25 апреля 2024 года
Версия для печати 3952 Материалы по теме
Россия переходит на умный государственный контроль

Государственный контроль нового качества. Барьер или стимул для бизнеса? Дискуссию по данной теме организовало Открытое правительство РФ в рамках Международного инвестиционного форума «Сочи-2015».

Важность перехода на «умный контроль» отметил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, выступая на пленарной сессии форума. 

«Нам нужно в первую очередь изменить качество государственного контроля. У нас огромное количество контрольно-надзорных органов. Их содержание нам не по карману. Как не по карману оно и бизнесу, который — и это ни для кого не секрет — зачастую вынужден просто откупаться. Ежегодно у нас проводится более 2 миллионов проверок. Это — необоснованно много. Госконтроль должен быть «умным», а не частым», — сказал глава кабинета Министров РФ.

Основные задачи по совершенствованию системы государственного контроля в стране поставлены Президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, он поручил разработать проект закона о государственном контроле и надзоре, в котором должна быть определена структура функций и полномочий контрольных и надзорных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Губернатор Ульяновской области, которая вошла в число пилотных регионов по передаче функций государственного контроля на региональный уровень, отметил успешность внедрения риск-ориентированной модели в своем субъекте РФ. 

«Мы рассчитываем, что в результате активной деятельности мы сумеем внести коррективы в законодательство и добиться отмены огромного количества проверок, которые мешают бизнесу развиваться, а также принципиального изменения показателей эффективности контрольно-надзорной деятельности, потому что сегодня такими показателями является количество проверок, сумма штрафов и так далее»- отметил глава региона.

На федеральном уровне было озвучено, что среди конкретных мер совершенствования контроля и надзора — переход на риск-ориентированный подход, создание единого реестра проверок с информацией обо всех проверках (запущен 1 июля), их результатах и принятых мерах, а также проведение проверок в открытом и публичном формате. Ответственными за эту работу в кабинете министров назначены Минэкономразвития, Минфин, Минюст и министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Михаил Абызов назвал пять главных аспектов построения контроля и надзора в РФ: это принятие понятной и объективной системы показателей эффективности и уход от рудиментарной «палочной» системы; построение современной информационной системы, которая бы, с одной стороны, фиксировала все надзорные мероприятия, а с другой — собирала бы индикаторы и факторы риска и вела учет нанесенного или предотвращенного ущерба.

Третий аспект — прозрачность системы функционирования контрольно-надзорных ведомств. Четвертое — фокус на предупреждение ущерба, профилактика и обучение поднадзорных субъектов. И наконец, пятое — риск-ориентированность, увеличение числа проверок в зависимости от степени риска, который присутствует на том или ином предприятии.

В связи с этим три важных направления работы в рамках совершенствования госконтроля, по словам Михаила Абызова, это ревизия требований и функций по контролю и надзору, оптимизация структуры контрольно-надзорных органов и вопрос делегирования контрольно-надзорных полномочий.

«Сейчас задача государства, бизнеса и общества — выработать новые правила, которые были бы адекватны сегодняшней структуре экономики и общественного уклада — с одной стороны, а с другой стороны — разработать план трансформации. Во многом система контроля и надзора досталась нам исторически от Советского Союза. При этом экономическая структура радикально отличается. Мы продолжаем концентрировать контроль и надзор вокруг вопросов соблюдения обязательных требований и процедур, а не вокруг вопросов риска и ущерба, глубинных общественно значимых требований», — отметил Михаил Абызов.

Напомним, Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов первым среди глав субъектов РФ выступил с инициативой о внедрении риск-ориентированной модели и введении надзорных каникул для бизнеса. Федеральное Правительство поддержало инициативу главы региона. Ульяновская область стала пилотной площадкой, где будут апробированы новые подходы к организации проверок субъектов предпринимательства.

В июле Президент России Владимир Путин подписал закон о введении «надзорных каникул» для предпринимателей. В течение трех лет будет действовать запрет на проведение органами государственного контроля плановых проверок в отношении малого бизнеса. Данный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

По словам Сергея Морозова, реформирование контрольной деятельности позволит создать максимально комфортные условия для ведения бизнеса в регионе. Это с одной стороны усилит контроль над объектами, имеющими высокую степень ненадежности, а с другой стороны снизит нагрузку на организации, обладающие низким показателем риска. 

«Мы хотели бы, чтобы бизнес понимал, что совсем без проверок не обойтись. В зависимости от степени риска, проверки нужны. Смысл проводимых преобразований в том, чтобы не допустить бесконтрольности недобросовестного бизнеса и вымывания добросовестного. Реализуя у себя эту реформу, мы уже имеем положительный результат. Мы демонстрируем хорошие показатели социально-экономического развития, у нас наблюдается уверенный рост по налоговым платежам от малого и среднего бизнеса, да и число субъектов предпринимательства продолжает увеличиваться. Это говорит о том, что даже в новых экономических условиях малый и средний бизнес в нашем регионе чувствует себя довольно уверенно», - отметил Губернатор Сергей Морозов. 

Не так давно по инициативе Губернатора Сергея Морозова на федеральном уровне рассмотрен и принят законопроект, вводящий «проверочные каникулы». Документ устанавливает запрет на проведение плановых проверок в отношении малого бизнеса на три года.

Член Экспертного совета при Правительстве РФ Андрей Жулин, в свою очередь, отметил тенденцию уменьшения количества проверок за последние 4 года: если в 2011 году мы начинали с 2,8 млн проверок в год, сейчас это 2,6–2,7 млн проверок. То есть происходит некое плавное снижение. При этом 90% проверок, по его словам, приходится на 8 федеральных органов власти. Из них 50% проверок — на МЧС и Роспотребнадзор. Сейчас на федеральном уровне на это тратится порядка 100 млрд рублей, при этом с 2011 года снижение произошло на федеральном уровне на 35%. 

На региональном уровне общий объем финансирования снизился на 10%. В этом году мы делаем такой же вывод, что контроль по-прежнему не ориентирован на выявление случаев, связанных с угрозой или фактами причинения вреда. По итогам проверок выявляются нарушения, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда, всего лишь в 10% случаев, а выявляются факты причинения вреда всего лишь в 1%. Эта статистика достаточно устойчивая все 4 последних года», — сказал эксперт.

Принятия разрабатываемого сейчас Минэкономразвития с участием экспертного сообщества законопроекта о госконтроле для перехода на «умные» проверки будет недостаточно, считает замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев. В законе, по его словам, должны содержаться только базовые принципы, а формирование контрольно-надзорной модели — это более сложный вопрос, отметил замминистра.

Глава РСПП Александр Шохин, в свою очередь, напомнил о необходимости синхронизации разрабатываемых законопроектов о СРО и о госконтроле.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов в ходе дебатов предостерег от поспешного принятия закона о госконтроле и призвал ввести больше ограничений в Закон № 294-ФЗ о защите прав предпринимателей, подумать об ограничениях по периодичности плановых и внеплановых проверок. Текущая же версия законопроекта о госконтроле, по его мнению, может, напротив, привести к усилению ограничений для бизнеса. Наказание в случае реального ущерба должен нести не только предприниматель, но и чиновник контрольного ведомства, который допустил этот ущерб, считает Борис Титов.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно