Краудфандинг («народное финансирование», от англ. сrowd — «толпа», funding — «финансирование») — сотрудничество людей, которые добровольно оказывают финансовую поддержку какому-либо проекту, — очень быстро показал себя эффективной технологией. Опыт западных компаний и организаций, использующих идеи сообщества, оценили и в России. В стране появляется все больше краудфандинговых проектов, и один из них работает в Тульской области.
Краудфандинговый проект, который реализуется в Тульской области с 2011 года, получил название «Народный бюджет». Он позволяет решать первоочередные проблемы городских и сельских поселений, объединив ресурсы областного бюджета, бюджетов муниципальных образований, финансовые средства населения и спонсоров. Ключевое слово здесь «народный». Повышение качества жизни зависит в первую очередь от активности самих сельских и городских жителей. Именно они, а не чиновники администраций решают, какой проект будет реализовываться и сколько собственных средств люди готовы на это потратить.
Проект Тульской области — один из самых масштабных на территории РФ не только по количеству средств, выделяемых из областного бюджета, но и по кругу проблем, которые можно решить с помощью народных денег. Сегодня все жители области имеют возможность отремонтировать кровли жилых домов, водопроводы и тепловые сети, благоустроить дворовые территории, привести в порядок дороги поселений и городов, мемориальные комплексы и дома культуры. Когда люди сами выбирают наиболее приоритетные направления для развития своего поселения, города, резко снижаются иждивенческие настроения жителей. Они не только вкладывают в проект собственные деньги, но и лично участвуют в его реализации. А значит, относятся к нему как к своему.
За время реализации проекта «Народный бюджет» выполнены работы по модернизации коммунальной инфраструктуры сельских поселений более чем на 1,8 тысячи объектах. С 2011 по 2013 год на эту программу было выделено 376 миллионов рублей из бюджета Тульской области. Условия проекта «Народный бюджет» меняются и совершенствуются. Так, в 2014 году существенно расширился круг проблем, которые можно решить на народные деньги, возможность участвовать в проекте получили городские территории — раньше «Народный бюджет» был прерогативой только сельских поселений. С 2015 года софинансирование от жителей и спонсоров принимается только в виде денег. До этого допускалась оплата в виде строительных материалов и «рабочих рук». Право участвовать в проекте получили также и садовые некоммерческие организации при условии, что на их территории находится муниципальная собственность.
Министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, организатор конкурсного отбора на получение субсидий из областного бюджета, в 2014 году зарегистрировало 1000 заявок. Конкурсный отбор прошли 605 проектов. Инициативным группам на решение первоочередных проблем из областного бюджета было выделено 377 миллионов рублей. Общая стоимость проектов в 2014 году составила около 616 миллионов рублей, сумма софинансирования от муниципальных образований — порядка 121 миллиона рублей, со стороны населения — 72 миллиона рублей, со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей — около 45 миллионов рублей. На участие в программе «Народный бюджет-2015» было подано 1063 заявки, из них конкурсный отбор прошли 465. На реализацию отобранных проектов из областного бюджета в текущем году будет выделено 300 миллионов рублей.
Опыт прошлого года показал, что жители очень активно участвуют в софинансировании ремонта своих домов. Порядка 36% средств «Народного бюджета-2014» (136 миллионов рублей) было выделено именно на проекты по многоквартирным домам. Изношенность жилищного фонда Тульской области очень велика. Проблема капитального ремонта домов создает в обществе социальную напряженность, а проект «Народный бюджет» позволяет не только ее ослабить, но действительно эффективно решать проблемы, копившиеся годами, причем инициатива исходит от самих жителей.
Механизм реализации
Управление, координация и реализация проектов в рамках «Народного бюджета» возложена на министерство внутренней политики и развития местного самоуправления в Тульской области, региональные министерство финансов и инспекцию по государственному архитектурно-строительному надзору, органы местного самоуправления области. Участниками проекта являются сельские поселения, рабочие поселки и городские округа Тульской области, население, юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели. Для вступления в проект необходимо прежде всего провести собрание граждан, на котором жители определяют приоритетные для их города, поселения проблемы, решение которых находится в ведении данного муниципального образования. Далее выбирается одна из наиболее важных задач, определяется сумма, которую граждане готовы собрать для софинансирования проекта, выбирается инициативная группа, ее председатель и казначей проекта.
Инициативная группа совместно с работниками органов местного самоуправления готовит комплект документов для участия в конкурсе на получение субсидий из областного бюджета. Комплект документов направляется через сайт openregion71.ru в конкурсную комиссию, образованную при правительстве области. Каждое поселение может подать неограниченное количество заявок. Победители определяются в результате областного конкурса, при этом балльная система оценки гарантирует объективность принимаемых конкурсной комиссией решений. Формируется перечень проектов-победителей, реализация которых производится при поддержке областного бюджета. Существуют определенные ограничения. Так, общая стоимость проекта с учетом всех источников софинансирования не может превышать 2 миллионов рублей для сельских поселений и 3 миллионов для городских поселений и округов.
Следует отметить, что главной особенностью проекта «Народный бюджет» является не только активное участие населения в выявлении и определении степени приоритетности проблем местного значения, но и участие в контроле качества, в приемке выполненных работ, а также в последующем содержании и обеспечении сохранности объектов. Также реализацию проекта с начала и до его завершения контролирует инициативная группа. Без подписей членов инициативной группы акты приемки-сдачи работ по проекту не принимаются к оплате из областного бюджета.
Цена вопроса
Субсидии из областного бюджета на реализацию мероприятий «Народного бюджета» предоставляются муниципальным образованиям, выигравшим в конкурсе, которые со своей стороны должны обеспечить софинансирование программы:
за счет средств местного бюджета в размере не менее 10% стоимости программы;
со стороны населения городского округа, городского поселения — не менее 8% стоимости программы, со стороны населения сельского поселения — не менее 5% стоимости программы;
со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей — не менее 5% стоимости программы для сельских поселений и 8% для городских поселений и городских округов;
в части выполнения работ в многоквартирных домах — не менее 15% стоимости программы со стороны населения;
в части выполнения работ в садоводческих некоммерческих организациях — 35% стоимости программы со стороны участников организации, не менее 5% со стороны юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Субсидии предоставляются на ремонт, благоустройство:
объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, находящихся в муниципальной собственности;
автомобильных дорог, находящихся в муниципальной собственности, и придомовых территорий;
крыш, коммуникаций в подвалах, лифтов, балконов, фасадов, межпанельных швов в многоквартирных домах;
муниципальных учреждений культуры, в том числе используемых для проведения общественных и культурно-массовых мероприятий;
муниципальных объектов развития народного художественного творчества;
объектов культурного наследия муниципального значения;
муниципальных объектов физической культуры и спорта;
мест погребения;
объектов размещения (захоронения) бытовых отходов и мусора;
объектов для обеспечения первичных мер пожарной безопасности;
мест массового отдыха.
«Народный бюджет» реализуется по принципу «снизу вверх». То есть проблемы села, города — от первого до последнего звена цепочки — решаются не извне (как происходит во многих централизованных программах), а непосредственно самими гражданами. В результате население (в лице главы муниципалитета, инициативной группы, спонсоров) ведет себя как рачительный хозяин. Так, зачастую при выборе проекта отдается предпочтение не высокобюджетному долгострою, а недорогой, но очень нужной спортивной площадке во дворе. Для решения проблемы используются все возможные варианты софинансирования, инициативная группа предельно внимательно относится к процедуре закупок и выбору подрядчика, контролирует каждый этап выполнения работ. Формируется доверие населения к власти, а это огромный потенциал для развития.