В майском номере журнала "Бюджет" опубликована статья Анатолия Васильевича Тодосийчука, доктора экономических наук, профессора, главного советника аппарата комитета Государственной думы по образованию и науке "Механизмы финансирования науки и образования требуют усовершенствования". Мы размещаем часть материала, посвященную финансированию гражданской науки.
Основные характеристики федерального бюджета на
В России основным источником финансирования науки (более 70%) является федеральный бюджет, расходы которого на научные исследования и разработки гражданского назначения в 2017 году запланированы в объеме 348,3 миллиарда рублей, в 2018 году — 339,2 миллиарда рублей, в 2019 году — 324,4 миллиарда рублей. В процентах от ВВП расходы на гражданскую науку составят: в 2017 году — 0,4%, в 2018 году — 0,37%, в 2019 году — 0,33%. Налицо тенденция сокращения бюджетных ассигнований на гражданскую науку как в стоимостном, так и относительном — в процентах от ВВП — выражениях.
Напомним, что в 2015 году объем бюджетных ассигнований на гражданскую науку из федерального бюджета, по данным Росстата, составил 439,4 миллиарда рублей, то есть был значительно больше, чем планируется выделить в
На осуществление фундаментальных научных исследований в текущем году из федерального бюджета планируется направить 117,5 миллиарда рублей, в 2018 году — 124,2 миллиарда рублей, в 2019 году — 129 миллиардов рублей.
На финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики в 2017 году в бюджете страны предусмотрено 171,4 миллиарда рублей, в 2018 году — 159 миллиардов рублей, в 2019 году — 143,6 миллиарда рублей.
Очевидно, что при такой структуре бюджетного финансирования научных исследований на фоне индифферентности предпринимательского сектора к науке трудно обеспечить целостность научно-исследовательского цикла, технологическое единство научной и научно-технической деятельности.
Базовым инструментом реализации целей государственной политики в научно-технической сфере является государственная программа «Развитие науки и технологий» на
На первый взгляд результаты анализа указанной динамики позволяют сделать вывод о наличии тенденции роста бюджетных расходов на реализацию программы в
Рядом нормативных актов президента и правительства страны установлены нормативы финансирования науки. В частности, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ 17 ноября 2008 года №
Следует также отметить, что майским указом Президента РФ правительству было поручено к 2015 году обеспечить увеличение внутренних затрат на исследования и разработки до 1,77% от ВВП и удельного веса России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE, до 2,44%. По предварительным оценкам, внутренние затраты на исследования и разработки в 2015 году составили 1,1% от ВВП, а удельный вес России в общемировом числе публикаций в научных журналах, индексируемых в базе данных WEB of SCIENCE, — 2,28%.
Очевидно, что сокращение финансирования науки при сохранении действующей системы управления научно-техническим развитием неизбежно повлечет за собой снижение результативности научной, научно-технической и инновационной деятельности. Это в свою очередь не позволит создать условия для устойчивого экономического роста в период наиболее сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры.