25 апреля 2024 года
Регистрация
Версия для печати 1719 Материалы по теме
Равнение на результат

Ивановский район Амурской области — победитель IX Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг»

Ивановскому району исполняется 90 лет. История его основания связана с освоением земель и развитием земледелия, поэтому приоритетной отраслью экономики района было и остается сельское хозяйство. О том, как в новых экономических условиях развивается это муниципальное образование, мы побеседовали с исполняющим обязанности главы Ивановского района Игорем Анатольевичем ШМАГУНОМ.

— Игорь Анатольевич, агропромышленный комплекс России демонстрирует уверенный рост. Как на общем фоне выглядят аграрии Ивановского района?

— Аграрии Ивановского района в 2016 году по сравнению с прошлым годом увеличили посевные площади сельскохозяйственных культур на пять тысяч гектаров. Сегодня посевная площадь составляет более 121 тысячи гектаров. Увеличен посев зерновых культур и нашей амурской фирменной культуры — сои. Площадь, отведенная под яровой сев, в текущем году увеличилась на пять  процентов по сравнению с прошлым годом и составила 115,7 тысячи гектаров.

В Амурской области действует программа по увеличению площадей для выращивания кукурузы на зерно. В Ивановском районе этой культурой занято около пяти  тысяч гектаров. Кроме того, некоторые районы возобновили посевы рапса на зерно. Это важное направление в обеспечении животноводства концентрированными кормами.

Для возделывания зерновых культур, сои и рапса в нашем районе сегодня есть все условия. В том числе активно решается вопрос хранения урожая. В районе действует Березовский элеватор Иркутского МЖК, мощность которого составляет 90 тысяч тонн. Также сельскохозяйственные предприятия района модернизируют зерновые дворы, строят новые складские помещения для хранения зерна и площадки для приема его с полей, совершенствуются технологические линии на зерноочистительно-сушильных комплексах. Мощность хранения зерновых и сои увеличилась до 88,5 тысячи тонн.

Большое внимание уделяем развитию животноводства. По всем категориям хозяйств и видов животных поголовье за восемь месяцев текущего года по сравнению с прошлым годом увеличилось (например, по крупному рогатому скоту почти на 900 голов, птицы — на 2,6 тысячи штук). Увеличение поголовья по крупному рогатому скоту произошло в основном в связи с выходом на проектную мощность животноводческого комплекса мегафермы АО «Луч», однако стоит заметить, что и в крестьянско-фермерских хозяйствах, и у жителей нашего района поголовье скота также увеличивается.

— Министерство сельского хозяйства особую надежду возлагает на российское фермерство. Насколько развито это движение в вашем районе?

— В нашем районе из 50 коллективных сельхозпроизводителей — 34 крестьянско-фермерских хозяйства. Так что фермерское движение у нас активно развивается. Начиная с 2015 года в районе реализуются и планируются к реализации инвестиционные проекты, направленные на развитие КФХ. В частности, это проекты по увеличению производства прудовой рыбы (до шести тонн в год), по введению в эксплуатацию откормочной площадки мясного скота на 200 голов, по увеличению поголовья лошадей. Также осваивается новое для нас направление — производство мяса индейки.

Помощь фермерским хозяйствам оказывается в основном из регионального бюджета в виде субсидий на поддержку начинающих фермеров, на развитие семейных животноводческих ферм. Увеличивается количество грантополучателей. Кроме того, фермеры могут рассчитывать на субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам.

Для реализации сельскохозяйственной продукции администрация района совместно с сельскими муниципальными образованиями организует ярмарки выходного дня, а также оказывает необходимое содействие для реализации продукции фермеров в областном центре.

— Сегодня в сельском хозяйстве накопилось много проблем. Одна из них —обновление сельхозтехники. Как она решается в районе?

— Следует отметить, что на современном этапе сельское хозяйство в целом по стране, да и в нашем районе, переживает новый подъем. Развитие новых технологий позволяет увеличить производительность, снизить себестоимость производства, а также улучшить качество продукции. Хозяйства, применяющие дедовские способы, не могут производить абсолютно конкурентоспособную продукцию.

Все эти процессы не могут состояться без внедрения новой техники и технологий в растениеводстве и животноводстве. Например, в растениеводстве практически все интенсивные технологии базируются на использовании нового поколения тракторов и сельскохозяйственных машин. Понимая, что без современной техники большого урожая не получить, мы планомерно решаем эту проблему. В результате в период с 2012 года хозяйства нашего района обновили машинотракторный парк почти на 70 процентов. Была приобретена современная и эффективная техника — 81 трактор и 62 комбайна.

— Еще одна часто упоминаемая проблема — нехватка квалифицированных кадров. Что предпринимается в районе, чтобы молодежь оставалась в селе и работала на земле?

— Прежде всего хочу отметить, что все хозяйства нашего района пол­ностью обеспечены кадрами. Если же возникает необходимость в том или ином специалисте, отдел по развитию сельскохозяйственного производства администрации района принимает соответствующие заявки от хозяйств и отправляет их в Министерство сельского хозяйства области. Оно в свою очередь размещает информацию на своем сайте в разделе «Информация о вакансиях на предприятиях агропромышленного комплекса Амурской области». Кроме того, министерство в части обеспечения квалифицированными кадрами тесно взаимодействует с Дальневосточным государственным аграрным университетом и Амурским аграрным колледжем.

Ну а чтобы молодежь оставалась в селе, мы с 2005 года участвуем в программах по улучшению жилищных условий граждан, молодых специалистов, проживающих и работающих в сельской местности. Кроме того, в районе действует программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014–2017 годы и на период до 2020 года». Участвуя в данной программе, молодые семьи и молодые специалисты, работающие в сельском хозяйстве, улучшают свои жилищные условия.

— Большинство муниципальных образований в той или иной степени страдают от дефицита финансовых ресурсов. Ивановский район тоже?

— К сожалению, да. Обеспеченность налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета Ивановского района составляет всего около 30 процентов от общего объема доходов, дотации из областного бюджета Амурской области составляют 24 процента, субсидии — 9 процентов, субвенции — 12 процентов и иные межбюджетные трансферты — 25 процентов. Из общего объема налоговых и неналоговых доходов 65 процентов составляет налог на доходы физических лиц и 8 процентов — доходы от использования муниципального имущества.

Конечно, тридцатипроцентная обеспеченность собственными доходами заставляет нас жить по средствам. Но при этом мы используем все возможности и привлекаем средства в рамках государственных программ Амурской области, обеспечивая софинансирование из районного бюджета и бюджетов сельских поселений района. Кроме того, следует отметить, что районный бюджет, также как и все 14 сельских бюджетов, сбалансирован.

— Оптимизация бюджетных расходов сегодня стала необходимостью. Как этот процесс протекает в Ивановском районе?

— На мой взгляд, главное направление в оптимизации бюджетных расходов в нашем районе связано с формированием программного бюджета.

В 2015 году бюджет района впервые был сформирован в рамках муниципальных программ. Главной целью перехода на программную структуру районного бюджета стала увязка бюджетных ассигнований с целевыми индикаторами реализации муниципальных программ, обеспечение эффективности бюджетных расходов и повышения качества управления муниципальными финансами каждым исполнителем программы. В итоге сегодня более 90 процентов расходов районного бюджета увязано с целевыми индикаторами реализации муниципальных программ.

Оценив эффективность реализации муниципальных программ за 2015 год, в текущем году мы отказались от расходов по двум муниципальным программам, которые были признаны неэффективными. В частности, закрыта программа «Улучшение условий и охраны труда в Ивановском районе на 2014–2018 годы». Ее мероприятия и критерии их оценки были пересмотрены и включены в другую программу в виде подпрограммы. В иные программы были внесены значительные коррективы. Цель данной оптимизации — максимально эффективное использование имеющихся источников для достижения поставленных задач.

Необходимо также отметить, что в рамках повышения качества и эффективности управления бюджетным процессом в Ивановском районе еще в 2006 году процесс планирования и исполнения бюджета в районе автоматизирован на базе программного продукта. Использование данных автоматизированных систем позволяет в реальном времени контролировать исполнение бюджета и вносить своевременные корректировки в его расходы.

— Какие меры предпринимаются для повышения доходов консолидированного бюджета района?

— Конечно же, для повышения самостоятельности и расширения возможностей развития нашего района необходим поиск внутренних ресурсов формирования собственных доходов. Как известно, такие внутренние ресурсы сосредоточены в области налоговых и неналоговых доходов бюджета. Однако для нас важно, чтобы увеличение доходов происходило при одновременном соблюдении следующих условий: повышение уровня и качества жизни граждан, проживающих на территории Ивановского района; увеличение численности населения; достижение устойчивых темпов экономического роста.

В связи с этим идеология социально-экономического развития Ивановского района включает в себя следующие стратегические элементы:

создание для трудоспособного населения условий, побуждающих жителей своим трудом и предприимчивостью обеспечивать себе более высокий уровень благосостояния, а следовательно, и социального потребления, включая лучшее качество услуг в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта;

создание в социально-культурной сфере условий для максимально полной мобилизации средств населения и предприятий, а также для эффективного использования этих средств (что позволит обеспечить высокое качество и возможности широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг).

Отмечу, что за последние годы проделана большая работа по улучшению качества жизни населения района. Построен терапевтический корпус в центральной районной больнице, во всех фельдшерско-акушерских пунктах проведен ремонт. В селе Ивановка подготовлены участки для индивидуального жилищного строительства участникам программы «Земский доктор», многодетным семьям, молодым специалистам, работающим в сфере образования, сельском хозяйстве, культуре. Ежегодно ведется ремонт улично-дорожной сети в селах района. Развивается территория опережающего развития «Приамурская» в селе Березовка, где работает цементный завод и строится мощный нефтеперерабатывающий завод.

Проводимая политика приносит определенные результаты. Так, среднемесячная заработная плата за последние три года выросла на 15,7 процента, а облагаемая налогом сумма доходов физических лиц выросла на 9 процентов. В 2017 году планируем добиться увеличения этого показателя на 14,7 процента к уровню 2015 года.

Что касается других направлений работы по повышению доходной части бюджета района, то они также дают результат. Повышение эффективности администрирования налогов на имущество позволило увеличить поступления от налога на имущество физических лиц за последние три года на 15 процентов, а земельного налога — более чем на 50 процентов. Благодаря повышению эффективности использования муниципального имущества в 2015 году мы получили доходов на 40 процентов больше, чем три года назад.

Однако проблем еще немало, и их предстоит решать в ближайшей перспективе. К примеру, уровень заработной платы в районе почти на 40 процентов ниже, чем в областном центре, который находится в 30 километрах от районного центра. Уровень благоустройства в большей части муниципального района остается ниже, чем в городе. В том числе из-за этого происходит отток жителей в областной центр.

— Уже можно говорить о том, каким будет бюджет 2017 года? Каковы прогнозы?

— Формирование бюджета неотделимо от прогноза социально-экономического развития как всего муниципального района, так и отдельных его территорий. При формировании прогноза органы местного самоуправления района и в целом администрация Ивановского района ставят перед собой следующие главные цели:

развитие человеческого потенциала;

экономическое развитие;

развитие инфраструктуры;

развитие территорий;

эффективное управление муниципальной собственностью.

Реализация данных задач и будет определять объемы привлечения дополнительных поступлений в доходную часть бюджета, а методы их реализации определят приоритеты при формировании расходов.

— Ивановский район стал победителем конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами» в номинации «За высокое качество организации предоставления муниципальных услуг». Что именно позволило добиться таких результатов?

— Наш район принимает участие в конкурсе не первый год. Три года назад наше муниципальное образование было удостоено Диплома III степени, а в этом году была отмечена наша работа по организации предоставления услуг. Мне бы хотелось отметить, что постоянное участие в данном конкурсе позволяет нам получать достаточно объективную оценку деятельности администрации района в сфере финансов. Для нас это очень важно.

Ну а на вопрос о том, что именно позволило добиться таких результатов, отвечу так. Мы, работники органов местного самоуправления, должны помнить о том, что мы служащие, которых народ нанял для предоставления определенных административных услуг в соответствии со стандартами и регламентами. Что муниципалитет — это не орган дисциплинарного воздействия, а предприятие в сфере услуг, и жители нашего района — клиенты, которым требуется та или иная услуга. Поэтому девиз «Равнение на результат» должен быть определяющим для всей деятельности органов местного самоуправления. Когда мы это усвоим, вот тогда у нас все получится!

Подготовила О. В. ИЗУТОВА

Ивановский район, образованный в 1926 году, расположен на юго-западе Амурской области. Он занимает территорию в 2643 квадратных километра и является одним из наиболее благоприятных сельскохозяйственных районов области. Район был и остается одним из основных поставщиков продукции полеводства и животноводства не только в Амурской области, но и на всем Дальнем Востоке. Удобное географическое положение, близость к областному центру (всего 30 километров) позволяют Ивановскому району эффективно решать экономические и социальные вопросы. 


Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно