Антон Викторович ДУБОВИК, заместитель руководителя Федерального казначейства
За последние пять лет учетная функция Федерального казначейства получила развитие по таким направлениям, как представление оперативной информации пользователям отчетности, формирование и представление отчетности в единой информационной системе. Кроме того, ведомство получило полномочие по представлению отчетности в Международный валютный фонд.
Представление оперативной информации
Главная книга Федерального казначейства, формирование которой было обеспечено в Межрегиональном операционном управлении ведомства с 1 января 2013 года, является источником получения оперативной информации об исполнении федерального бюджета на ежедневной основе. Федеральное казначейство на следующий рабочий день после того, как каждое его территориальное управление обработает банковские выписки, получает от них данные бюджетного учета и консолидирует их в единую Главную книгу, на основании которой формирует оперативный отчет об исполнении федерального бюджета. Его пользователями являются не только Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ, но и Правительство РФ, Счетная палата РФ и другие заинтересованные ведомства.
Кроме того, с целью повышения открытости и доступности информации о состоянии бюджетной системы РФ Федеральное казначейство на своем официальном сайте размещает витрины данных . Они дают гражданам возможность проанализировать процесс управления общественными финансами, так как данные представлены в понятном виде и содержат основные показатели, характеризующие состояние бюджетной системы страны.
Формирование и представление отчетности в ЕИС
Для выполнения задачи по формированию и представлению отчетности об исполнении федерального бюджета получателями средств федерального бюджета, а также бюджетными и автономными учреждениями в единой для всех информационной системе Федеральное казначейство разработало функционал подсистемы учета и отчетности системы ГИИС «Электронный бюджет» (ПУиО ГИИС ЭБ). Обеспечено методологическое сопровождение централизованного составления и представления, свода и консолидации бюджетной (бухгалтерской) отчетности в этой подсистеме.
В 2016 году Федеральное казначейство внедрило в пилотном режиме и апробировало функционал ПУиО ГИИС ЭБ в части составления и представления отчетности. На первом этапе тестирование функционала проводило исключительно Федеральное казначейство, выступая как главный администратор средств федерального бюджета. С 1 июля 2016 года к пилотному проекту присоединились Генеральная прокуратура РФ, Федеральное агентство по рыболовству и Федеральная служба по труду и занятости со всеми их подведомственными учреждениями. С 1 октября 2016 года к ПУиО ГИИС ЭБ было подключено еще 12 главных администраторов средств федерального бюджета: Федеральное агентство научных организаций, Министерство культуры РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и другие (с более чем 3,9 тысячи подведомственных учреждений). Всего в пилотном проекте приняло участие более пяти тысяч учреждений.
На всех этапах пилотного внедрения ПУиО ГИИС ЭБ казначейство обучало сотрудников указанных ведомств работе в подсистеме, мы проводили еженедельные видеоконференции, тестирования и демонстрации функциональности программного продукта. Во всех территориальных органах Федерального казначейства были организованы рабочие места и назначены ответственные сотрудники для оказания методологической и технологической поддержки по составлению и представлению отчетности.
С 1 января 2017 года к ПУиО ГИИС ЭБ были подключены все главные администраторы средств федерального бюджета, а также их подведомственные учреждения. В настоящее время в подсистеме представляют отчетность 15 тысяч организаций федерального уровня, все субъекты РФ, государственные внебюджетные фонды РФ, территориальные органы Федерального казначейства.
ГИИС ЭБ используют участники и неучастники бюджетного процесса федерального уровня, субъекты РФ и государственные внебюджетные фонды. Система объединяет всю информацию о состоянии общественных финансов всей страны и всей бюджетной системы РФ. При этом подсистема обеспечивает максимальную детализацию и прозрачность данных, повышая таким образом доступность информации о состоянии общественных финансов и предоставляя новые возможности использования данных бюджетной отчетности для всех заинтересованных пользователей.
Статистика государственных финансов
Казначейство России не только формирует отчетность об исполнении консолидированного бюджета РФ, но и формирует статистику государственных финансов страны (СГФ). Среди основных, признанных на международном уровне статистических систем СГФ занимает одно из ведущих мест. Стандарты СГФ гармонизированы со статистическими стандартами Системы национальных счетов (СНС, 2008), в которой формируются данные макроэкономической статистики. Кроме того, СГФ гармонизирована со статистикой платежного баланса, денежно-кредитной и финансовой статистикой, что обеспечивает возможность использования данных СГФ в сочетании с данными других статистических систем. СГФ является специализированной системой макроэкономической статистики и предназначена для описания той части национальной экономики, которая связана с деятельностью сектора государственного управления и государственного сектора экономики.
Система СГФ применяется для оценки экономической деятельности и влияния органов государственного управления на экономику страны. Она позволяет формировать статистические данные, которые дают возможность системно изучать динамику финансовых операций, финансовой позиции и состояния ликвидности сектора государственного управления или государственного сектора экономики страны. Аналитическая основа СГФ может быть использована для анализа операций органов государственного управления конкретного уровня и операций между различными уровнями государственного управления, а также сектора государственного управления в целом.
Благодаря СГФ можно получить данные, которые напрямую связаны с другими макроэкономическими статистическими системами, и учитывать эволюционные изменения в том, как страны ведут свои государственные счета и как они анализируют данные этих счетов. Введение признанных на международном уровне стандартов позволяет использовать статистику государственных финансов для сравнительного анализа государственных операций в различных странах, например для сопоставления уровней налогов или расходов и объема валового внутреннего продукта. Методологическим документом для формирования статистических данных является разработанное Международным валютным фондом Руководство по статистике государственных финансов.
В 2016 году в Бюджетный кодекс были внесены важные поправки, в том числе касающиеся сферы формирования статистики государственных финансов. Федеральное казначейство формирует статистику государственных финансов с 1995 года, но с июля 2016 года в Бюджетном кодексе официально закреплены полномочия Министерства финансов РФ по определению методологии ее составления, а Федерального казначейства — по формированию. В конце прошлого года был разработан и утвержден приказ Минфина России от 30 ноября 2016 года № 221н «Об утверждении Порядка формирования информации по статистике государственных финансов».
В настоящее время Россия опережает многие страны по степени открытости и качеству статистики государственных финансов. В частности, только около половины стран мира формируют статистику государственных финансов высокой периодичности, и Россия — в их числе. Мы формируем сведения на ежемесячной, ежеквартальной и годовой основе.
Статистика государственных финансов представляется в Международный валютный фонд, Евразийскую экономическую комиссию и другие международные организации. В последнее время возрос интерес к данной информации внутри страны: она используется для целей макроэкономического анализа. Статистика государственных финансов доступна и для населения. Она размещается на сайте Федерального казначейства и открыта для изучения.
В перспективе — в данное время этот вопрос активно прорабатывается — публикация данных в соответствии с требованиями «Специального стандарта распространения данных — плюс». К этой инициативе Международного валютного фонда уже присоединилось 14 стран. Россия заинтересована в том, чтобы быть в их числе.