Федеральным законом от 21 ноября 2011 года №
Наиболее распространенным способом обеспечения питанием за счет бюджета остается выдача продуктов на специально организованных молочно-раздаточных пунктах. Обычно здесь выдается молоко, молочные смеси, кисломолочные продукты, каши, соки и другие виды детского питания, произведенные промышленным способом и расфасованные в порционную упаковку. Молочные кухни, на которых специально готовилось питание, практически везде ушли в прошлое. Сегодня в раздаточных пунктах выдают те же товары, что стоят на полках супермаркетов, продуктовых и детских магазинов.
Минусы молочно-раздаточных пунктов
При этом на содержание молочно-раздаточных пунктов и предоставление услуги бюджет несет существенные издержки. Это затраты на закупку (проведение тендеров) и логистику необходимых продуктов, аренду помещений для раздаточных пунктов, оплату коммунальных услуг, оплату труда персонала, охрану. В итоге изначально недорогая продукция (стоимость детского творожка или кефира в торговых сетях составляет
Более того, не для всех молочно-раздаточные пункты находятся в шаговой доступности. Большое количество родителей малолетних детей, беременных женщин, многодетных семей, семей с детьми-инвалидами вынуждены для получения детского питания добираться в другую часть района. Это крайне неудобно, учитывая, что молочно-раздаточные пункты работают только утром и всего лишь несколько часов. Еще один минус данной системы — ассортимент выдаваемых товаров фиксированный и не всегда соответствует предпочтениям конкретного ребенка.
Так почему бы не избавиться от многомиллионных затрат на содержание молочно-раздаточных пунктов и неудобств предоставляемой услуги и не реализовать механизм выдачи соответствующей продукции через обычные торговые сети?
Новый подход к проблеме
Сегодня во многих городах имеется большое количество продовольственных магазинов шаговой доступности, сетевых мини- и супермаркетов. Они удобны для граждан по режиму работы — большинство из них открыты с
Компания «БСС Инжиниринг» уже представляла на страницах журнала «Бюджет» (№ 9 за 2014 год) информационную систему «Универсальный Процессинговый Центр» (ИС УПЦ),
позволяющую осуществлять процессинг финансовых и нефинансовых транзакций в социальной сфере. При помощи ИС УПЦ легко реализовать заявленную выше идею об отказе от раздаточных пунктов и организации отпуска соответствующей продукции через розничные торговые предприятия.
На подготовительном этапе региону необходимо выпустить нормативно-правовые акты, регламентирующие программу обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, многодетных семей и льготных категорий детей. Утвердить списки товаров, которые можно приобрести в рамках программы, разместить открытую оферту для подключения к ней любых торговых предприятий на единых для всех условиях, заключить с торговыми предприятиями договоры о сотрудничестве в рамках открытой оферты.
Электронный товарный сертификат
Инструментом, позволяющим осуществлять контроль целевого использования бюджетных средств, является «Электронный товарный сертификат» (ЭТС). ЭТС выдается гражданину в поликлинике через медицинскую информационную систему по результатам медицинского осмотра при предоставлении документов, подтверждающих право на бесплатное получение продуктов питания, и привязывается в ИС УПЦ к номеру социальной или банковской карты гражданина.
Не стоит думать, что ЭТС — некая специально выданная карта или бумажный документ. Нет, ЭТС — это привязанный к социальной или банковской карте эквивалент денежной суммы в баллах (не «живые» деньги!), который лимитирован согласно принятому нормативно-правовому акту. Он соответствует по сумме тому объему продукции, что ранее выдавалась на молочно-раздаточном пункте. Теперь этот же объем детского питания можно приобрести на средства ЭТС в обычных продовольственных магазинах. Гражданин может оплачивать сертификатом продукты в магазинах, участвующих в программе, предъявляя на кассе банковскую или социальную карту. С ИС УПЦ любая транзакция по оплате продуктов при помощи ЭТС проходит онлайн-авторизацию с проверкой достаточности средств и наличия приобретаемых товаров в списке разрешенных товаров для данной категории граждан.
По окончании периода (например, месяц) ИС УПЦ направляет в уполномоченный орган исполнительной власти региона отчет о совершенных покупках с оплатой ЭТС. Уполномоченный орган исполнительной власти производит возмещение средств за отпущенные товары магазинам — участникам программы. Таким образом, бюджетные средства расходуются только на оплату реально потребленного объема товаров (услуг), бюджет не несет нагрузку по содержанию молочно-раздаточных пунктов и выдаче товаров, а граждане приобретают удобный механизм получения положенной по закону продукции.
Мы приглашаем регионы, заинтересованные в оптимизации своих бюджетных затрат и повышении их эффективности, к сотрудничеству в сфере реализации различных социальных проектов с использованием решения компании «БСС Инжиниринг» — «Универсального Процессингового Центра».