Версия для печати 2020 Материалы по теме
Объединив усилия,  можно добиться весомых результатов

В сложной финансово-экономической ситуации в условиях сокращения расходов бюджетов всех уровней актуальность эффективного использования каждого государственного рубля возрастает в разы. Поэтому и придается большое значение повышению действенности работы финансовых контролеров, в частности Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. На коллегии Росфиннадзора обсуждались итоги работы ведомства за 2014 год, были определены точки приложения максимальных усилий ревизоров, выявлены проблемы, снижающие эффективность внутреннего государственного финансового контроля.

Как отметил министр финан­сов РФ А. Г. Силуанов, в минувшем году Служб­а финансово-бюджетного надзора сработала неплохо. Сущест­венно увеличился объем проверенных бюджетных ассигнований — до 15 триллионов рублей. Количество контрольных мероприятий при этом снизилось на 17%, то есть усилия контролеров были сконцентрированы на наиболее важных моментах.

Объем выявленных нарушений составил более триллиона рублей. При этом изменилась их структура. Росфиннадзор переключился с выявления нарушений, носящих имущественный характер, на нарушения, связанные с финансовой деятельностью. Поэтому ведомству совместно с Минфином России необходимо проанализировать попавшие в поле зрения ревизоров нарушения и при необходимости подготовить предложения либо по изменению норм регулирования, либо по изменению мер ответственности за их допущение.

Итоги и задачи

В 2013 году в связи с принятием изменений в Бюджетный кодекс и закона о контрактной системе завершился этап реформы госфинконтроля в бюджетной и закупочной сферах. В прошлом году в целях реализации всех правовых инноваций приняты или находятся в высокой степени готовности подзаконные акты по внутреннему государственному финансовому контролю. Предусмотренные изменения законодательства в полном объеме регулируют деятельность службы по всем контрольным процедурам: от планирования и назначения контрольных мероприятий до отчетности по результатам работы. «Теперь перед нами стоит задача в полном объеме обеспечить реализацию тех полномочий, которыми служба наделена в области госзакупок. В частности, Росфиннадзору нужно организовать непрерывный финансовый контроль за реализацией крупных инфраструктурных проектов с участием Российской Федерации», — отметил министр. Речь идет о том, что контроль, который должен начинаться на этапе планирования закупок, необходимо продолжать на каждой стадии исполнения государственных контрактов. Такой контроль будет обеспечивать недопущение завышения стоимости объектов строительства, предотвращать оплату невыполненных работ и услуг, тем самым исключая неэффективные траты.

В текущем году необходимо также продолжить работу по совершенствованию законодательной базы по обеспечению контроля Росфиннадзора за результативным использованием бюджетных средств. Министр финансов призвал контролеров активнее взаимодействовать с подразделениями Минфина России и для поиска эффективных решений, соединяя практический опыт госфинконтроля с имеющимися у Министерства финансов инструментами законодательного регулирования. Позитивный опыт такого взаимодействия уже есть: в Правительство РФ направлены предложения о внесении поправок в Бюджетный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, принятие которых позволит более эффективно осуществлять контрольную деятельность. В частности, поправки устраняют проблему неоднозначного толкования организации осуществления внутреннего госфинконтроля, устанавливают конкретный состав финансовых нарушений в сфере закупок, регламентируют применение санкций за нарушение законодательства. Кроме того, вносимые изменения дают более четкое понятие неэффективного использования бюджетных средств.

Недостатки в работе

Тем не менее в работе Росфиннадзора имеется и ряд недостатков. К примеру, министр отметил, что при выявлении нарушений не всегда качественно формируется доказательная база. Кроме того, при проведении ревизий и проверок не всегда четко соблюдаются установленные правила их проведения. В этих случаях большое значение имеет человеческий фактор, поэтому приоритетной задачей является создание прозрачной системы оценки деятельности сотрудников Росфиннадзора на основе ключевых показателей эффективности, связанных с системой материального и морального стимулирования.

Как рассказал Силуанов, в Минфине такая система уже вводится. Установлены ключевые показатели эффективности работы сотрудников департаментов Министерства финансов РФ. «Считаем, что система эффективна, — сказал министр финансов, — и ее целесообразно использовать в Росфиннадзоре». Отсюда вытекает еще одна важная задача по организации обучения и повышения квалификации ответственных должностных лиц Службы финансово-бюджетного надзора.

В 2015 году Росфиннадзору необходимо в полном объеме обеспечить исполнение своих полномочий по контролю за достоверностью отчетности федеральных органов власти по реализации госпрограмм, поскольку вопрос эффективности их реализации в последние годы поднимался неоднократно. Необходимо устанавливать, насколько достоверна отчетность ГРБС о выполнении показателей госпрограмм, насколько объективна оценка реализации этих программ.

Нерезультативных проверок быть не должно

Руководитель Федеральной службы финансово-бюджетного надзора А. В. Смирнов рассказал о некоторых изменениях в организации работы ведомства, связанных со вступлением в силу Федерального закона № 252‑ФЗ. В частности, с 2014 года служба имеет право проводить контроль в формате обследований. И, по словам руководителя ведомства, такого рода проверки прижились в системе Росфиннадзора. Силами службы проведено несколько серий масштабных обследований. Главное преимущество этого вида проверок состоит в том, что их проведение не требует большой предварительной подготовки, в то же время они дают возможность сделать анализ и произвести оценку состояния определенной сферы деятельности объекта контроля и реализовать итоги контрольного мероприятия в виде процессуальных решений.

Исходя из необходимости усиления контроля за эффективностью использования бюджетных средств в 2014 году ревизоры службы придавали большое значение выявлению такого рода нарушений. В результате по итогам года рост выявленных сумм данного нарушения составил 47% (с 155 миллиардов руб­лей в 2013 году до 230 миллиардов в 2014 году). Также одним из приоритетных направлений работы Росфиннадзора в 2014 году впервые стало проведение мероприятий по контролю за полнотой и достоверностью отчетности по реализации государственных программ. За прошедший год проведена 331 проверка в отношении 14 государственных программ. Освоение новых полномочий, установленных Законом № 44‑ФЗ, вылилось в проведение 381 проверки в сфере закупок. Серьезный пласт работы (это 845 проверок) был связан с контролем за деятельностью органов исполнительной власти в субъектах РФ, муниципальных образованиях по использованию средств финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию ЖКХ. Также Росфиннадзор попробовал свои силы в контроле в отношении региональных операторов, которые распоряжаются средствами на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов и аккумулируют средства не только государственной финансовой поддержки, но и населения. Таких проверок проведено пока немного — 75.

Но в то же время руководитель Росфиннадзора отметил, что дела с результативностью контрольных мероприятий обстоят пока не очень хорошо. В 2014 году только 56% проверок дали эффект и выявили какие-либо нарушения. А в некоторых региональных управлениях Росфиннадзора не преодолен и 50-процентный барьер. Такого, по убеждению руководителя Росфиннадзора, быть не должно. Необходимо уйти от тотального контроля и выходить только на объекты, проверка которых действительно имеет смысл. От руководителей территориальных подразделений требуется жесточайшим образом пресекать ненужные проверки, так как нельзя тратить силы и время на потенциально нулевые контрольные мероприятия.

Вот здесь и возникает воп­рос о применении риск‑ориентирован­ного планирования контрольных мероприятий. Причем такие наработки у службы есть, риск-ориентиро­ванный подход применяется в сфере валютного контроля. И теперь стоит задача в полной мере внедрить наработки в практику работы по контролю бюджетных правоотношений.

Дебиторская задолженность и работа в судах

Дебиторская задолженность Росфиннадзора на 1 января текущего года составила 1,248 триллиона руб­лей. В полной мере возложить ответственность за рост дебиторки на Росфиннадзор нельзя, так как многие штрафы невозможно взыскать по объективным причинам. Тем не менее меры по ее сокращению принимать необходимо, в первую очередь организуя четкое взаимодействие с коллегами, с которыми Росфиннадзор технологически завязан по взысканию дебиторской задолженности, например со Службой судебных приставов. На сегодняшний день суммы дебиторской задолженности по документам Росфиннадзора и документам Службы судебных приставов не соответствуют друг другу, поэтому и необходимо проводить регулярный мониторинг исполнения протоколов и постановлений контролеров.

Отдельно руководитель Росфиннадзора остановился на работе ведомства в судах. В 2014 году в судах было обжаловано почти 4,3 тысячи документов службы, это 68% всех постановлений и предписаний, выиграно 57% дел. По мнению Смирнова, это говорит о том, что создание более прочных конструкций защиты своих позиций является актуальной задачей. «Мы должны сделать так, чтобы зона, в которой мы чувствуем себя неуверенно, максимально сократилась».

Вопросы взаимодействия

В плане совместной работы с правоохранительными органами 2014 год был значительно более насыщенным, чем предыдущий. В прошедшем году было заключено соглашение с Министерством внутренних дел РФ, и сейчас возможности Росфиннадзора активно используются при производстве уголовных дел, расследуемых органами МВД. Смирнов считает, что итоги такого взаимодействия необходимо обсуждать ежеквартально, в процессе чего ведомства будут обмениваться достоверной информацией и в пределах своей компетенции дополнять работу друг друга. В настоящее время налажено сотрудничество с Генеральной прокуратурой и ФСБ.

Продолжая тему взаимодействия, заместитель министра внутренних дел РФ А. Н. Савенков отметил, что задача изобличения виновных в финансовых нарушениях — совместная. Только объединив усилия всех заинтересованных ведомств, можно добиться весомых результатов. Поэтому он обратился к сотрудникам Росфиннадзора с просьбой оперативно информировать МВД России о выявленных нарушениях. «Для нас важно, — подчеркнул он, — включиться в процесс в тот момент, как только вы установили нарушение, а не дожидаться, когда вы подготовите акт ревизии. Мы должны получать информацию о том, что какие-то деньги ушли не по назначению, немедленно. С правовой оценкой разберутся наши следователи, и дальше начнется работа по согласованию наших с вами позиций, по назначению ревизий в рамках либо доследственной проверки, либо уже возбужденного уголовного дела».

Распределить нагрузку

Говоря о задачах на текущий год, руководитель Службы финансово-бюджетного надзора остановился на вопросе корректировки степени нагрузки, которая лежит на территориальных управлениях. В субъектах РФ она различается. И чтобы понять истинную ее величину, начиная с прошлого года центральный аппарат службы проводит в каждом регионе паспортизацию контрольной деятельности в сфере финансово-бюджетных правоотношений. Делается это для того, чтобы выяснить, как соответствует та штатная численность, которой располагает конкретное управление, объему задач, стоящих перед подразделением, и определить, насколько рационально распределена штатная численность по территориям. В частности, уже налицо проблема перекоса в распределении долей руководящего и обеспечивающего персонала и непосредственно тех, кто «работает на земле». Смирнов заверил участников коллегии, что эти дисбалансы будут устранены.

Поделиться