Федеральный закон № 223-ФЗ окончательно доказал свою неработоспособность. Такой неутешительный приговор вынес статс-секретарь — заместитель руководителя ФАС России Андрей Цариковский в ходе Всероссийской практической конференции-семинара «Корпоративные закупки-2016». Полный репортаж с этого мероприятия опубликован в апрельском номере журнала «Бюджет».
Как заявил Цариковский, Закон № 223-ФЗ сегодня превратился во вспомогательный инструмент для ухода от закупок по нормам Закона № 44-ФЗ.
«Не раскрою военной тайны, если скажу, что самый простой способ обойти Закон № 44-ФЗ — это предоставление субсидий МУПам, ГУПам, — обозначил проблему статс-секретарь. — Напомню, эти хозяйствующие субъекты работают в законодательном поле Закона № 223-ФЗ».
Полный репортаж по мероприятию размещн в апрельском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
По словам выступающего, около 90% закупок, осуществляющихся по Закону № 223-ФЗ, являются неконкурентными процедурами. Так, закупки у единственного поставщика по всем компаниям, работающим в правовом поле Закона № 223-ФЗ, составляют 48%, еще 41% приходится на иные процедуры, которые по сути своей являются теми же закупками у единственного поставщика. И лишь чуть больше 10% составляют конкурентные закупки. Хотя, по словам Цариковского, назвать их таковыми можно с большой натяжкой, поскольку количество участников таких закупок «стремится к одному», а условия участия в конкурсе, технические задания «затачиваются под своих».
Вторая проблема, на которую обратил внимание представитель ФАС, — это электронные торговые площадки. Особую тревогу вызывает ситуация с реализацией государственного имущества. «Зачастую торговые площадки создаются для осуществления одной операции, — отметил Цариковский. — Соответственно, о конкурентных и прозрачных торгах в этой ситуации говорить не приходится».
Малый бизнес отодвинут от закупок как в рамках Закона № 44-ФЗ, так и в рамках Закона № 223-ФЗ. «Есть ложь, наглая ложь, и статистика. Сегодня у нас существует хитрая статистика: считая вовлеченность малого и среднего бизнеса в закупки, мы стали добавлять к прямым закупкам субподряды. В итоге, по данным отчетов, компании малого и среднего бизнеса ежегодно получают около 3 триллионов рублей в рамках госзаказа. На самом же деле эта цифра приблизилась к 400–500 миллиардам», — заявил Цариковский.
Остальные суммы приходятся либо на компании, аффилированные с головным заказчиком, получившим госзаказ, либо на фирмы, созданные для отмывания денег. Необходимо начать считать квоты без учета субподряда и аффилированности, полагают в ФАС России.