О ситуации в российской промышленности, перспективах ее развития, новом законе «О промышленной политике в Российской Федерации» журнал «Бюджет» побеседовал с членом Совета Федерации Олегом Казаковцевым.
Олег Александрович, как вы оцениваете ситуацию в российской промышленности? На ваш взгляд, есть ли шансы для развития промышленного производства в новых условиях?
Сегодня в промышленности мы имеем тот результат, к которому шли целенаправленно. Профицитный бюджет страны, сформированный за счет доходов от экспорта углеводородов, позволил нам жить по принципу «что не производим в стране — купим за границей». Решение же глобальных проблем, копившихся у производственников еще с 90-х годов, дальше «декларации о намерениях» не продвигалось. В итоге за последние 20 лет импортозависимость России во многих отраслях экономики возросла до пределов, угрожающих национальной безопасности. В фармацевтике и медицинской промышленности доля импорта оценивается в 70–80 процентов, в легкой промышленности —70–90 процентов, в радиоэлектронной промышленности — 80–90 процентов, в станкостроении превышает 90 процентов!
Посмотрите вокруг себя. Все, что нас окружает: мебель, компьютеры, канцелярские принадлежности, бумага, — все это закуплено за границей. Возможно, в условиях глобального мира производить абсолютно все нецелесообразно, но базовые отрасли промышленности, которые обеспечивают безопасность страны, работают на благосостояние граждан, должны развиваться. А что мы имеем сейчас? Утрачены те компетенции и возможности, которые были во многих отраслях. Яркий пример тому — космические программы. Из-за введенных США ограничений на поставки электронной компонентной базы сроки изготовления российских космических аппаратов увеличились на 8–10 месяцев! Сейчас Россия импортирует более 200 наименований продукции космической отрасли, из которых только для 58 есть российские аналоги, а по многим наименованиям импортной продукции порядок замены вообще не определен.
Аналогичная ситуация складывается с самолетом «Сухой Суперджет 100». При его производстве используются импортные агрегаты и комплектующие. В условиях санкций задачи, которые ранее ставились перед производителями, — увеличение выпуска самолетов и выход на мировой рынок, — становятся трудновыполнимыми.
Мы практически потеряли легкую промышленность. Большая часть россиян носит одежду, импортируемую из Юго-Восточной Азии, более состоятельные — одежду европейских брендов. Российского сегмента практически нет. Даже в такой традиционной отрасли, как меховая, где наши производители всегда были сильны, мы проигрываем в конкурентной борьбе китайцам. И в таких условиях важно понимать, что время декларирования ушло, а наступила пора четкой и предметной работы.
Что касается шансов, то они у промышленников есть, даже несмотря на многочисленные проблемы. По долгу службы мне часто приходится бывать в регионах, и там я наблюдаю примеры успешной реализации российских разработок. Осенью посетил один из пермских заводов, где освоили выпуск авиационных двигателей, по характеристикам не уступающих зарубежным аналогам. Вселяет надежду и настрой промышленников. Многие из них видят для себя перспективные направления. Также положительную роль играет принятие федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации».