Версия для печати 1387 Материалы по теме
Из истории финансов Коломны

Татьяна Васильевна Гоцко, начальник финансового управления администрации городского округа Коломна

Это часть статьи из журнала "Бюджет". Полностью материал доступен для подписчиков издания.

Коломна — один из древнейших и красивейших городов Подмосковья, крупный промышленный центр и транспортный узел, речной порт на Оке, ведет свое летоисчисление с 1177 года. 

История этого города окутана легендами и мистикой: обвал Успенского собора в канун Куликовской битвы, недолгое царствование Марины Мнишек и ее заточение в одной из башен Коломенского кремля, а также многочисленные мифы о зарытых сокровищах и подземных ходах. Но сегодня речь пойдет не о мистической, а о более земной истории города — о финансовой системе Коломны, становление которой неразрывно связано с развитием российской государственности и местного самоуправления.

Как известно, местное самоуправление в нашей стране появилось благодаря Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи, подписанной Екатериной II 21 апреля 1785 году. Документ провозглашал единый порядок самоуправления в России и определял основы русского городского законодательства. 

Устанавливая единый порядок самоуправления, Екатерина II пыталась объединить горожан в единое «градское общество», которое бы управляло муниципальным хозяйством. Была введена система органов городского самоуправления: общая городская дума, шестигласная дума и градское общество. С этого же периода начинается и история муниципальных финансов Коломны. Управление доходами и расходами осуществляла шестигласная городская дума, ведомости и отчеты направлялись губернатору и в казенную палату.

Следующим импульсом для развития местного самоуправления, а как следствие, и муниципальных финансов в Коломне и других городах Российской империи стало принятие 16 июня 1870 года Городового положения. Закон предусматривал создание в городах всесословного самоуправления. Избирательные права получили все владельцы недвижимости и уплачивающие налоги на торговые занятия. 

Самоуправление получило право вводить собственные налоги (прежде всего на недвижимость, годовой оклад составлял до 1% ее стоимости). В то же время две трети гласных избиралось состоятельными классами. Городской голова, его заместитель, а также важнейшие постановления городских дум подлежали утверждению министром внутренних дел или губернатором либо согласовывались с начальником полиции. В остальных вопросах самоуправление было самостоятельным.

Также Городовым положением был установлен единый стандарт финансовой документации. Положение 1870 года действовало до издания нового Городового положения в 1892 году.

Ежегодно, как правило, осенью, городская управа составляла роспись доходов и расходов на основании данных за три предшествующих года. Проект приходно-расходной сметы принимался городской думой, и после одобрения ее губернатором она публиковалась в официальном издании «Московские губернские ведомости». В Коломенском общественном управлении основной объем административно-хозяйственной работы осуществляла городская управа.

Стоит заметить, что в это время финансовая документация Коломенского общественного управления находилась далеко не в лучшем состоянии: сметы публиковались по прошествии длительного срока со дня их утверждения, распределение расходов по статьям подчас производилось произвольно. В 1890 году финансово-ревизионная комиссия городской думы в своих отчетах писала: «...счетоводство городской управы настолько неудобно и непонятно, что при всем желании проверить подробно это оказывается невозможным». 

В последующем выявленные недочеты были устранены: сметные статьи систематизированы, отдельные предметы расходов разделены по столбцам, и после каждого параграфа стали подсчитывать итоговые суммы. Например, из отчета о городском бюджете за 1873 год следует, что бюджет города составлял 50 036 рублей, а основными источниками доходов являлись:

поступления от земель, принадлежащих городу, которые сдавались в аренду в основном под торговые места на Владимирской и Спасской улицах, Житной, Конной и Молочной площадях (35,6%), а также под огороды, сенокосы, балаганы;

сборы с торговли и промыслов, поступавшие за счет выдачи свидетельств на промысловую деятельность, билетов на право торговли для иногородних купцов, патентов «на питание», акцизов (33,4%);

доходы вспомогательные, включающие прибыль с городского капитала и пособия от казны и земства (26,3%);

разные (штрафы за нарушение правил торговли, пошлины за заключение договоров, клеймение писем и векселей, сборы с экипажей, лошадей, собак и так далее) (4,7%).

Основные расходы бюджета выглядели следующим образом: на содержание городской управы направлялось 21,3%, на воинскую повинность — 16,7%, на уплату долгов банку — 13,3%, на народное образование — 10,7%, на содержание городской полиции —10,5% и пожарной команды — 9,2%, на благоустройство — 5,6%, медицину и ветеринарию — 5,1% и другие.

Это часть статьи из журнала "Бюджет". Полностью материал доступен для подписчиков издания.

Поделиться
Продолжается редакционная
подписка на 2024 год
Подпишись выгодно