В некоторых ситуациях закон о контрактной системе не обеспечивает понятного и ясного понимания того, как именно следует поступать заказчику для соблюдения требований законодательства. В своей статье Д. В. Свиридов, начальник юридического отдела в сфере закупок ФГБУ «РДКБ» Минздрава России, генеральный директор ООО «Контрактный эксперт», рассмотрел три проблемных вопроса.
Сайт «Бюджет» приводит часть этого материала. Вопрос первый: как считать совокупный объем закупок? Понятие совокупного годового объема закупок закреплено в пункте 16 статьи 3 закона о контрактной системе.
Согласно данной норме под совокупным годовым объемом следует понимать «утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с настоящим федеральным законом, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году». Ключевой фразой вышеуказанного понятия являются слова «подлежащих оплате».
Сложность состоит в том, что понимать словосочетание можно в нескольких аспектах: контракты, которые должны были быть, но не были оплачены в связи с отсутствием финансирования (имеются в виду планируемые расходы), или же только те контракты, которые были реально оплачены. В случае, если мы принимаем первый аспект, то возникает вопрос: в каком году (в текущем или в году, в котором состоится факт оплаты) учитывать сумму задолженности по контрактам, не оплаченным в планируемом периоде.
От того, какой из вышеуказанных вариантов понимания и толкования понятия «совокупный годовой объем закупок» выберет заказчик, зависит исчисление количества стотысячных контрактов, которые он вправе заключить в конкретном календарном году. Вопрос второй: возможно ли изменить условия контракта?
Согласно статье 95 закона о контрактной системе при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены в реестр контрактов, заключенных заказчиком. Проведенный анализ практики различных заказчиков по исполнению требований статьи 95 закона о контрактной системе показал, что согласие на замену товара с улучшенными характеристиками осуществляется в форме дополнительного соглашения между заказчиком и поставщиком.
Вместе с тем в некоторых случаях заключение указанного дополнительного соглашения не представляется возможным в силу различных обстоятельств. В этой связи остается открытым вопрос о том, допустимо ли согласовать поставку товара с улучшенными характеристиками в ходе переписки между заказчиком и поставщиком по вопросу исполнения контракта и поставки товара с улучшенными характеристиками (например, путем письменного ответа поставщику на его обращение о совершении указанных действий).
Вопрос третий: штрафные санкции Частью 8 статьи 34 закона о контрактной системе предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик назначает поставщику штраф в размере, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2013 года № 1063.
При этом законодательством о контрактной системе не определено, что следует понимать под «ненадлежащим исполнением» контракта. Отсутствуют юридические формулировки, перечень случаев, при наступлении которых заказчик должен назначить поставщику штрафные санкции, что порождает неопределенность и может привести к неправильным действиям заказчика при назначении штрафных санкций, предусмотренных законодательством о контрактной системе.