Минэкономразвития России вынесло на общественное обсуждение разработанные им типовые условия контрактов, к исполнению которых привлекаются субподрядчики из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Текст соответствующего проекта постановления размещен на портале regulation.gov.ru. Вопрос о том, поможет ли этот документ решить проблему доступа малого бизнеса к госзаказу, журнал "Бюджет" задал экспертам.
Мы публикуем на сайте комментарий одного из экспертов. Это Дмитрий Мальков, заместитель директора Департамента государственного заказа Ярославской области.
Типовые условия, по сути, раскрывают положения части 6 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, определяя порядок и сроки взаимодействия между поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и соисполнителем, а также между исполнителем и заказчиком при исполнении контрактов. В целом мы положительно оцениваем попытку Минэкономразвития России упорядочить процесс привлечения СМП и СОНКО к исполнению государственных и муниципальных контрактов.
Материал целиком опубликован в сентябрьском номере журнала «Бюджет»
Как подписаться на журнал?
Однако, изучив типовые условия, вынуждены констатировать, что основная (по нашему мнению) проблема в указанной сфере до сих пор не решена. Речь идет о порядке выбора привлекаемого соисполнителя. Не секрет, что в большинстве случаев исполнитель заключает фиктивный договор, формально привлекая к исполнению контракта аффилированную с ним организацию, как правило, из числа СМП. Именно поэтому необходимо проработать вопрос о возможном закреплении обязанности исполнителя привлекать соисполнителей из числа СМП и СОНКО на конкурентной основе. Такой подход позволит существенно расширить доступ СМП и СОНКО к исполнению государственных и муниципальных контрактов.
Также необходимо отметить, что текущая редакция пункта 4.4. типовых условий совершенно не гарантирует соисполнителям оплату выполненных ими обязательств в течение 30 календарных дней с момента их приемки. Дело в том, что в рамках контракта зачастую отдельные этапы не выделяются, в то время как приемка производится по факту завершения всего комплекса работ (услуг) или поставки всей партии товара. При этом исполнение такого контракта может занимать продолжительное время.
Таким образом, в случае привлечения к исполнению такого контракта соисполнителей из числа СМП и СОНКО на ранних стадиях (например, работы по рытью котлована при строительстве объекта капитального строительства) 30-дневный срок, установленный для оплаты работ соисполнителя, начнет свое течение только с момента приемки результатов исполнения всего контракта.
Также неплохо было бы в проекте типовых условий предусмотреть случаи, когда поставщик (подрядчик, исполнитель) сам относится к числу СМП и СОНКО.