Ульяна Владиленовна ВОТЯКОВА, заместитель начальника управления по работе с задолженностью Федеральной налоговой службы
Принятие законодателем и Федеральной налоговой службой многих нормотворческих и управленческих решений обусловлено необходимостью учитывать отраслевую, корпоративную и организационную особенности структуры бизнеса. Данные решения, направленные на совершенствование налогового администрирования, на практике подтвердили свою эффективность.
Допустимость уплаты налогов третьими лицами
Федеральная налоговая служба, используя накопленные знания о корпоративной структуре бизнеса, применяемых схемах налогового планирования внутри группы компаний, сформировала систему рисков, учитываемых при организации и проведении результативных контрольных мероприятий, а также при применении мер взыскания и привлечении к налоговой и иной ответственности. Этой же логикой продиктованы и корректировки подходов к урегулированию задолженности, а именно вопросов исполнения налоговых обязательств третьими лицами, в том числе при применении институтов субсидиарной ответственности, и пресечение во взаимодействии с правоохранительными органами действий, направленных на сокрытие имущества, которое могло бы быть использовано для погашения недоимки.
Среди наиболее обсуждаемых новаций законодательства в этом направлении — допустимость уплаты налогов за налогоплательщика любыми третьими лицами. Напомним, что Федеральный закон от 30 ноября 2016 года № 401 ФЗ дополнил пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса фразой: «Уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Иное лицо не вправе требовать возврата из бюджетной системы Российской Федерации уплаченного за налогоплательщика налога».
Сама идея предоставления третьим лицам возможности уплачивать налоги, в том числе погашать сформировавшуюся у налогоплательщика задолженность, не нова. Такого рода платежи, вносимые за свои дочерние общества, наряду с товарными и денежными зачетами широко практиковались холдинговыми компаниями до принятия Налогового кодекса РФ. Они были обусловлены, с одной стороны, определенными финансовыми трудностями у отдельных хозяйствующих субъектов, а с другой стороны, наметившейся тенденцией по централизации денежных потоков внутри холдинговых компаний. Собственно говоря, эти причины были взаимосвязаны.
Важно заметить, что эта схема «расшивки» неплатежей была подкреплена правами налоговых органов взыскивать задолженность со счетов не только самого налогоплательщика, но и его дебиторов, которыми, как правило, являлись организации, входящие в состав холдинговой компании. Как известно, Налоговый кодекс РФ в отличие от налоговых кодексов ряда стран ЕврАзЭС (Республика Беларусь, Республика Казахстан) в настоящее время не предусматривает таких прав. Сегодня взыскание дебиторской задолженности допускается только в рамках исполнительного производства. Однако с учетом имеющихся ограничений данный процесс фактически представляет собой длительную процедуру продажи дебиторской задолженности с торгов и не имеет ничего общего с процедурой бесспорного взыскания налоговой задолженности со счетов организации-дебитора.
До принятия указанной поправки законодательством были предусмотрены частные случаи уплаты налогов третьими лицами, в которых источником финансовых ресурсов являлись, как правило, средства самого налогоплательщика. Участие третьего лица в урегулировании задолженности носило формальный характер и объяснялось особенностями самой ситуации — уплата налогов наследниками, правопреемниками, налоговыми агентами, законными представителями, учредителями, поручителями и некоторыми другими обстоятельствами.
С учетом вышесказанного поправки в статью 45 НК РФ, введенные в действие с 2017 года, ориентированы на разрешение не каких-то частных случаев, а носят общий и, можно сказать, принципиальный характер. Новации позволяют расширить арсенал возможностей по урегулированию состояния расчетов налогоплательщика с бюджетом за счет финансовых ресурсов третьих лиц без включения всегда ощутимых для бизнеса мер принудительного взыскания задолженности. При структуре этой задолженности, которая преимущественно формируется по результатам проверок, открываемые перспективы позволят предпринимателям, подозреваемым в сокрытии имущества, за счет которого должны быть взысканы налоги, своевременно рассчитываться с бюджетом и избежать затратного метода освобождения от уголовной ответственности путем перечисления денежного возмещения в размере двукратной суммы причиненного ущерба.
Взыскание задолженности с третьих лиц
В отличие от допустимости уплаты налогов третьими лицами положения статьи 45 НК РФ, предусматривающие взыскание задолженности не с налогоплательщика, а с третьих лиц, в законодательстве прописаны достаточно давно. Однако до недавнего времени находились, можно сказать, в «законсервированном виде», а применение этих норм, не подкрепленных развернутыми законодательными формулировками, отвечало консервативному принципу судебной процедуры взыскания и носило единичный характер.
Как известно, до внесения в июне 2013 года поправок в статью 45 НК РФ такое взыскание при буквальном толковании правовой нормы допускалось только с основных либо, соответственно, дочерних (зависимых) обществ, признаваемых таковыми в соответствии с гражданским законодательством. Причем это было возможным лишь в случае поступления на их банковские счета выручки за продукцию, реализуемую организацией, имеющей налоговую задолженность. Благодаря поправкам, внесенным в статью 45 НК РФ, круг потенциально зависимых с должником лиц, в отношении которых допускается взыскание в судебном порядке недоимки по обязательствам должника, существенно расширился за счет физических лиц, в том числе не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Анализ практики применения судебного порядка взыскания задолженности с третьих лиц показывает, что соответствующие нововведения широко применяются налоговыми органами для урегулирования задолженности. Как правило, заявления налоговых органов подаются на взыскание недоимки не с основного либо дочернего (зависимого) общества в том узком понимании, которое следует из буквальных формулировок гражданского законодательства, а с лица, признаваемого судом зависимым с налогоплательщиком, за которым числится недоимка, исходя из оценочного понятия взаимозависимого лица согласно положениям статей 20 и 105.1 НК РФ. Объяснение этого феномена лежит на поверхности — структурирование бизнеса в финансовых, налоговых правоотношениях, сопровождаемое зачастую выводом активов, а в формулировках уголовного законодательства — сокрытием активов, как правило, намного сложнее цепочки учредительного участия внутри холдинговых компаний.
Однако кажущиеся при этом послабления для налоговых органов, полномочия которых формально расширяются, в действительности приводят к повышению требований к качеству предоставляемой суду налоговыми органами информации о наличии взаимозависимости и согласованности действий должника и аффилированных с ним лиц. Следует подчеркнуть, что применение положений подпункта 2 пункта 2
статьи 45 НК РФ — это действительно крайняя мера, поскольку на момент обращения налогового органа в суд с соответствующим заявлением все меры принудительного взыскания недоимки непосредственно с должника инспекцией должны быть исчерпаны.
Признаки налогового преступления
Еще одним из приоритетных направлений работы налоговых органов при урегулировании задолженности становится направление материалов в правоохранительные органы по признакам состава преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, и предъявление гражданских исков о взыскании ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации при совершении указанных преступлений. Какие же действия налогоплательщика могут быть расценены как действия, направленные на сокрытие имущества, а соответственно, на уклонение от уплаты налогов, в результате которых налоговая служба направляет материалы в правоохранительные органы?
Действие 1. Направление должником в адрес третьих лиц, как правило, выступающих дебиторами налогоплательщика, распорядительных писем (писем-заявок), содержащих поручения о перечислении указанными лицами, минуя расчетные счета должника, на счета работников и (или) контрагентов должника, как правило, выступающих кредиторами налогоплательщика, денежных средств (возврата дебиторской задолженности), которые могли быть направлены на погашение недоимки налогоплательщика.
Действие 2. Заключение налогоплательщиком с третьими лицами договоров цессии, по условиям которых на счета третьих лиц зачисляются денежные средства, которые могли быть направлены на погашение недоимки налогоплательщика, поступающие от контрагентов должника, права требования к которым в части указанных денежных средств переуступлены налогоплательщиком в пользу третьих лиц.
Действие 3. Совершение налогоплательщиком действий, в том числе посредством проведения с контрагентами безденежных зачетов, расчетов векселями, исключающих возможность зачисления на расчетные счета должника денежных средств, которые могли быть направлены на погашение недоимки налогоплательщика. Исполнение дебиторами своих обязательств перед налогоплательщиком в порядке зачета может осуществляться путем передачи объектов недвижимости (квартир), выручка от реализации которых, минуя счета должника, используется на цели, не имеющие приоритета перед погашением недоимки.
Действие 4. Заключение налогоплательщиком с третьими лицами договоров займа, по условиям которых займодателями денежные средства, которые могли бы быть направлены на погашение недоимки, минуя счета должника, зачисляются на счета контрагентов налогоплательщика.
Действие 5. Выдача налогоплательщиком из кассы денежных средств, которые согласно указаниям Банка России подлежали зачислению на расчетный счет и могли быть направлены на погашение недоимки, по расходным кассовым ордерам через подотчетных лиц на проведение расчетов с контрагентами налогоплательщика, на оплату хозяйственных расходов, а также для выплаты дивидендов.
Действие 6. Перечисление с расчетного счета налогоплательщика денежных средств на личные карточные счета работников налогоплательщика по фиктивному основанию (выплата заработной платы) с последующим возвратом данных средств в кассу должника и их расходованием, минуя расчетный счет должника, по расходным кассовым ордерам через подотчетных лиц на проведение расчетов с контрагентами налогоплательщика и на оплату хозяйственных расходов. На указанные цели денежные средства, полученные работниками по фиктивному основанию, могут расходоваться и без оприходования по кассе.
Действие 7. Отчуждение налогоплательщиком имущества (производственно-складские здания, земельные участки, автотранспортные средства, спецтехника) путем совершения с контрагентами гражданско-правовых сделок.
В ходе анализа деятельности налогоплательщиков налоговые органы выявляют и иные схемы уклонения от уплаты налогов путем сокрытия имущества. Однако ФНС России предпринимает активные действия по пресечению этих схем и взысканию ущерба, причиненного бюджету Российской Федерации в результате совершения преступлений.