За шесть лет в Москве отреставрировано около 700 объектов культурного наследия. Ожидается, что в этом году будут завершены реставрационные работы еще на 120 памятниках. Об этом руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов рассказал в интервью mos.ru. Мы размещаем на сайте вопросы из интервью, интересные для коллег в регионах: о программе "рубль за квадратный метр", о принципе выявления объектов культурного наследия, работе по восстановлению памятников и другом.
– Алексей Александрович, с 2015 года изменился принцип выявления объектов культурного наследия. Теперь москвичи могут сами сообщать о зданиях, которые, по их мнению, являются памятниками. Насколько активно жители столицы пользуются этой возможностью?
– Да, действительно, раньше новые памятники включались в реестр только на основании историко-культурной экспертизы, которую заявитель должен был провести за свой счет. К нам он приходил уже с документами, подтверждающими, что объект можно признать памятником.
Изменения в федеральный закон были внесены в 2015 году, в течение 2016 года мы выпускали необходимые подзаконные акты для работы новой системы.
С начала этого года любой гражданин может подать в департамент заявление об объекте, который, по его мнению, обладает признаками памятника. Для этого достаточно направить заявку с исторической справкой, которая обосновывает ценность здания. Дальше в течение 90 дней мы совместно с экспертами научно-методического совета рассматриваем обращение и принимаем по нему решение.
За этот год благодаря москвичам у нас появилось 30 новых памятников, всего мы получили около 90 обращений, треть из которых еще на рассмотрении. На мой взгляд, это хороший результат.
– Что это за объекты?
– По заявлениям москвичей перечень объектов культурного наследия, например, пополнился зданием по адресу: улица Плющиха, дом 11. Это первый московский дом писателя Льва Толстого, который раньше не состоял под государственной охраной. Сейчас в этом здании располагается подразделение столичной Госавтоинспекции.
Еще один пример: бывшее здание института пчеловодства на Феодосийской улице в Бутове, интересный памятник постконструктивизма. Проект планировки прилегающей территории предусматривал полный снос этого объекта, но жители написали нам заявление. Мы рассмотрели их обращение и действительно выявили уникальность этого объекта. Теперь ни о каком сносе речи не идет, здание будет сохранено и отреставрировано.
Еще одна история развернулась вокруг здания старейшего дошкольного учреждения в столице – детского сада на улице Маршала Василевского, известного как детсад со слониками. Детский сад шел под снос, на его месте планировалось новое строительство. Жители написали нам заявление, мы рассмотрели его на совете и отнесли здание к выявленным объектам культурного наследия. Теперь этому уникальному детскому саду начала 1930-х годов снос не грозит. Само здание спроектировано на основе принципов конструктивизма, но на фасадах уже использованы элементы классического оформления, свойственного так называемой сталинской архитектуре, а во дворе сада находится небольшой бассейн с четырьмя скульптурами слоников по углам.
– В Москве уже четыре года действует программа «1 рубль за 1 квадратный метр», благодаря которой арендаторы получают здания в Москве на льготных условиях, а город – отреставрированные памятники. Расскажите, пожалуйста, подробнее о работе по восстановлению памятников. Сколько зданий по этой программе уже полностью отреставрировано?
– За последние два года мы провели очень серьезную работу: выявили все объекты культурного наследия в Москве, которые находятся в аварийном состоянии. Оказалось, что их около 200. Затем с помощью Росреестра мы определили, кто собственник и кто пользователь этих зданий. Оказалось, что одна треть таких объектов находится в собственности города Москвы. В отношении этих зданий в городе впервые стали применять программу «1 рубль за 1 квадратный метр».
Сейчас в программе участвуют 17 объектов, из них по пяти реставрационные работы уже завершены, на остальных еще идут. Благодаря программе возродились к жизни интереснейшие здания, которые много лет стояли заброшенными: городская усадьба Хлудовых XVIII–ХХ веков на Малой Полянке, так называемый Дом с кариатидами в Печатниковом переулке, усадебный дом в Подсосенском переулке, дом Военно-фельдшерской школы XVIII–ХIХ веков в Лефортове.
Программа «1 рубль за 1 квадратный метр» действительно пользуется популярностью. Город получает объекты в отреставрированном виде, а арендатор, который привел здание в порядок, может в течение 49 лет снимать помещение на льготных условиях – за один рубль за квадратный метр.
– Вы также предоставляете субсидии религиозным организациям, которые берутся за восстановление памятников. Какие объекты будут сданы до конца года?
– В этом году Правительство Москвы предоставило субсидии на сумму более 400 миллионов рублей. Десять религиозных организаций взяли на себя обязательства восстановить 14 памятников. По нашим планам, как минимум пять объектов должны быть завершены до конца этого года.
В октябре мы планируем закончить работы в Бахметьевском автобусном парке, где сейчас находится Еврейский музей и центр толерантности.
До конца года также будут сданы Никольская церковь XVII века в Новоспасском монастыре, храм Святых Великомучеников Флора и Лавра на улице Зацепе. До реставрации он был полностью заброшен, на соборе не было ни крестов, ни купола.
Также внешние реставрационные работы будут завершены в Высоко-Петровском монастыре – церкви Пахомия и колокольне с надвратной церковью. К слову, колокольня Высоко-Петровского монастыря – уникальный архитектурный объект, один из первых подобной типологии, который соединяет в себе три функции: въезд в монастырь, храм и звонницу.
– Какая работа проведена в отношении памятников, которые не принадлежат городу?
– По каждому памятнику, находящемуся в неудовлетворительном состоянии, а их 153, мы составили дорожную карту, чтобы стимулировать собственников к проведению ремонта.
Владельцы получили план действий по проведению противоаварийных и реставрационных работ. В плане также прописаны сроки, когда объекты нужно привести порядок, и возможность изъятия здания в случае несоблюдения плана.
Например, есть доходный дом купца Быкова на 2-й Брестской улице, одно из последних зданий, построенных московским архитектором Львом Кекушевым. Долгие годы дом находился в аварийном состоянии. В этом году все противоаварийные работы были завершены, сейчас началась реставрация.
После завершения противоаварийных работ ожидает реставрация и Дом с атлантами на Солянке, и палаты Гурьевых в Потаповском переулке.
В этом году мы полностью завершили реставрационные работы на одном из памятников конструктивизма – Доме-коммуне на улице Орджоникидзе. А до конца года мы начнем реставрацию легендарного дома Наркомфина на Новинском бульваре. Инвестор, который будет заниматься реставрацией этого памятника, с огромным вниманием отнесся к его историко-культурной составляющей. Изначально архитектор Моисей Гинзбург планировал это здание как здание на колоннах, или «ножках», однако в советское время первый этаж был застроен, колонны убрали. Инвестор выкупил весь первый этаж у города по коммерческим ценам, для того чтобы полностью разобрать застроенное пространство и, таким образом, восстановить исторический облик дома Наркомфина.
– Сколько всего объектов отреставрировали в городе? И какое из этих зданий для вас наиболее ценно?
– За последние шесть лет в Москве отреставрировано около 700 объектов культурного наследия. Это настоящий реставрационный бум. Ожидается, что в этом году будут завершены реставрационные работы еще на 120 объектах, из них почти половина – за счет частных инвестиций. Такой повышенный интерес объясним, в том числе новой градостроительной политикой города. В центре практически новое строительство запрещено. И когда собственники и инвесторы поняли, что ничего серьезного в центре города они уже не смогут построить, то решили приводить существующие здания в порядок.
Самый значимый для меня объект – Дом с кариатидами (кариатида – статуя одетой женщины – прим. mos.ru) в Печатниковом переулке. Этот дом участвовал в киносъемках, например в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев». И это наш первый объект, который успешно прошел по программе «1 рубль за 1 квадратный метр». Долгое время здание находилось в аварийном состоянии, потому что мы не могли найти инвестора. Объект маленький, крупным инвесторам был неинтересен. Сейчас здание приведено в порядок и отреставрировано.
– Расскажите, пожалуйста, как москвичи могут пожаловаться на действия собственников исторических зданий в городе?
– У нас есть горячая линия по номеру: 8 (916) 146-53-27, на которую каждый житель столицы может позвонить и сообщить о произволе в отношении объектов культурного наследия. В среднем в неделю поступает 10–12 обращений. Каждый звонок, каждое обращение от москвичей на моем личном контроле. Более того, каждую неделю мы публикуем отчет на нашем сайте. Чтобы была обратная связь с людьми, которые к нам обращаются.
– 10 сентября запустили пассажирское движение по Московскому центральному кольцу (МЦК). Многие остановочные пункты и другие объекты инфраструктуры были построены еще в начале XX века. Столько станций МЦК являются памятниками?
– С начала XX века до нас дошло 16 станций железнодорожного кольца, которые были построены по проектам ведущих архитекторов того времени. Всего под охрану взята почти сотня объектов – это сами станции, вокзалы, технические сооружения и другие. Во время работы по подготовке к запуску пассажирского движения на МЦК нам удалось все современные транспортно-пересадочные узлы увести подальше от исторических станций. Ведь пассажиропоток с 1908 года вырос в тысячи раз. И, разумеется, невозможно подстроить существующие маленькие станции под решение современных транспортных проблем огромного мегаполиса.
Кроме того, нам удалось провести ремонтные работы почти на 60 объектах. Например, здания вокзалов по рекомендации Мосгорнаследия перекрасили в красно-белый цвет, ведь именно в таком виде они стояли в начале XX века.