25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 2246 Материалы по теме
Основная проблема, с которой сталкиваются регионы в ходе реализации программ переселения, - это недостаточность финансового обеспечения
Счетная палата: бюджетные кредиты регионам не оказали должного влияния на стабилизацию ситуации

Выступая в Государственной Думе в рамках «Правительственного часа» аудитор Счетной палаты Российской Федерации Юрий Росляк обозначил основные системные проблемы в области регионального развития и сфере жилищно-коммунального хозяйства. Материал опубликован на сайте ведомства.

Региональное развитие

Говоря об основных проблемах, препятствующих устойчивому региональному развитию, аудитор обратил внимание на увеличение зависимости регионов от федеральной поддержки и значительный рост объемов регионального и муниципального долга. «Объем госдолга регионов на 1 января 2016 года составил 2,3 трлн. рублей, объем муниципального долга - 341 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2015 годом на 11% и 9%, соответственно», - сообщил Юрий Росляк.

По словам аудитора, увеличение объема госдолга отмечается в 65 регионах. На начало 2016 года объем госдолга превысил 100% объема доходов бюджетов субъектов (без учета объема безвозмездных поступлений) в 14 регионах. Еще порядка 11 регионов находятся в зоне риска (значение показателя больше 90%).

При этом, по мнению аудитор, практика последних лет, предусматривающая увеличение объемов предоставления регионам бюджетных кредитов как источника финансирования дефицита, в том числе в целях частичного замещения коммерческих кредитов, не оказывает должного влияния на стабилизацию ситуации.

«Напротив, - подчеркнул Юрий Росляк, - прослеживается тенденция возникновения дополнительной дифференциации и проблем сбалансированности бюджетов ряда регионов (рост госдолга, срыв исполнения обязательств, в том числе, например, по соглашениям с Минфином и Фондом ЖКХ), что свидетельствует о недостаточности мер по выравниванию бюджетной обеспеченности регионов».

По мнению Счетной палаты, для исправления сложившейся ситуации Правительству необходимо принять скорейшие меры по: завершению полной инвентаризации действующих полномочий регионов и реальной оценке финансовых ресурсов, необходимых для их исполнения, в том числе, исходя из сложившегося налогового потенциала и возможного объема межбюджетных трансфертов. Кроме того, Правительству следует оценить расходы региональных бюджетов на реализацию мероприятий госпрограмм для каждой конкретной территории по годам их реализации, а также совершенствовать механизм разработки и реализации госпрограмм и, в первую очередь, Госпрограммы «Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами».

Сфера жилищно-коммунального хозяйства

По словам аудитора, первоочередной задачей в сфере жилищно-коммунального хозяйства по-прежнему остается ликвидация аварийного жилого фонда, остаток которого на оставшийся период реализации госпрограммы «Жилище» (до 1 сентября 2017 года) составляет 6 млн. кв. метров (ликвидировано только 5,4 млн. кв. метров).

При этом, по мнению Счетной палаты, основная проблема, с которой сталкиваются регионы в ходе реализации программ переселения, - это недостаточность финансового обеспечения в необходимых объемах (за счет бюджетов регионов и муниципальных образований).

«Необходимо срочно разобраться со сложившейся ситуацией и выработать дополнительные меры (в том числе с привлечением механизма целевых дотаций на сбалансированность региональных бюджетов) для безусловного выполнения поставленной задачи»,- заявил Юрий Росляк.

Он также отметил необходимость завершения разработки и законодательного закрепления порядка организации и финансирования схемы ликвидации жилья, признанного аварийным после 1 января 2012 года.

Другая не менее важная тема, на которой акцентировал внимание аудитор - это реформирование ценообразования строительной отрасли России. В частности, он отметил необходимость выстраивания единообразной и прозрачной государственной системы, отвечающей современным технологиям и материалам, включая распространение государственных сметных нормативов на программы капремонта в регионах, которые призваны обеспечить не только сам капремонт, но и качественную модернизацию жилищного фонда и объектов коммунальной и энергетической инфраструктуры городов и поселений. «К сожалению, пока должных мер в этом направлении Минстроем не принято», - констатировал аудитор.

Вопросы Крымского федерального округа

Отдельное внимание в ходе своего выступления аудитор уделил вопросам дальнейшего развития Крымского федерального округа. «Воссоединение Крыма с Россией, - подчеркнул Юрий Росляк, - требует продолжения последовательной работы, направленной на комплексную интеграцию макрорегиона в правовую и экономическую систему страны».

Вместе с тем действующая в настоящее время госпрограмма «Развитие Крыма и Севастополя» не позволяет осуществлять планирование государственных регулятивных мер в полном объеме. «Ход исполнения ФЦП в 2015 году продемонстрировал необходимость повышения координации действий отраслевых министерств, корректировки форм и методов ее реализацией с сопутствующей «донастройкой системы управления»», - отметил Юрий Росляк.

По словам аудитора, помимо средств ФЦП Республике Крым в 2015 году были предоставлены 58 видов межбюджетных трансфертов в рамках 15 отраслевых госпрограмм, а г. Севастополь - 44 вида межбюджетных трансфертов по 14 госпрограммам.«Из-за различных административных проблем и процессов при наличии достаточных средств федерального бюджета, возникла проблема с их освоением в 2015 году - ассигнования в объеме 15,7 млрд. рублей не использованы и в соответствии с законом стали дополнительным заданием на 2016 год. Основная причина - отсутствие своевременной подготовки к реализации», - констатировал Юрий Росляк.

Аудитор также сообщил, что в начале февраля 2016 года Счетная палата направила в Правительство свое заключение по Госпрограмме «Развитие Крыма и Севастополя», в котором указала на необходимость конкретизации цели госпрограммы, учета в ней «майских» указов Президента, координации деятельности министерств и ведомств, а также назначению ответственных за реализацию Госпрограммы по достижению ее целей и показателей. «Работа должна быть организована параллельно, четко и более ритмично», - подчеркнул аудитор.  

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно