Версия для печати 2787 Материалы по теме

Проблема оперативного и эффективного реагирования на поступающие от населения вызовы на происшествия приобрела особую остроту в последнее время в связи с несоответствием существующей системы реагирования потребностям общества и государства, недостаточной эффективностью ее функционирования, низкой информированностью населения о порядке действий при происшествиях и чрезвычайных ситуациях.

Важнейший показатель эффективности действий экстренных оперативных служб — время их оперативного реагирования. Его сокращение непосредственно влияет на последствия происшествия или чрезвычайной ситуации — число умерших и пострадавших, а также на уменьшение общего материального ущерба. По данным европейских специалистов, сокращение времени реагирования в случае пожара на пять минут экономит около 100 миллионов евро в год. А при сокращении времени реагирования в случае пожара на одну минуту общая экономия составляет 54 миллиона евро.

Неэффективная организация работы по оказанию помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности при происшествиях и чрезвычайных ситуациях. Анализ отечественного и зарубежного опыта в соответствующей области позволяет сделать вывод: одним из наиболее эффективных решений является создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» (система-112).

ФЦП по созданию системы-112

В целях обеспечения создания системы-112 в приемлемые сроки Правительством РФ принята федеральная целевая программа «Создание системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру „112“ в Российской Федерации на 2013–2017 годы» (далее — Программа). Целью Программы является повышение безопасности населения Российской Федерации и снижение социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и происшествий путем сокращения времени реагирования экстренных оперативных служб при обращениях населения по единому номеру «112».

Для эффективной реализации Программы требуется осуществление экспертно-организационных мероприятий при размещении заказов на поставки товаров, работ, услуг. Заказчик — координатор Программы формирует экспертные группы и проводит анализ проектов финансово-хозяйственных планов, предоставляемых участниками Программы, проводит групповые консультации в виде семинаров-совещаний для обсуждения и выработки решений по повышению эффективности организации размещения заказов на поставки товаров, работ, услуг. Отдельной задачей является мониторинг эффективности и целевого использования субсидий, выделяемых субъектам РФ для реализации мероприятий в регионах.

Для повышения информированности участников создания системы-112, органов государственной власти и местного самоуправления, а также самых широких кругов общественности осуществляется информационное сопровождение проекта и представление результатов реализации его мероприятий. Система создается в течение нескольких лет, в связи с этим актуальной является не только задача координации деятельности по реализации проекта, но и задача апробации новых технических решений, которые появляются во время формирования, развертывания и последующей эксплуатации системы-112.

Для решения указанных задач на федеральном уровне создан Центр информационно-аналитической поддержки (ЦИАП) реализации мероприятий Программы, инфраструктура которого предназначена для обеспечения координации деятельности по организации, развитию, эксплуатации системы-112 и автоматизированного мониторинга. ЦИАП развернут на базе Всероссийского научно-исследовательского института по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)).

В своей работе ЦИАП использует автоматизированную систему управления Программой (АСУ ФЦП-112), разработанную ООО «АСБК» по заказу МЧС России. АСУ ФЦП-112 использует в своей работе интернет-технологии и базируется на веб-решениях, апробированных в рамках управления другими федеральными целевыми программами в МЧС России.

Возможности АСУ ФЦП-112

АСУ ФЦП-112 позволяет:

  • создавать структуру паспорта Программы вплоть до каждого конкретного мероприятия;
  • формировать структуры организационно-финансовых планов;
  • просматривать интерактивные данные, создаваемые на основе блока мониторинга, анализа и отчетности, блока формирования организационно-финансового плана реализации мероприятий, а также обращаться к документам, хранящимся в АСУ ФЦП-112, посредством веб-интерфейса;
  • контролировать работы в ходе исполнения государственных контрактов.

В рамках формирования организационно-финансового плана реализации мероприятий в АСУ ФЦП-112 предусмотрено:

  • возможность формирования структуры организационно-финансового плана (либо иного финансово-хозяйственного плана) независимо от структуры Программы;
  • возможность сохранения версионности организационно-финансового плана (либо иного финансово-хозяйственного плана) для дальнейшего анализа изменений в ходе реализации мероприятий Программы;
  • сопоставление связей между финансированием мероприятий Программы и мероприятий региональных целевых программ в разрезе объектов субсидирования и иных возможных работ, предусматривающих софинансирование из различных источников.

Реализация задачи по учету финансирования Программы преду­сматривает:

  • создание инструмента формирования динамического типа атрибутов мероприятий в зависимости от типа мероприятия согласно организационно-финансовому плану;
  • создание возможности формирования динамического типа объектов (раздел, направление, мероприятие, работа и т. д.) и изменения их структурных зависимостей.

Функции мониторинга, анализа и формирования отчетности включают в себя:

  • формирование структурных документов по мониторингу и ходу реализации Программы;
  • создание шаблонов отчетных форм при помощи встроенного редактора отчетов;
  • инструментарий анализа, позволяющий создавать динамические типы индикаторов и показателей федеральной целевой программы с возможностью их привязки к данным, представленным в АСУ ФЦП-112.

Для мониторинга реализации мероприятий региональных целевых программ, выполняемых в рамках реализации Программы, предусмотрено:

  • создание инструмента формирования электронных форм, агрегированных с основным интерфейсом АСУ ФЦП-112, с возможностью связи этих форм с элементами паспорта Программы;
  • реализация возможности внесения данных по расходованию субъектами РФ средств федерального бюджета по Программе в основном интерфейсе АСУ ФЦП-112;
  • возможность формирования сводных отчетов.

Аналитическая панель руководителя АСУ ФЦП-112 позволяет проводить, в том числе и с использованием мобильных устройств, интерактивный мониторинг данных по стандартизированным формам отчетности АСУ ФЦП-112, а также на основе графиков. Использование в ЦИАП АСУ ФЦП-112 в настоящий момент позволяет решать большинство наиболее важных задач федерального уровня по мониторингу процесса создания и финансирования системы-112 и реализации мероприятий Программы.

Поделиться