Версия для печати 1767 Материалы по теме
Электронные товарные сертификаты вместо молочно-раздаточных пунктов? Да!

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет по заключению врачей. В то же время в законе сказано, что способы и ограничения на такого рода обеспечение определяются каждым субъектом РФ с учетом возможностей бюджета.

Наиболее распространенным способом обеспечения питанием за счет бюджета остается выдача продуктов на специально организованных молочно-раздаточных пунктах. Обычно здесь выдается молоко, молочные смеси, кисломолочные продукты, каши, соки и другие виды детского питания, произведенные промышленным способом и расфасованные в порционную упаковку. Молочные кухни, на которых специально готовилось питание, практически везде ушли в прошлое. Сегодня в раздаточных пунктах выдают те же товары, что стоят на полках супермаркетов, продуктовых и детских магазинов.

Минусы молочно-раздаточных пунктов

При этом на содержание молочно-раздаточных пунктов и предоставление услуги бюджет несет существенные издержки. Это затраты на закупку (проведение тендеров) и логистику необходимых продуктов, аренду помещений для раздаточных пунктов, оплату коммунальных услуг, оплату труда персонала, охрану. В итоге изначально недорогая продукция (стоимость детского творожка или кефира в торговых сетях составляет 20–40 рублей) превращается в золотую за счет всех накладных расходов.

Более того, не для всех молочно-раздаточные пункты находятся в шаговой доступности. Большое количество родителей малолетних детей, беременных женщин, многодетных семей, семей с детьми-инвалидами вынуждены для получения детского питания добираться в другую часть района. Это крайне неудобно, учитывая, что молочно-раздаточные пункты работают только утром и всего лишь несколько часов. Еще один минус данной системы — ассортимент выдаваемых товаров фиксированный и не всегда соответствует предпочтениям конкретного ребенка.

Так почему бы не избавиться от многомиллионных затрат на содержание молочно-раздаточных пунктов и неудобств предоставляемой услуги и не реализовать механизм выдачи соответствующей продукции через обычные торговые сети?

Новый подход к проблеме

Сегодня во многих городах имеется большое количество продовольственных магазинов шаговой доступности, сетевых мини- и супермаркетов. Они удобны для граждан по режиму работы — большинство из них открыты с 8–9 часов утра до 22–23 часов вечера, много круг­лосуточных магазинов. Кроме того, ассортимент предлагаемых в них продуктов детского питания, как правило, гораздо шире ассортимента молочно-раздаточных пунктов.

Компания «БСС Инжинирин­г» уже представляла на страница­х журнала «Бюджет» (№ 9 за 2014 год) информационную систему «Уни­­версальный Процессинговый Центр» (ИС УПЦ),

позволяющую осуществлять процессинг финансовых и нефинансовых транзакций в социальной сфере. При помощи ИС УПЦ легко реализовать заявленную выше идею об отказе от раздаточных пунктов и организации отпуска соответствующей продукции через розничные торговые предприятия.

На подготовительном этапе региону необходимо выпустить нормативно-правовые акты, регламентирующие программу обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, многодетных семей и льготных категорий детей. Утвердить списки товаров, которые можно приобрести в рамках программы, разместить открытую оферту для подключения к ней любых торговых предприятий на единых для всех условиях, заключить с торговыми предприятиями договоры о сотрудничестве в рамках открытой оферты.

Электронный товарный сертификат

Инструментом, позволяющим осуществлять контроль целевого использования бюджетных средств, является «Электронный товарный сертификат» (ЭТС). ЭТС выдается гражданину в поликлинике через медицинскую информационную систему по результатам медицинского осмотра при предоставлении документов, подтверждающих право на бесплатное получение продуктов питания, и привязывается в ИС УПЦ к номеру социальной или банковской карты гражданина.

Не стоит думать, что ЭТС — некая специально выданная карта или бумажный документ. Нет, ЭТС — это привязанный к социальной или банковской карте эквивалент денежной суммы в баллах (не «живые» деньги!), который лимитирован согласно принятому нормативно-правовому акту. Он соответствует по сумме тому объему продукции, что ранее выдавалась на молочно-раздаточном пункте. Теперь этот же объем детского питания можно приобрести на средства ЭТС в обычных продовольственных магазинах. Гражданин может оплачивать сертификатом продукты в магазинах, участвующих в программе, предъявляя на кассе банковскую или социальную карту. С ИС УПЦ любая транзакция по оплате продуктов при помощи ЭТС проходит онлайн-авторизацию с проверкой достаточности средств и наличия приобретаемых товаров в списке разрешенных товаров для данной категории граждан.

По окончании периода (например, месяц) ИС УПЦ направляет в уполномоченный орган исполнительной власти региона отчет о совершенных покупках с оплатой ЭТС. Уполномоченный орган исполнительной власти производит возмещение средств за отпущенные товары магазинам — участникам программы. Таким образом, бюджетные средства расходуются только на оплату реально потребленного объема товаров (услуг), бюджет не несет нагрузку по содержанию молочно-раздаточных пунктов и выдаче товаров, а граждане приобретают удобный механизм получения положенной по закону продукции.

Мы приглашаем регионы, заинтересованные в оптимизации своих бюджетных затрат и повышении их эффективности, к сотрудничеству в сфере реализации различных социальных проектов с использованием решения компании «БСС Инжиниринг» — «Универсального Процессингового Центра».

Поделиться