств местного бюджета в размере не менее 10% стоимости программы;

со стороны населения городского округа, городского поселения — не менее 8% стоимости программы, со стороны населения сельского поселения — не менее 5% стоимости программы;

со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей — не менее 5% стоимости программы для сельских поселений и 8% для городских поселений и городских округов;

в части выполнения работ в многоквартирных домах — не менее 15% стоимости программы со стороны населения;

в части выполнения работ в садоводческих некоммерческих организациях — 35% стоимости программы со стороны участников организации, не менее 5% со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Субсидии предоставляются на ремонт, благоустройство:

объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности;

автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, и придомовых территорий;

крыш, коммуникаций в подвалах, лифтов, балконов, фасадов, межпанельных швов в многоквартирных домах;

муниципальных учреждений культуры, в том числе используемых для проведения общественных и культурно-массовых мероприятий;

муниципальных объектов развития народного художественного творчества;

объектов культурного наследия муниципального значения;

муниципальных объектов физической культуры и спорта;

мест погребения;

объектов размещения (захоронения) бытовых отходов и мусора;

объектов для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;

мест массового отдыха.

«Народный бюджет» реализуется по принципу «снизу вверх». То есть проблемы села, города — от первого до последнего звена цепочки — решаются не извне (как происходит во многих централизованных программах), а непосредственно самими гражданами. В результате население (в лице главы муниципалитета, инициативной группы, спонсоров) ведет себя как рачительный хозяин. Так, зачастую при выборе проекта отдается предпочтение не высокобюджетному долгострою, а недорогой, но очень нужной спортивной площадке во дворе. Для решения проблемы используются все возможные варианты софинансирования, инициативная группа предельно внимательно относится к процедуре закупок и выбору подрядчика, контролирует каждый этап выполнения работ. Формируется доверие населения к власти, а это огромный потенциал для развития.

Поделиться