В России возрождается сельхозкооперативное движение. На сегодняшний день в стране действует более 4 тысяч сельскохозяйственных кооперативов. Об этом министр сельского хозяйства России А. Н. Ткачёв заявил на пленарном заседании V Всероссийского съезда сельхозкооперативов.
Более 500 человек, неравнодушных к проблемам сельхозкооперации, из 70 регионов России приняли участие в V Всероссийском съезде сельхозкооперативов. Как сообщил глава Минсельхоза России, развитие сельхозкооперации входит в число приоритетных государственных задач. Так, на совещании в Воронеже, посвященном решению проблем в этой сфере, Президент РФ В. В. Путин дал высокую оценку регионам, в которых сельхозкооперация развивается опережающими темпами. Особо он отметил Липецкую область, где работает более 800 кооперативов.
По мнению министра, фермерское движение в стране сегодня на подъеме. Об этом свидетельствуют рост числа крестьянско-фермерских хозяйств, увеличение поголовья животных, площадей сельхозземель, обрабатываемых хозяйствами малых форм. За десять лет поголовье КРС, свиней в фермерских хозяйствах увеличилось в два раза, птицы — в шесть раз.
Ткачёв отметил, что в 2016 году доля фермеров в общем объеме произведенной сельхозпродукции выросла на треть и составила 12%. Ими выращена и существенная часть урожая страны. За девять месяцев текущего года производство молока в сельхозорганизациях выросло на 3%, а в фермерских хозяйствах — на 8%. «Это хорошие результаты, которые требуют осмысления и серьезной государственной поддержки», — отметил Ткачёв.
Государство за фермерство и кооперацию
Яблочный сок для Польши
Польша будет пить яблочный сок, произведенный кооперативом «Овощи Калининграда». Первая партия в 18 тысяч литров уже отправлена покупателям. Контракт был заключен благодаря уникальным потребительским и вкусовым свойствам товара. По словам директора кооператива, аналогов этому соку в Евросоюзе нет. Стоит отметить, что сок, произведенный из калининградских яблок, экспортируется в ЕС впервые за всю историю сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности региона.
По словам Ткачёва, в последнее время государство стало проявлять больше внимания к хозяйствам малых форм. Одним из важнейших инструментов поддержки фермеров является льготное кредитование в сфере АПК по ставке не более 5%. В этом году Минсельхоз России одобрил льготные кредиты для малых форм хозяйствования на сумму 50 миллиардов рублей. «Это существенная поддержка, и мы будем стараться, чтобы ее объем с каждым годом увеличивался», — обнадежил собравшихся глава ведомства.
Еще одна форма поддержки фермеров — гранты. Как отметил Ткачёв, в 2017 году гранты получили более 600 хозяйств. «За последние пять лет благодаря грантам нам удалось поддержать пять тысяч фермерских хозяйств, выделив семейным фермам более 20 миллиардов рублей», — сообщил министр. Грантовая поддержка предусмотрена и для сельхозкооперативов. За три года 400 кооперативам было выделено в общей сложности 3 миллиарда рублей. Средний размер гранта в этом году по сравнению с прошлым увеличился на треть и составил 10 миллионов рублей.
О том, что финансовая помощь малым формам хозяйствования, оказываемая государством, востребована на местах и эффективна, свидетельствует рост числа сельхозкооперативов. За последние два года в России создано 760 сельхозкооперативов. Всего на сегодняшний день, как уже было сказано выше, в стране действует порядка 4 тысяч кооперативов. Однако министр сельского хозяйства считает, что этого количества недостаточно. «Сегодня только 12 процентов фермеров являются членами кооперативов.
В ближайшее время необходимо кратно увеличить этот показатель, ведь сельхозкооперация — один из самых эффективных инструментов для сбыта фермерской продукции, — полагает Ткачёв. — Зачастую крупным сетям неудобно работать с небольшими поставщиками, они предпочитают крупных производителей либо оптовиков». Вместе с тем сбыт продукции через кооперацию ежегодно растет на 10%. Таковы данные Минсельхоза России.
Отмечая успешные практики регионов, министр пояснил, что развитие кооперации в регионах-лидерах связано прежде всего с реализацией трехуровневой системы управления поддержкой кооперации: область — район — поселение. Чтобы охватить кооперативным движением все субъекты РФ, в начале текущего года Минсельхоз России совместно с АО «Корпорация “МСП”» подготовил рекомендации по развитию сельхозкооперации. В основу этих рекомендаций были положены лучшие региональные практики. В 2017 году к реализации пилотных проектов с учетом данных рекомендаций приступили десять регионов: Липецкая, Томская, Тюменская и Ульяновская области, республики Бурятия, Татарстан и Саха (Якутия), а также Алтайский, Пермский и Хабаровский края. В 2018 году к ним присоединятся еще пять субъектов: Астраханская, Иркутская области, Республика Алтай, Забайкальский край, Республика Мордовия.
Следует отметить, что сегодня Минсельхоз России активно поддерживает развитие оптово-распорядительных центров, чтобы и сельхозкооперативы, и другие фермерские хозяйства строили свои овоще-, картофелехранилища. «Мы понимаем, что это серьезные элементы инфраструктуры, предполагающие соответствующие затраты, поэтому мы выделяем средства на подобные проекты», — сообщил Ткачёв. Министр призвал собравшихся активнее участвовать в подобных проектах.
Надо править законы
Если выступление министра сельского хозяйства настраивало на оптимистичный лад, то речь председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию М. П. Щетинина была посвящена проблемам, а именно несовершенству нормативно-правовой базы в данной сфере. По мнению сенатора, именно оно препятствует росту числа сельхозкооперативов в стране. Чтобы устранить преграды в развитии кооперативного движения, необходимо в первую очередь внести изменения в Гражданский кодекс в части предоставления возможности распределения прибыли сельскохозяйственного потребительского кооператива между его членами.
По словам Щетинина, в Государственной думе уже находится соответствующий законопроект. Также на законодательном уровне необходимо установить особенности правового регулирования деятельности сельскохозяйственных кооперативов с численностью членов не более 100, критерии отнесения сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов к ссудно-сберегательным, субсидиарную ответственность членов кооператива, определить ответственность ревизионных союзов и т. д.
По мнению сенатора, необходимо скорректировать и Федеральный закон № 44 ФЗ в части повышения доли закупок для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого бизнеса, в том числе у сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Кроме того, определенные правки должны быть внесены в Федеральный закон от 8 мая 1996 года № 41 ФЗ «О производственных кооперативах». По мнению Щетинина, следует исключить из сферы действия данного закона сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Необходимо решить вопрос о включении сельскохозяйственных кооперативов в число финансовых институтов, участвующих в механизме льготного кредитования. К слову, Минсельхоз России подготовил соответствующий законопроект, который находится на согласовании в федеральных органах исполнительной власти.
Поддержал предложения сенатора и первый заместитель председателя комитета Госдумы по аграрным вопросам, президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) В. Н. Плотников. Он также указал на необходимость совершенствования кооперативного законодательства: «Сегодня сельскохозяйственные потребительские кооперативы включены в перечень некоммерческих организаций, которые не могут распределять полученную прибыль между участниками». Тем самым игнорируется один из основных принципов создания и функционирования кооператива, прописанный в статье 2 Федерального закона № 193 «О сельскохозяйственной кооперации»: «Распределение прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива».
Также президент АККОР предложил увеличить грантовую поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов в пять раз. Такое щедрое предложение кооператоры встретили аплодисментами. Также депутат считает, что господдержка фермерских хозяйств, личных подворий, индивидуальных предпринимателей должна распределяться через создаваемые производителями кооперативы.
Плотников убежден в том, что сельскохозяйственная потребительская кредитная кооперация может и должна стать достойной альтернативой банкам. «Критический для любого фермера, для любого кооператива вопрос: где брать деньги на текущее развитие? Ответ вроде бы очевиден: в банке, но им неинтересно работать с малым, распыленным клиентом», — считает депутат. К тому же банки постепенно сокращают сети своих отделений и филиалов в сельской местности. «Кредитный кооператив — это быстрые финансовые услуги шаговой доступности, — полагает Плотников. — Это механизм, реально работающий на крестьянина, без волокиты».
О. В. ИЗУТОВА
Российская кооперация до 1917 года
Накануне Октябрьской революции кредитная кооперация России занимала второе место в мире по числу сельскохозяйственных кредитных товариществ и первое по числу их членов. Первая попытка создать в России систему финансирования мелких собственников, адаптированную к условиям русской деревни, была предпринята в 1836 году. Земские деятели и либеральные помещики, организуя ссудо-сберегательные товарищества по типу кооперативов в Германии, пытались защитить крестьянство от разорения и грабительских ростовщических процентов. Капитал товариществ складывался из паевых взносов членов объединений, что предполагало высокий имущественный ценз вступающих крестьян.
Однако русское крестьянство было заметно беднее западноевропейского, поэтому товариществам приходилось прибегать к займам у государства, земств и других крупных собственников. В 1870 году в России действовало всего 12 ссудо-сберегательных товариществ, в 1875 году их стало уже 568, в 1883 году — 1006. Отсутствие широкой социальной базы у ссудо-сберегательных товариществ (их членами могли себе позволить стать только зажиточные крестьяне) и мелочная регламентация деятельности со стороны земств привели к упадку этого вида кооперативов.
Более приемлемой для российского крестьянства формой кооператива стали беспаевые кредитные товарищества райфайзеннского типа, разрешенные к учреждению в 1895 году. Основным источником их средств были займы на стороне, крестьяне предоставленные ссуды возвращали с процентами. Начиная с 1905 года наблюдается бурный рост кредитных товариществ, к октябрю 1917 года их насчитывалось более 12 тысяч, количество членов превысило 8 миллионов. Кроме того, в стране действовало более 4 тысяч ссудо-сберегательных товариществ, куда входило 2,3 миллиона хозяйств.
Укрепление кредитных товариществ и расширение их самостоятельности привело к объединению в союзы, которые осуществляли организационное, инструкторское, финансовое обслуживание и руководство кооперативами. В дальнейшем был создан единый финансовый центр, им стал кооперативный Московский Народный банк (МНБ), начавший свою деятельность 9 мая 1912 года с основным капиталом 1 миллион золотых рублей. Вскоре он стал финансовым и организационным центром всей российской кооперации.
Кроме ссудных операций кредитные кооперативы в предреволюционные годы занимались большой снабженческо-сбытовой работой. В 1910 году товарные операции вели около 20% товариществ, в 1914 году — уже свыше 40%. Объем продаж кредитной кооперации только за два года (1915 и 1916 годы) увеличился с 91,7 миллиона рублей до 267,9 миллиона. Крупным снабженческо-сбытовым центром стал товарный отдел МНБ.