Версия для печати 7971 Материалы по теме
Экономика и бюджет СССР во время войны

Годы Великой Отечественной войны — это тяжелейший период в истории Советского государства. Для перестройки экономики на военный лад государству необходимо было сосредоточить максимум финансовых ресурсов. О том, как мобилизовывались доходы в бюджет в годы войны, читайте в статье.

По мнению историков, ни в одной из прошлых войн экономика страны не играла такой важной роли в обеспечении победы над врагом, как в войне 1941–1945 годов. Война потребовала величайшей мобилизации экономики и финансов страны, всех ее материальных ресурсов для обеспечения победы над врагом. Финансовая система Советского государства успешно выдержала тяжелые испытания военного времени. Фронт и тыл бесперебойно обеспечивались денежными и материальными ресурсами. Руководил государственными финансами в тяжелые военные годы А. Г. Зверев. О том тяжелом времени Зверев рассказал в своей книге «Записки министра».

В 1941 году военные расходы составили 8,9 миллиарда рублей. Изыскать столь большие средства, существенно превышавшие то, что было запланировано на этот год до войны, оказалось нелегко. Причин тому было очень много. В первую очередь — военные: отступление, временная потеря территории с ее материальными и людскими ресурсами, эвакуация. В 1941 году вследствие понесенных потерь основные производственные фонды в целом по стране сократились на 28% по сравнению с довоенным уровнем. Огромный ущерб был нанесен сельскому хозяйству. Если промышленные предприятия можно было эвакуировать и затем наладить производство вновь, уже в тылу, то землю нельзя перебазировать, и потерянный объем сельскохозяйственной продукции сразу компенсировать было нечем. В руках врага оказались плодороднейшие земли Украины, Крыма, Дона, Кубани, Северного Кавказа. Фашисты грабили и разоряли колхозы и совхозы.

Во вторую очередь — некоторые диспропорции в развитии хозяйства, сохранявшиеся с довоенного времени. В те годы металлургическая и химическая промышленность не удовлетворяла в полной мере потребностей страны. Не была завершена реконструкция железнодорожного транспорта.

Огромный размах военных действий и необходимость оснащать армию современной техникой требовали очень крупных затрат материальных и денежных средств. «С 1 июля 1941 года до 1 января 1946 года расходы, связанные с запросами только наркоматов обороны и военно-морского флота, составили 55,1 миллиарда рублей — около 52,2 процента всех расходов госбюджета за этот период (данные приведены по курсу рубля, установленному с 1 января 1961 года), — вспоминает Зверев. — Сюда не входят суммы, пошедшие на многое другое».

Пополнить бюджет любой ценой

Главной задачей Наркомата финансов в те военные дни стало изыскание средств на перестройку отраслей народного хозяйства, на эвакуацию предприятий и кадров, на срочное расширение военной промышленности и самих во­оруженных сил. «Когда мы обсуждали, за счет чего можно их решить, пришли к выводу, что главный упор следует сделать на госбюджет — это могучее средство организации экономики, ее мобилизации, перестройки и контроля в полной мере», — пишет в своей книге нарком финансов. В результате 57–58% национального дохода, 65–68% промышленной и около 25% сельскохозяйственной продукции удалось использовать непосредственно на военные нужды. Кроме того, Государственный комитет обороны разрешил Наркомату финансов охватить распределительной функцией финансов и государственные резервы (в мирное время они не подлежали прямому контролю Наркомата финансов). Это помогло легче оперировать материальными и финансовыми ресурсами, устанавливая хозяйственные пропорции, удовлетворявшие нужды военного времени.

Перестраивая финансы в военных целях, основной ориентир был сделан на изменение соотношений в распределении национального дохода по фондам накопления, потребления и военных расходов. Пришлось уменьшить затраты на расширенное воспроизводство и сократить долю национального дохода, шедшую на личное потребление у гражданского населения. Иначе стали строиться в материальной сфере отношения между государством и предприятиями, хозяйственными организациями, кооперацией и населением. Во второй половине 1941 года расходы на финансирование народного хозяйства сократились на 2,2 миллиарда рублей.

Мобилизация так называемых свободных финансовых ресурсов промышленности, торговли и банков долгосрочных вложений стала еще одним источником пополнения военного бюджета. Это дало свыше 2 миллиардов рублей. В целом за четыре с половиной военных года (до конца 1945 года) поступления от государственных предприятий только по двум основным каналам (отчисления от прибылей и налог с оборота) составили 47,3 миллиарда рублей, то есть около 45% всех доходов госбюджета. Плюс к этому остальные доходы (подоходный налог с кооперации в городе и деревне, поступления из сберегательных касс и органов государственного страхования, средства социального страхования, таможенные доходы, доходы местных бюджетов СССР и местных Советов). Все это составило общий доход от социалистического хозяйства, который за годы войны равнялся 70% всех государственных доходов.

Были установлены новые правила взимания налогов. В июле 1941 года утверждена временная надбавка к подоходному налогу, но уже в январе 1942 года ее заменили специальным военным налогом. Поступления от него за 1942–1945 годы составили 7,2 миллиарда рублей. В ноябре 1941 года был введен налог на холостяков, одиноких и бездетных граждан, давший до конца 1945 года 0,8 миллиарда рублей. Всего за четыре с половиной года налоговые поступления от населения составили 13,3 миллиарда рублей, то есть 13% доходов госбюджета.

В апреле 1942 года был введен в действие новый метод взимания местных налогов. При максимально возможной централизации (общее во время войны явление) была резко ослаблена громоздкость системы. Например, по земельной ренте ранее имелось 80 различных ставок. Столь сильная и в принципе уже ненужная дифференциация была уменьшена. Так, налог со строений варьировался от 0,5 до 2% от стоимости объекта, новый налог равнялся 1%, а с жилого фонда — 0,5%. Все местные налоги и сборы (разовый сбор на колхозных рынках, сборы с владельцев скота и транспортных средств, земельная рента, налог со строений) были упорядочены и точно оформлены с учетом новых условий жизни. В июне 1943 года был изменен сельскохозяйственный налог: разрешили устанавливать нормы доходности с колебанием до 30% от среднего показателя. Это было сделано для того, чтобы облегчить положение разоренных фашистами районов. На 20% увеличен налог с неколхозников.

Очень большой вклад в пополнение военного бюджета дали государственные займы. Среди трудящихся было распространено займов на сумму 9 миллиардов рублей, то есть почти вдвое больше, чем за весь довоенный период.

В 1942 году введен в силу модифицированный текст положения о государственной пошлине, которая приобрела тем самым более высокое финансовое значение. Был расширен перечень действий и документов, оплачиваемых пошлиной, а ставки за них несколько повышены. Именно тогда было установлено, что пошлина взимается при производстве дел в судебных учреждениях, в органах Госарбитража, в нотариальных конторах; при выдаче заграничных паспортов, разрешений на въезд в СССР и выезд из него, видов на жительство; при приеме и выходе из советского гражданства, прописке паспортов, регистрации актов гражданского состояния; при выдаче регистрационных удостоверений на кустарные и ремесленные промыслы и разрешений на право охоты и т. д.

«Даже в дни боев под Москвой и Сталинградом партия не забывала требовать выполнения решений о снижении себестоимости продукции, наилучшем освоении хозрасчета и строгом соблюдении режима экономии», — вспоминает Зверев. Благодаря трудовому героизму тех, кто работал в тылу, себестоимость продукции была снижена. В 1942–1944 годах в государственной промышленности себестоимость снизилась (по сравнимой продукции) в совокупности на 5 миллиардов рублей, то есть на 17,2%. Наибольших успехов добились военные предприятия. Снижение себестоимости позволило сократить более чем в два раза отпускные цены на вооружение, снаряжение и боеприпасы.

Фонд обороны: все для фронта, все для победы!

Советские труженики помогали Родине, чем только могли. По их инициативе был создан Фонд обороны. На конец 1943 года в этот фонд поступило уже 1,2 миллиарда рублей, не считая натуральных взносов в виде продуктов, вещей, драгоценностей и т. д. Общая сумма поступлений по налогам и добровольным взносам в период войны составила 27 миллиардов рублей, то есть более 26,4% доходов госбюджета. Советские люди проявляли себя подлинными героями. Ф. П. Головатый, пчеловод хутора Степной колхоза «Стахановец» Новопокровского района Саратовской области, осенью 1942 года привез в Саратовский обком партии мешок с пачками денег и сказал, что отдаст их в Фонд обороны на покупку самолета. Персональный боевой самолет решили вручить командиру авиационного истребительного полка, саратовцу майору Б. Н. Ерёмину. Отважный летчик вместе с колхозником приехал на заводской аэродром. Там Головатый выбрал один из понравившихся ему истребителей. На самолете сделали дарственную надпись, и Ерёмин улетел под Сталинград. Самолет оказался отличным — он отлетал два срока и затем был отправлен в Саратовский музей. Головатый подарил Красной армии еще один истребитель. На нем Ерёмин сражался вплоть до победы, совершив 342 боевых вылета и сбив 23 фашистских самолета.

Еще одной формой участия населения в военных расходах страны были денежно-вещевые лотереи. В 1941–1944 годах провели четыре такие лотереи, давшие 1,2 миллиарда рублей.

Финансисты в погонах

Финансисты Вооруженных сил — эти люди ведали теми большими средствами, которые волею партии и народа постоянно выделялись из бюджета страны на финансовое обеспечение армии. Еще в 1940 году финансовая служба Вооруженных сил окончательно приобретает стройную организационную структуру, с которой она и подошла к началу войны:

  • в центре — финансовое управление при Наркомате обороны СССР, подчиненное народному комиссару обороны СССР, главному распорядителю кредитов по смете Наркомата обороны;
  • в военных округах — финансовые отделы, подчиненные командующим войсками округов;
  • в соединениях (корпусах и дивизиях) — финансовые отделения, подчиненные командирам соединений;
  • в воинских частях — финансовые части, подчиненные непосредственно командирам воинских частей.

Финансирование войск (как и их снабжение) производилось по схеме: центр — округ — соединение — воинская часть.

В июне 1941 года фронтам и военным округам было ассигновано 4,7 миллиарда рублей. Расходы же составили только 3 миллиарда. Уже в 1942 году финорганы Рабоче-Крестьянской Красной армии справились с исполнением сметы Наркомата обороны. В следующем году был существенно уточнен порядок финансового планирования. Лимиты остатков бюджетных средств регулярно пересматривались. Так, лимит, определенный с 1 августа 1942 года для Западного фронта в 5,5 миллиона рублей, с 1 января 1943 года был установлен в 4 миллиона. Снижение связано с тем, что главные боевые операции развернулись в других районах. Юго-Западному фронту снизили цифру с 2 миллионов до 0,6 миллиона; Донскому фронту — с 2,5 миллиона до 0,8 миллиона; Ленинградскому фронту повысили с 4,5 миллиона до 6 миллионов рублей.

Одновременно проводилась огромная работа по режиму экономии и снижению цен на боевую технику. Финуправление НКО действовало здесь в теснейшем контакте с Наркоматом финансов СССР. Объединенные усилия принесли исключительные результаты. Удалось вследствие одного лишь умелого пересмотра калькуляции цен на изделия и разумной экономии материалов для оборонных заводов сохранить для государства 50,3 миллиарда рублей — гигантская сумма, равная расходам за 138 дней войны! Фин­управление НКО проявляло полезную инициативу, стремясь не только сберечь народную копейку, но и потратить ее наиболее целесообразно.

Редакция журнала «Бюджет» благодарит сотрудников научной библиотеки Минфина России за помощь в подготовке статьи и предоставленные материалы.

Поделиться