Департаменту финансов Вологодской области при верстке регионального бюджета на 2016 год удалось найти баланс между доходами и расходами. Бюджет нового года не будет дефицитным. Кроме того, в 2015 году остановлен рост государственного долга, и Вологодская область больше не входит в десятку российских регионов, чей государственный долг превышает 100% собственных доходов. Это результат обдуманной, планомерной работы, о которой нам рассказала заместитель губернатора Вологодской области, начальник Департамента финансов области Валентина Артамонова. Ее интервью опубликовано в декабрьском номере журнала «Бюджет», мы размещаем его на сайте без изменений.
— Валентина Николаевна, основная работа по формированию главного финансового документа области уже закончена. В этом году вы вернулись к формированию бюджета на один год. Каковы были основные аргументы за этот переход?
— Одним из основных аргументов было решение о формировании однолетнего федерального бюджета, обусловленное высокой неопределенностью и волатильностью на финансовых и сырьевых рынках, которые повышают риски ошибок при прогнозировании развития экономики.
Непростую ситуацию с федеральным бюджетом мы можем проецировать на региональный и местные уровни — в настоящее время достаточно сложно правильно оценить динамику параметров социально-экономического прогноза на среднесрочную перспективу и учесть данную составляющую при формировании бюджетов. Кроме того, в условиях, когда федеральный бюджет формируется сроком на один год, для региональных бюджетов сложно спрогнозировать объемы финансовой поддержки на второй и третий год трехлетки.
— На 2016 год Вологодской области удалось сформировать бездефицитный бюджет. По всей вероятности, сбалансированность достигнута не только за счет сокращения расходов. Какие дополнительные доходные источники были найдены?
— Формирование проекта областного бюджета на 2016 год осуществлялось с учетом необходимости выполнения условий заключенных с Министерством финансов РФ соглашений о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета в целях замещения долговых обязательств области перед кредитными организациями.
В основу разработки параметров доходной части бюджета заложен базовый сценарий социально-экономического развития региона, в соответствии с которым темпы роста основных бюджетообразующих показателей (фонд заработной платы, прибыль, остаточная стоимость основных фондов) сокращены по сравнению с экономическим прогнозом, легшим в основу формирования бюджета 2015–2017 годов.
В Вологодской области уделяется повышенное внимание развитию налогового потенциала региона и диверсификации доходной базы. В конце 2014 года были приняты региональные законы, направленные на привлечение и поддержку инвесторов, готовых реализовать в области крупномасштабные и капиталоемкие инвестиционные проекты. Инвесторам, объем капиталовложений которых составляет свыше 30 миллиардов рублей, на пять лет предоставляются льготы по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль. Обязательное условие предоставления льгот — их бюджетная эффективность, то есть прирост налоговых поступлений должен превышать выпадающие доходы, спровоцированные этими льготами. И по расчетам, за пять лет с момента ввода в эксплуатацию новых производств мы сумеем дополнительно привлечь в бюджет 3,8 миллиарда рублей.
В последние годы неотъемлемой и важной частью экономики Вологодской области стал малый бизнес. С 2010 года число малых предприятий возросло в 1,3 раза (в 2015 году их стало 13,2 тысячи), индивидуальных предпринимателей — в 1,6 раза (в 2015 году — 31 тысяча). В малом и среднем предпринимательстве области занято 183,2 тысячи человек, а это каждый третий житель региона.
Диверсификация экономики области вплотную связана с развитием малого и среднего предпринимательства. В 2016 году мы планируем передать местным бюджетам налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по единым нормативам. Это должно повысить заинтересованность органов местного самоуправления в работе с малым бизнесом и, как итог, степень легализации доходов субъектов малого предпринимательства.
Несмотря на замедление темпов роста экономики по сравнению с учтенными при формировании бюджета в прошлом году, в 2016 году мы прогнозируем прирост собственных доходов областного бюджета к уровню 2015 года на 7 миллиардов рублей. Это будет обеспечено за счет увеличения поступлений налога на прибыль и имущество крупных корпораций. Но не только. Сегодня на новый качественный уровень поставлена работа по выводу из тени региональной экономики и сокращению налоговой задолженности, и она приносит свои плоды.
С 1 января 2016 года мы планируем перейти к исчислению имущественных налогов исходя из их кадастровой стоимости. Это позволит укрепить доходную часть бюджета не только за счет увеличения начисленных сумм, но и за счет взимания налогов на жилье, построенное в 2013–2015 годах, а также создаст равные условия налогообложения для всех собственников коммерческой недвижимости.
На 2016 год увеличен планируемый объем финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций. И впервые нам известна до наступления бюджетного года сумма бюджетных кредитов на замещение рыночных заимствований и рефинансирование бюджетных кредитов.
Но при формировании областного бюджета на следующий год мы не исключили и оптимизационные меры. С целью обеспечения социально важных расходов, а также расходов, обусловленных действующим федеральным законодательством (региональный дорожный фонд, платежи за неработающее население), которые ежегодно растут, мы практически исключили инвестиционные вложения, сохранив объем расходной части областного бюджета на уровне 2015 года.
— Что касается сокращения расходов, Вологодская область уже несколько лет проводит работу в этом направлении. В одном из интервью журналу «Бюджет» вы отметили, что сокращено уже все, что можно сократить. Тем не менее задача по-прежнему актуальна. Остался ли незадействованный ресурс по уменьшению трат?
— Ресурс остался. Но его использование невозможно без принятия определенных решений на федеральном уровне.
Наибольшую долю в структуре расходов областного бюджета занимают расходы социального характера. Тем не менее их эффективность остается низкой: предоставление мер социальной поддержки с учетом доходов граждан осуществляется лишь в отдельных случаях. Связано это с тем, что норма части 2 статьи 153 Закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не позволяет субъектам РФ изменять условия предоставления мер социальной поддержки, принятых при переходе с 1 января 2005 года от системы предоставления льгот в натуральной форме к выплатам в денежной форме. Кроме того, действующая редакция Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не дает возможности региональным органам государственной власти вводить условия предоставления мер поддержки при оплате ЖКУ педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности. По нашему мнению, переход к социально ориентированной и адресной поддержке позволит оказывать помощь гражданам, действительно в ней нуждающимся, и оптимизировать расходы бюджета.
Есть проблемы, требующие решения на федеральном уровне, и в сфере здравоохранения. Так, на сегодняшний день не урегулирован вопрос создания нормативной базы по выверке застрахованных в системе ОМС лиц, относящихся к неработающему населению, что приводит к необоснованному росту суммы страховых взносов, перечисляемых из бюджета в ТФОМС. Нагрузка на бюджеты регионов увеличивается и за счет официально неработающих трудоспособных граждан, не зарегистрированных в службе занятости населения. Именно они составляют так называемый теневой сектор экономики. Мы считаем, что указанную категорию безработных необходимо отнести к плательщикам страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
— С прошлого года вы реализуете проект по централизации бухгалтерского учета. Сегодня уже можете рассказать об эффективности принимаемых мер?
— В прошлом году проведен подготовительный этап проекта по централизации бухгалтерского учета и отчетности в органах исполнительной государственной власти и государственных учреждениях Вологодской области. Практическая реализация осуществляется с 1 июня текущего года, когда пилотными органами власти — региональными департаментами финансов, строительства и ЖКХ и Комитетом информационных технологий и телекоммуникаций — были подписаны соглашения о передаче функций по ведению бухгалтерского учета и отчетности с централизованной бухгалтерией.
Сначала мы изучили опыт ведомственных и межведомственных централизованных бухгалтерий, действующих как в нашей области, так и в других регионах РФ. Затем детально проанализировали работу бухгалтерских служб органов власти: их количественный и должностной состав, затраты на содержание, выполняемый функционал и используемое программное обеспечение.
Анализ показал очевидность преимущества централизации функций. В частности, она позволит перейти на эффективную схему ведения бухгалтерского учета с полным внедрением юридически значимого электронного документооборота, однократным вводом информации и электронным хранилищем данных. Применение единой информационной системы на основе веб-технологий повысит уровень открытости и прозрачности бюджетного процесса, скорость выполнения учетных функций, а также позволит сократить затраты на ведение учета. Это структурный эффект проекта. Кроме того, его реализация способствует и оптимизации бюджетных расходов.
В текущем году функции по ведению бухгалтерского учета и отчетности централизованной бухгалтерии передали 50 процентов органов исполнительной государственной власти. Проведены соответствующие организационно-штатные мероприятия, при этом сокращено 62 процента государственных гражданских служащих, осуществляющих бухгалтерский учет в органах власти. Расходы бюджета после вычета суммы, направляемой на их содержание, сократятся более чем на 18 миллионов рублей — централизованная бухгалтерия будет использовать на выполнение переданных функций не более 45 процентов аналогичных трат органов власти. Кроме того, для оптимизации бюджетных расходов и сокращения сроков санкционирования и проведения кассовых выплат из бюджета принято решение о создании централизованной бухгалтерии на базе действующего казенного учреждения «Областное казначейство», которое взаимодействует с органами власти и учреждениями при проведении расходов в едином информационном пространстве.
В 2016–2017 годах функции по ведению учета в централизованную бухгалтерию передадут все органы власти и государственные учреждения. Начиная с 2017 года бюджетный эффект от этой меры будет составлять более 50 миллионов рублей ежегодно.
— Существенное внимание вы уделяете и вопросам оптимизации расходов на муниципальном уровне. Что можете рассказать о результатах такой работы?
— Процесс реформирования местного самоуправления мы начали с 2007 года. За этот период количество муниципальных образований сократилось на 80 единиц, муниципальных служащих — на 722 человека. Бюджетный эффект при оптимизации штатной численности органов МСУ оценивается в 357 миллионов рублей. Наиболее активно преобразование поселений осуществляется в текущем году. Это связано в том числе и с тем, что субъект стимулирует муниципальные образования к укрупнению путем предоставления преобразованным поселениям иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета, перечисляя их ежегодно в течение трех лет после объединения. Трансферт равен объему сэкономленных в результате укрупнения средств. В итоге ресурсы, ранее направляемые на содержание аппарата управления, перераспределяются на решение приоритетных вопросов местного значения.
В связи с принятием поправок в Закон № 131-ФЗ, предоставляющих возможность передачи вопросов местного значения сельских поселений на уровень муниципальных районов, в 2014 году была проведена серьезная работа по оптимизации структуры и штатной численности администраций сельских поселений. В результате штатная численность органов местного самоуправления сельских поселений была оптимизирована на 40 процентов.
Изменены подходы к формированию норматива расходов на оплату труда в органах МСУ: в целях стимулирования эффективной деятельности сокращение штатной численности сопровождалось повышением среднего уровня оплаты труда работников.
Муниципалитеты Вологодской области используют и такой инструмент оптимизации расходов, как межмуниципальное сотрудничество, которое выражается в централизации полномочий сельских и городских поселений на районном уровне. В результате концентрируются финансовые ресурсы и кадровый потенциал, происходит оптимизация численности административного и вспомогательного персонала, повышается качество и доступность услуг. Особенно активно межмуниципальное сотрудничество осуществляется в сфере культуры, а также спорта и дорожной деятельности.
— Валентина Николаевна, вы являетесь председателем секции «Финансисты субъектов РФ» НП «Сообщество финансистов России». В зоне вашего внимания находятся финансовые проблемы не только Вологодской области, но и всех регионов нашей страны. Какие больные вопросы в последнее время удалось снять благодаря работе сообщества?
— В результате нашей совместной деятельности с Советом секции «Финансисты субъектов Российской Федерации» СФР при принятии решений на федеральном уровне учтен ряд наиболее актуальных предложений регионов. Например, в части укрепления доходной базы и совершенствования налогового администрирования в Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие:
— повышение верхнего уровня налоговой ставки по налогу на недвижимость физлиц в отношении жилых помещений с 0,1 до 0,3 процента;
— установление ограничения по применению гражданами налоговых льгот в отношении не более трех объектов налогообложения. Эти изменения позволят снизить риски выпадающих доходов местных бюджетов от введения налога на имущество физлиц, исчисляемого от кадастровой стоимости, и использования льгот в целях ухода от налогообложения.
Кроме того, расширены права регионов по дифференциации потенциального дохода по патентной системе налогообложения в зависимости от места ведения предпринимательской деятельности, грузоподъемности и количества посадочных мест транспортных средств. Данные изменения направлены на более справедливое распределение налогового бремени на субъекты микробизнеса и повышение привлекательности патентной системы налогообложения для предпринимателей. Введена обязанность для налоговых агентов ежеквартально представлять в налоговый орган расчет по НДФЛ, предусмотрены меры ответственности за нарушение срока предоставления налогового расчета, что позволит повысить эффективность администрирования НДФЛ.
Также поддержаны предложения регионов по использованию данных ФНС России при определении налогового потенциала по НДФЛ и налогу на имущество организаций — это повысит реалистичность его оценки.
Необходимость сокращения объема государственного долга субъектов РФ является одной из острых проблем сегодняшнего дня. На 1 января 2015 года государственный долг регионов составил 2,1 триллиона рублей. Считаю, что именно благодаря совместной работе представителей территориальных финансовых органов начиная с 2014 года эта проблема решается. С 2014 года из федерального бюджета предоставляются бюджетные кредиты на замещение коммерческих займов и обязательств по государственным ценным бумагам, причем плата за пользование бюджетными кредитами из федерального бюджета снижена до минимально возможного уровня — 0,1 процента годовых, а срок их предоставления увеличен с трех до пяти лет.
— Наш разговор проходит в преддверии нового года. И наверняка уходящий год запомнится вам не только решением проблем, но и какими-то успехами и достижениями. Расскажите, пожалуйста, о них.
— Несмотря на отрицательные тенденции в экономике, по итогам текущего года мы обеспечим выполнение бюджета по собственным доходам. Основной прирост поступлений ожидается по налогу на прибыль. Его обеспечат наши крупнейшие плательщики и местные предприятия. Это результат совместных усилий по развитию инвестиционного потенциала региона и межведомственного взаимодействия.
Несмотря на крайне сложную ситуацию с исполнением областного бюджета, мы стараемся соблюдать баланс между социальными расходами и вложениями в экономику. На протяжении нескольких последних лет доля социальных расходов растет, в то же время мы сохраняем объем финансовой помощи сельхозтоваропроизводителям, средств регионального дорожного фонда, осуществляем поддержку малого предпринимательства, проводим мероприятия по ликвидации ветхого и аварийного жилого фонда.
В текущем году нам впервые за ряд последних лет удалось остановить рост государственного долга. Вологодская область больше не входит в десятку регионов РФ, размер госдолга которых превышает 100 процентов объема налоговых и неналоговых доходов. Конечно, в снижении долговой нагрузки и изменении ее структуры, сдерживании роста расходов на обслуживание госдолга значительную помощь нам оказали бюджетные кредиты. В результате совместной с Министерством финансов РФ работы за период 2014–2015 годов область получила 11,3 миллиарда рублей бюджетных кредитов. Мы сформировали областной бюджет на 2016 год с профицитом в сумме 4 миллиарда рублей, и часть доходов в следующем году направим на погашение государственного долга.
Пользуясь случаем, хочу поздравить всех финансистов России с наступающим новым годом. 2015 год был непростым, но благодаря взаимодействию с Министерством финансов РФ нам удалось решить многие задачи социально-экономического развития регионов.
На пороге — 2016 год. Безусловно, все мы ожидаем, что он принесет нам стабильность и устойчивость бюджетной системы, подъем экономики и рост доходного потенциала территорий. Пусть сбудутся наши надежды!