25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 3753 Материалы по теме
Переход к исчислению налога на имущество от кадастровой стоимости определенных объектов недвижимости является важным направлением налоговой политики Российской Федерации
Налог по кадастровой стоимости

В Москве с 2014 года для владельцев отдельных объектов недвижимости вступил в действие новый порядок исчисления налога на имущество организаций — по кадастровой стоимости. С 2015 года этот порядок претерпел некоторые изменения. Об этом журналу «Бюджет» рассказала заместитель руководителя Управления ФНС по городу Москве Светлана Семеновна ГРОМОВА.

— Светлана Семеновна, расскажите, пожалуйста, какая подготовительная работа УФНС по городу Москве предшествовала началу администрирования налога, налоговая база по которому исчисляется как кадастровая стоимость объекта?

— Переходу на исчисление налога на имущество организаций по кадастровой стоимости предшествовала огромная подготовительная работа по формированию группы налогоплательщиков — юридических лиц, в обязанности которых входит исчисление налога на имущество по новому порядку. Она осуществлялась совместно с правительством Москвы и органами Росреестра. В результате такого сотрудничества налоговыми органами в оперативном порядке были получены и обработаны сведения о кадастровой оценке объектов капитального строительства и правообладателях — юридических лицах. Из списка были исключены физические лица, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, а также налогоплательщики, освобождаемые от налогообложения на основании льгот, предусмотренных Налоговым кодексом и Законом города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций».

Кроме того, проведена информационно-разъяснительная работа с собственниками объектов недвижимого имущества, включенных в перечень, утвержденный постановлением правительства Москвы от 29 ноября 2013 года № 772-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2014 год». Особое внимание уделялось адресному информированию налогоплательщиков о новом порядке исчисления налога на имущество организаций. Эта работа с собственниками объектов недвижимого имущества производилась как непосредственно в территориальных налоговых органах, так и в средствах массовой информации, в том числе в сети интернет. Кроме того, изменения в налогообложении отдельных объектов недвижимости разъяснялись в рамках организованного в Информационном агентстве РИА-Новости круглого стола на тему: «Налог на имущество юридических лиц: новые формы».

— В связи с тем что налогоплательщики, использующие упрощенную систему налогообложения, освобождались от перехода на новую форму исчисления налога на имущество организаций, существовала возможность уменьшения налогооблагаемой базы путем смены режима. Изменилась ли ситуация в 2015 году?

— Переход к исчислению налога на имущество от кадастровой стоимости определенных объектов недвижимости является важным направлением налоговой политики Российской Федерации. И Федеральным законом от 2 апреля 2014 года № 52‑ФЗ в первую и вторую части Налогового кодекса и отдельные законодательные акты РФ внесены изменения, благодаря которым урегулированы отдельные вопросы, касающиеся порядка уплаты этого налога с кадастровой стоимости. В соответствии с данным законом с 1 января 2015 года на «упрощенцев» возложена обязанность уплачивать налог на имущество в отношении объектов недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости.

— Какие еще изменения в порядке взимания налога на имущество организаций от кадастровой стоимости вступили в силу с этого года?

— Тем же законом № 52‑ФЗ с 1 января 2015 года уточнен порядок налогообложения лизингового имущества, имущества паевых инвестиционных фондов, а также порядок уплаты налога в отношении объектов, на которые право собственности возникло или прекратилось в течение налогового периода. Изменения, касающиеся налога на имущество организаций, преду­смотрены также Федеральным законом от 4 октября 2014 года № 284‑ФЗ, который внес изменения в Налоговый кодекс. Так, пункт 1 статьи 378.2 Налогового кодекса дополнен положениями, устанавливающими новый вид недвижимого имущества, по которому налоговая база определяется исходя из кадастровой стоимости. Это жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, определенном для ведения бухгалтерского учета (пп. «а» п. 3 ст. 2 Закона № 284‑ФЗ).

Кроме того, статья 378.2 кодекса дополняется пунктом 15, согласно которому изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (пп. «в» п. 3 ст. 2 Закона № 284‑ФЗ). Исключения из данного правила возможны в следующих случаях:

если органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости допущена техническая ошибка. Изменение кадастровой стоимости объектов налогообложения вследствие исправления данной ошибки учитывается при определении налоговой базы, начиная с налогового периода, в котором допущена такая ошибка;

если кадастровая стоимость изменена по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда. Изменение кадастровой стоимости учитывается при определении налоговой базы с начала налогового периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об оспоренной кадастровой стоимости.

Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 347‑ФЗ в Налоговый кодекс внесен еще ряд уточняющих поправок. В частности, уточняется порядок определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении зданий, используемых одновременно в целях административного назначения и в целях размещения торговых объектов. Новый пункт 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса разъясняет, что отдельно стоящее нежилое здание, в котором есть как торговые площади, так и офисы, в целях налогообложения признается одновременно административно-деловым и торговым центром. У такой недвижимости может быть один или несколько собственников, при этом не менее 20 процентов общей площади этого здания (а не каждого отдельного помещения) должно предназначаться под офисы и соответствующую им инфраструктуру (включая паркинг, централизованные приемные помещения), объекты торговли и бытового обслуживания, заведения общепита. Таким образом, с недвижимости, одновременно предназначенной и для торговли, и для деловых целей (при условии соблюдения норматива в 20 процентов от общей площади в соответствии с техническим учетом (инвентаризацией) или кадастровыми паспортами объекта недвижимости), налог также необходимо уплачивать с кадастровой стоимости.

В целях улучшения качества налогового администрирования принят еще один Федеральный закон — от 24 ноября 2014 года № 376‑ФЗ, который внес в Налоговый кодекс очередные изменения. В частности, введена норма, обязывающая иностранные организации (иностранные структуры без образования юридического лица), имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения, одновременно с налоговой декларацией представлять сведения об учредителях, если доля их прямого и (или) косвенного участия в иностранной организации превышает пять процентов.

— В конце прошлого года в Москве принят закон, который изменил критерии, по которым объекты недвижимости облагаются налогом, исчисляемым по кадастровой стоимости. Какие объекты добавились к уже имеющимся?

— Хочу отметить, что в связи с принятием Закона города Москвы от 26 ноября 2014 года № 56 с 2015 года значительно расширена группа объектов коммерческой недвижимости, в отношении которых налог должен исчисляться с их кадастровой стоимости. Во-первых, законодателем снижен критерий по площади с 5 тысяч квадратных метров до 3 тысяч в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, расположенных на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Во-вторых, с 1 января 2015 года новая форма исчисления налога распространяется на здания (строения, сооружения), которые имеют (или фактически используются) деловое, административное или коммерческое назначение или используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если их площадь превышает 2 тысячи квадратных метров.

В-третьих, расширена сфера применения кадастровой стоимости при расчете налога на имущество организаций за счет расположенных в многоквартирных домах, принадлежащих одному или нескольким собственникам, нежилых помещений, которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если общая площадь нежилых помещений в многоквартирном доме превышает 3 тысячи квадратных метров.

— Закон предусматривает и некоторые налоговые льготы. В чем они заключаются?

— Закон города Москвы № 56 устанавливает к налоговой ставке понижающий коэффициент 0,1 при исчислении налога на имущество организаций от кадастровой стоимости в отношении нежилых помещений, фактически используемых для размещения объектов общественного питания и расположенных в зданиях, непосредственно примыкающих к пешеходным зонам общегородского значения Москвы и к улицам с интенсивным пешеходным движением. В размере 25 процентов от исчисленной суммы при соблюдении ряда условий налог уплачивается в отношении нежилых зданий, используемых для размещения рабочих мест работников, обеспечивающих производственную деятельность налогоплательщика. В размере 10 процентов исчисленной суммы уплачивается налог в отношении построенных (реконструированных) после 1 января 2014 года спортивных сооружений, включающих футбольное (ледовое) поле и оборудованных трибунами для зрителей с общим количеством мест не менее 12 тысяч.

— Светлана Семеновна, какая работа ведется сейчас по совершенствованию администрирования налога на имущество юридических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости?

— Залогом успеха в решении вопросов, связанных с администрированием этого налога, являются согласованные действия правительства Москвы, органов Росреестра и налоговой службы. В рамках реализации изменений налогового законодательства и введения нового порядка определения налоговой базы в Департаменте экономической политики и развития города Москвы создана и в настоящее время продолжает активно работать Межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов, касающихся определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения.

В связи с тем что при проверке правильности исчисления налога на имущество от кадастровой стоимости объектов недвижимости используются сведения регистрирующих органов, в Управлении Росреестра по Москве создана межведомственная рабочая группа для решения вопросов полноты и достоверности сведений об объектах недвижимости в государственном кадастре недвижимости. В работе этой группы принимают участие Управление Федеральной налоговой службы по городу Москве, Департамент городского имущества Москвы, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Москве и ГУП МосгорБТИ.

В заключение хочу отметить, что принятые в течение 2014 года изменения налогового законодательства произведены в целях совершенствования форм и методов налогового администрирования объектов недвижимого имущества, что является одним из основных направлений налоговой политики Российской Федерации до 2018 года.

Подготовила С. В. МАРТЫНЕНКО

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно