Елена Викторовна ЗЕНЦОВА, заместитель директора департамента развития комплексных решений Компании БФТ
Реализуемые Минфином России меры по обеспечению сбалансированности бюджетов в текущем году напрямую затронули вопросы оценки эффективности налоговых льгот и преференций. Первыми это ощутили регионы, получающие дотацию на выравнивание бюджетной обеспеченности. Новацией 2017 года стало введение для них обязанности по принятию планов мероприятий по устранению неэффективных льгот, обеспечению вступления до 1 декабря текущего года в силу законов, направленных на их реализацию, а также представлению ежеквартальной отчетности о результатах работы.
Новые подходы были закреплены в документе «Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», представленном в июле текущего года в Госдуму. Однако конкретные сроки разработки общей методологии оценки не обозначены. Нет конкретики и в направленных в адрес финорганов субъектов рекомендациях, описывающих общие подходы к организации и проведению работы по оценке эффективности налоговых и неналоговых расходов.
Между тем если на уровне регионов уже сложилась определенная практика определения фактического результата от предоставления льгот и преференций, основанная в большинстве случаев на непосредственном взаимодействии с крупнейшими налогоплательщиками, то механизмы оценки их влияния на параметры госпрограмм требуют дополнительной проработки.
Действенным инструментом на этом этапе могло бы стать структурирование действующих льгот и преференций, выявление взаимосвязей и определение степени их реального влияния на показатели социально-экономического развития и результаты реализации программ, в том числе проведение расчетов по оценке эффективности на вариативной основе.
По всем вопросам бюджетной реформы
вы можете обращаться
к специалистам Компании БФТ:
question@bftcom.com
+7 (495) 784-70-00