Версия для печати 1591 Материалы по теме
Вопросы, обсуждавшиеся на десятом заседании рабочей группы, в основном вытекают из активной совместной работы Минфина России и Счетной палаты над законопроектом о внесении изменений в БК РФ
Стандарт стандартов и другие вопросы госфинконтроля

Десятое заседание рабочей группы Министерства финансов РФ по вопросам совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля прошло в Горно-Алтайске (Республика Алтай) 14–16 сентября 2017 года. В заседании приняли участие представители Министерства финансов РФ, региональных органов финансового контроля из 15 субъектов РФ, эксперты.

Первостепенные задачи совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля были поставлены в докладе заместителя директора департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов РФ С. С. Бычкова.

Полный материал об этом опубликован в октябрьском номере журнала «Бюджет», мы размещаем на сайте часть статьи.

Расширение сферы деятельности

Вопросы, обсуждавшиеся на десятом заседании рабочей группы, в основном вытекают из активной совместной работы Минфина России и Счетной палаты над законопроектом о внесении изменений в БК РФ в части дальнейшего совершенствования финансового контроля. Одна из проблем, которую должен решить законопроект, — ограниченность сферы госфинконтроля.

Полностью статья опубликована в журнале «Бюджет»

Как подписаться на журнал?

Предусмотренное действующим законодательством полномочие в виде контроля за соблюдением бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, достаточно узкое и фактически ограничивается только контролем за выполнением бюджетных процедур. При этом очень важные вопросы — например, связанные с контролем за правомерностью выплат, которые порождаются отдельными положениями отраслевых законов и нормативных актов, формально не являющихся бюджетным законодательством, — юридически выпадают из области этого полномочия. В рамках законопроекта предлагается расширить эту сферу деятельности, определив, что ВГ(М)ФК — это надзор в сфере бюджетных правоотношений, то есть классический контроль, а также контроль за соблюдением положений нормативных правовых актов, обуславливающих расходные обязательства. По мнению Бычкова, это было бы логично, поскольку положения отраслевых нормативных правовых актов становятся основой для формирования реестров расходных обязательств, обоснований бюджетных ассигнований, то есть частью планирования и исполнения бюджета.

Стандарты

Еще одна цель законопроекта — создание условий для формирования федеральной системы стандартов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля. В прошлом году вышла поправка в БК РФ, которая предусматривает, что в соответствии с порядками и правилами осуществления контроля необходимо устанавливать стандарты ВГ(М)ФК, причем весь этот массив нормативных документов должен быть свой для каждого уровня бюджетной системы. В результате получается огромное разнообразие стандартов и порядков.

Сейчас есть предложение большую часть правил игры все-таки зафиксировать на федеральном уровне. Для этого федеральные стандарты, единые и универсальные для всех финнадзоров, предлагается выстроить в виде трехуровневой системы. Основой системы станет так называемый стандарт стандартов, который будет содержать общие требования к формированию любого стандарта и принципы осуществления контрольной деятельности ВГФ(М)К. Два следующих уровня — это общие и специальные стандарты. При этом общими будут являться:

— планирование контрольной деятельности;

— организация и осуществление контрольной деятельности;

— обеспечение качества контрольной деятельности;

— досудебное обжалование;

— отчет о результатах контрольной деятельности.

Как отметил Бычков, если по осуществлению и организации контрольного мероприятия, подготовке отчетов сейчас у всех контрольных органов страны сложилось более или менее одинаковое понимание, то три других стандарта все еще требуют обсуждения и выработки общих подходов. Что касается специальных стандартов, то это стандарты проведения проверок по конкретной тематике:

— проверка условий предоставления межбюджетных трансфертов;

— проверка условий предоставления субсидий юрлицам;

— проверка бухгалтерской отчетности;

— проверка отчетности по реализации госпрограмм;

— проверка отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий.

Кстати, три первых стандарта уже подготовлены, и именно их содержание подверглось рассмотрению, обсуждению и корректировке на заседании рабочей группы.

Базовая цель создания этих стандартов — благородная. Во-первых, они призваны программировать проверку и указывать контролерам, на какие вопросы по каждой тематике необходимо обратить внимание. Во-вторых, они определяют, как квалифицировать нарушения и реализовывать итоги контрольных мероприятий. «Если это будет сделано по всем направлениям проверок, то определятся подходы к квалификации нарушений и необходимость разработки единого федерального классификатора нарушений отпадет», — подчеркнул Бычков.

Бюджетные меры принуждения

Сегодня также назрела необходимость уточнить механизмы применения бюджетных мер принуждения. На практике существует три случая применения БМП: нецелевое использование бюджетных средств, нарушение условий софинансирования и недостижение показателей результативности использования бюджетных трансфертов.

Однако если при нецелевом использовании бюджетных средств механизм применения бюджетных мер принуждения достаточно хорошо работает, то в двух других случаях возникают проблемы. Такие нарушения, как несоблюдение условий софинансирования и недостижение показателей, носят устраняемый характер. Возникают ситуации, когда выявляемые в рамках проверяемого периода нарушения устраняются до полного исполнения соглашения по софинансированию. Тем не менее акт фиксирует нарушение условий софинансирования, и в финорган направляется уведомление о применении БМП, которое приходит уже после того, как соглашение выполнено и условия соблюдены. Смысла применять бюджетную меру уже нет, но Бюджетный кодекс предъявляет на этот счет жесткие требования.

Чтобы разрешить подобные коллизии, предлагается законодательно закрепить схемы уточнений действий финоргана при получении уведомления о применении этого механизма реагирования. Например, если по информации ГРБС нарушение уже устранено, то финорган имеет право отказать в применении бюджетной меры и отправить уведомление обратно в финнадзор. Финнадзор же может перепроверить информацию об устранении и либо закрывает уведомление, либо, если нарушение не устранено, снова направляет повторное уведомление в финорган. Для обеспечения возможности провести эту процедуру увеличиваются и сроки применения БМП с 30 до 50 дней.

Полный материал об этом опубликован в октябрьском номере журнала «Бюджет» и доступен подписчикам издания.

Поделиться