После упразднения 1 января 2015 года Федеральной службы по оборонному заказу контроль за соблюдением законодательства в данной сфере передан Федеральной антимонопольной службе. О вопросах, касающихся административно-правовых мер, осуществляемых ФАС России по защите ресурсов бюджета в сфере государственного оборонного заказа, в статье для журнала «Бюджет» рассказал Игорь Башлаков-Николаев, начальник юридического управления в сфере ГОЗ ФАС России, старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат экономических наук.
Мы публикуем на сайте часть статьи, посвященную контрольным полномочиям ведомства в сфере государственного оборонного заказа.
В соответствие с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» (далее — Закон о государственном оборонном заказе) ФАС России осуществляет функции по государственному контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа. Обязанность ФАС России контролировать соблюдение коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления законодательства о государственном оборонном заказе также предусмотрена пунктом 5.3.1.1 Положения о Федеральной антимонопольной службе (далее — Положение).Материал целиком опубликован в апрельском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
На основании Положения ФАС России контролирует в сфере государственного оборонного заказа (ГОЗ):
— порядок ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, формирование и применение государственных регулируемых цен на такую продукцию при размещении и выполнении оборонного заказа;
— соблюдение государственными заказчиками требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в данной сфере, в том числе использование бюджетных ассигнований, выделяемых из федерального бюджета на выполнение гособоронзаказа, и выполнение финансовых обязательств по заключенным государственным контрактам (договорам);
— соблюдение головными исполнителями и исполнителями оборонного заказа требований, установленных законодательством РФ в сфере ГОЗ.
В процессе осуществления контроля ФАС России имеет право выдавать предписания (пункт 5.3.2.3 Положения), обязательные для исполнения госзаказчиками, федеральными органами исполнительной власти, головными исполнителями и исполнителями гособоронзаказа в случаях, предусмотренных законодательством о государственном оборонном заказе.
На основании пункта 5.3.6 Положения ФАС России проводит проверку соблюдения законодательства о государственном оборонном заказе госзаказчиками, федеральными органами исполнительной власти, головными исполнителями и исполнителями, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме. Кроме того, антимонопольная служба имеет права обращаться в органы, осуществляющие оперативно-разыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-разыскных мероприятий.
Стоит отметить, что ФАС России свои полномочия по контролю бюджетных ассигнований в сфере ГОЗ может осуществлять не только в рамках законодательства о государственном оборонном заказе, но и в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен, тарифов.