Представители около 40 федеральных ведомств — руководители и специалисты финансово-экономических подразделений — обсуждали вопросы повышения качества управления, эффективность использования финансов и другие актуальные темы на семинаре «Современные инструменты управления финансово-экономической деятельностью федеральных органов власти», организованном при участии Министерства финансов РФ одним из крупнейших отечественных ИТ-разработчиков — корпорацией «Парус».
Проблемы, с которыми сейчас сталкиваются федеральные ведомства при осуществлении своей финансово-экономической деятельности, охватывают, по сути, все элементы бюджетного процесса: составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит. Работа с большим объемом неформализованных данных на этапе бюджетного планирования, ручное формирование показателей планирования и их ввод в систему Минфина России и другие ресурсы в условиях жестких временных ограничений бюджетного процесса — все это серьезно сказывается на качестве планирования и повышает его трудоемкость.
Для федеральных ведомств социальных отраслей трудоемкость финансово-экономической деятельности во многом связана с массовым формированием госзаданий и соглашений. Для ведомств — ответственных исполнителей государственных программ — особенно актуальны проблемы, связанные с организацией программно-целевого планирования и оценки его результатов. Чаще всего в органах власти нет информационных систем, которые позволяют проанализировать связь планируемых и фактических результатов деятельности, отражаемых в программах, с планируемыми и фактическими расходами бюджетных средств. Все эти сложности снижают в целом качество финансового менеджмента федеральных ведомств. При этом сегодня одним из основных принципов оценки этого качества является охват всех ведомственных процессов и процедур составления проекта бюджета, исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и отчетности.
В рамках семинара директор департамента бюджетной методологии Министерства финансов РФ С. В. Романов осветил основные направления совершенствования процедур оценки качества финансового менеджмента ФОИВ. В общей оценке финансового менеджмента возрастает вес компонентов среднесрочного финансового планирования и исполнения бюджета в части расходов. Среди ключевых показателей качества финансового менеджмента — своевременность и полнота представления реестра расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, своевременность принятия бюджетных обязательств на закупку товаров, работ и услуг, предоставления субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям.
Стоящие перед властями задачи по повышению эффективности использования бюджетных средств требуют нового уровня информационной поддержки ведомственных финансово-экономических подразделений. Для формирования показателей бюджета и финансового плана специалистам необходим большой объем сведений от смежных подразделений — о персонале, закупках, имуществе. Для оценки эффективности использования бюджетных средств нужны сведения об основной профильной деятельности органа власти. При планировании и формировании госзаданий требуются полные и достоверные сведения от подведомственной сети. Кроме того, для снижения трудоемкости должно быть обеспечено удобное электронное взаимодействие с ресурсами Минфина России, Федерального казначейства, Росимущества и других ведомств.
Однако сегодня, как правило, в рамках одного органа власти используется множество разнородных, не связанных между собой программных продуктов и инструментов. Как отметил президент корпорации «Парус» А. В. Карпачев, «лоскутный» характер автоматизации не позволяет организовать эффективную финансово-экономическую работу ведомства в едином информационном поле и обеспечить веб-сервисный обмен информацией с внешними системами при реализации государственных функций. Поэтому сегодня органы власти все чаще рассматривают возможность поэтапного построения единой информационной системы управления финансово-экономическими процессами.