Дмитрий Александрович КАЗАНЦЕВ, руководитель Департамента нормативно-правового регулирования B2B-Center, кандидат юридических наук
Заказчики, работающие в правовом поле Закона № 223‑ФЗ, освобождены от обязанности обосновывать начальную (максимальную) цену закупки. Однако это вовсе не значит, что о данном процессе нужно забыть. Давайте проанализируем, какие базовые правила стоит помнить госкомпаниям при установлении требования об обосновании Н(М)Ц.
На сайте bujet.ru есть библиотека статей, посвященная определению и обоснованию НМЦК. Если вам необходимо больше материалов по этой теме, вы можете ознакомиться с библиотекой по ссылке.
Требование об обосновании заказчиком Н(М)Ц не содержится ни в действующей, ни в пореформенной редакции Закона № 223‑ФЗ, которая вступит в силу с 1 июля 2018 года. Однако очевидно, что в большинстве случаев обоснование Н(М)Ц закупки необходимо и рационально с точки зрения потребностей самого заказчика. В связи с чем уже сегодня целый ряд субъектов РФ установил для госкомпаний, подведомственных региональным правительствам, требование об обосновании начальной (максимальной) цены. В данном случае речь идет о публичном обосновании, и внимание здесь, как правило, уделяется юридическим аспектам. То есть компаниям вменяется в обязанность строго соблюдать процедуру обоснования, предписанную региональным актом. Зачастую эта процедура более или менее повторяет правила контрактной системы. Вместе с тем обоснование Н(М)Ц по Закону № 44‑ФЗ связано с рядом трудностей.
Источники информации
Одной из ключевых проблем обоснования закупки по правилам контрактной системы является заложенное в основу методологии представление об узком коридоре вариативности цены на однородную продукцию. Проще говоря, предполагается, что в одном и том же регионе стоимость двух похожих батонов хлеба, или двух похожих пар обуви, или двух поездок на такси на одинаковое расстояние всегда почти одинакова. Но на практике, как мы прекрасно знаем, это далеко не так. При поиске цен товаров, идентичных с точки зрения контрактной системы, мы можем получить разброс цен в несколько раз. Это означает, что, взяв максимальную цену из верхней ценовой категории и даже показав формальную экономию со снижением цены по итогам закупки на треть, заказчик все равно закупит товар, работу или услугу выше рынка. А уж о чем говорить, если цена взята из верхней ценовой категории, а продукция представлена поставщиком, специализирующимся на поставках экономкласса?!
Для минимизации этого риска повышенное внимание стоит уделить правилам поиска и сопоставления информации о ценах. При поиске информации заказчику в первую очередь важно максимально точно сформулировать для себя представление об образце той продукции, которую он желает закупить. Разумеется, у любого заказчика есть закупки с элементами исследования рынка, когда изначально возможно сформулировать лишь потребность, а методы ее удовлетворения путем поставки той или иной продукции предлагают сами поставщики. Однако едва ли такие специфические закупки у каждого заказчика занимают подавляющее большинство. Как правило, мы представляем себе, для каких целей и что именно хотим закупить.
В большинстве случаев добрым подспорьем здесь может служить использование товарного знака или иных средств индивидуализации. В пореформенной редакции Закона № 223‑ФЗ исключено право указывать конкретный товарный знак в закупочной документации без оговорки об эквиваленте (за исключением случаев совместимости, по образцу контрактной системы). Однако на стадии поиска информации о ценах конкретный товарный знак держать в мыслях все же придется.
При этом только товарным знаком дело не ограничивается. Помимо него важно максимально точно сформулировать представление о потребительских свойствах закупаемой продукции (на это справедливо указывается и в нормах о контрактной системе). Проще говоря, нам нужно искать цены не просто на «хлеб» или «такси» и даже не просто на определенную марку — нам нужно четко понимать, что мы ищем цену конкретного физически существующего товара или цену работ либо услуг с четко заданными параметрами в привязке к месту и ко времени.
Наконец, при поиске информации важно не угодить в ловушку откровенно завышенных либо столь же откровенно демпинговых цен. Чтобы в данном вопросе пройти между Сциллой и Харибдой, необходимо заранее установить источник информации, которому заказчик доверяет (для удобства работы можно использовать те же самые интернет-маркеты или агрегаторы), и в дополнение к этому исключить предложения из тех сегментов (крайне экономных и крайне роскошных), которые не вызывают доверия как репрезентативные. Если необходимо, то можно прямо указать магазины или поставщиков, цены которых не принимаются к сравнению. Здесь важно не провести ложной аналогии и не чинить препятствий для таких поставщиков, если они решат участвовать в закупке и согласятся с установленными заказчиком ценовыми границами. Лучше по возможности установить те признаки, которые свидетельствуют о нерепрезентативности цен данного источника. И таким признаком необязательно должно быть лишь пресловутое отклонение более чем на треть от остальных цен…
Все перечисленные выше правила субъект Закона № 223‑ФЗ не обязан ни включать в свое положение о закупках, ни каким бы то ни было иным образом публичить (разумеется, за исключением случаев, когда публикация порядка обоснования начальной цены предписана ему ведомственными требованиями). Однако и для удобства, и для внутренней прозрачности закупочного процесса, и для подспорья в экономии закупочных бюджетов стоит свести изложенные выше рекомендации в единый внутренний документ. Важно, чтобы документ этот был в первую очередь пособием для заказчика, помогающим принять верное решение, а не сборником обязательных процедур, увеличивающих объем бумажной работы при подготовке закупки.
Что влияет на цену?
Сочетание следующих условий: точное представление об объекте будущей закупки, использование репрезентативных источников информации о ценах, индивидуальный подход к поправочным коэффициентам и выборочная перепроверка полученных результатов — позволит заказчику уже на стадии планирования минимизировать риск необоснованного расходования закупочных бюджетов.
Сколько цен принимать к сравнению при определении Н(М)Ц и как высчитывать среднюю — все это сугубо внутреннее дело заказчика. По большому счету это вопросы технические. Важнее другое: что делать с получившейся суммой? Как ее оценить?
В первую очередь для эффективной закупки важно иметь реалистичное представление об изменениях цен на закупаемую продукцию в данном регионе. Если цены повысились хотя бы на 20%, а мы включаем в закупочную документацию прошлогодние уровни, то, скорее всего, мы просто потеряем время на проведение конкурентной процедуры, к которой добросовестные поставщики просто не проявят интереса. А это означает, что в конечном счете мы теряем и деньги.
Кроме того, важно учитывать, как на цену поставки влияют сами правила проведения конкурентной процедуры. Подготовка заявки, оплата услуг доставки или услуг электронной площадки, сумма обеспечения заявки и, главное, сумма обеспечения контракта — все эти факторы увеличивают стоимость поставки для поставщика, а значит, увеличивают и стоимость контракта для заказчика. Это те самые коэффициенты, о которых опять же справедливо упоминается в методичке Минэкономразвития России, подготовленной для госзаказчиков. Вот только высчитать их не ради исполнения методики, а ради практических соображений экономического порядка предстоит самому заказчику на основании параметров данной конкретной закупки. Ведь, например, в отличие от госзаказчика субъект Закона № 223‑ФЗ при проведении любого способа закупки может как вовсе не устанавливать требование об обеспечении контракта, так и установить его на уровне значительно большем, чем 30%. И даже в вопросе обеспечения заявки часть 27 новой статьи 3.2 Закона № 223‑ФЗ оставляет заказчику право установить обеспечение заявки в пределах от 0 до 5% Н(М)Ц, если эта самая начальная цена более 5 миллионов рублей.
Наконец, на цену могут влиять и договорные условия. И гарантийное обслуживание, и повышенные штрафные санкции, и даже доставка до склада заказчика — все это логичным образом увеличивает цену продукции по сравнению с той, что совершенно честно указывается даже самыми добросовестными поставщиками в прайс-листах и иных открытых источниках.
Разделение труда
Но даже соблюдение всех описанных выше рекомендаций в отдельных случаях оставляет место для человеческого фактора — а значит, и для риска злоупотреблений. Вот почему рачительному собственнику и управленцу важнее потратить усилия своих сотрудников не на выполнение тяжеловесных и трудозатратных процедурных правил, а на содержательную перепроверку сделанных вычислений.
Иными словами, пособие по обоснованию начальной цены для субъекта Закона № 223‑ФЗ и даже для чисто коммерческого заказчика должно содержать советы по простым и интуитивно понятным действиям. В своей основе обоснование цены коммерческой закупки не так уж сильно отличается от определения бюджета частной покупки той же одежды или бытовой техники. Но коль скоро речь идет не о частной закупке, а о закупке для нужд компании — тем более госкомпании, то сама добросовестность выполнения этих простых и понятных действий требует перепроверки. Разумеется, речь не идет о порочной прогрессии, когда к каждому контролеру нужно приставить еще по одному контролеру. Но в любой сколь-нибудь крупной организации целесообразно иметь максимально обособленную от исполнителей службу внутреннего аудита.
Выборочная проверка этой службой обоснованности начальных цен потребует не больше, а то и меньше усилий, чем сложное, а тем более публичное обоснование каждой цены. Но вот результативность такой проверки может быть куда выше в силу фактора разделения труда и независимого контроля.
При этом, разумеется, проверка должна быть именно выборочной — тотальная проверка даже отдельного сегмента потребует немалых трудозатрат, а потому должна быть обусловлена серьезными нарушениями, выявленными в ходе проверки выборочной. Не менее важен и уровень компетенции аудиторов, дабы справедливо рассчитанная цена не была квалифицирована в качестве такого нарушения по чисто процедурным основаниям.
Решение вопроса о возложении полномочий аудитора на то или иное подразделение, равно как и определение порядка его работы и пределов компетенции, относится к исключительно внутреннему ведению заказчика. Однако сочетание перечисленных условий — точное представление об объекте будущей закупки, использование репрезентативных источников информации о ценах, индивидуальный подход к поправочным коэффициентам и выборочная перепроверка полученных результатов — позволит заказчику уже на стадии планирования минимизировать риск необоснованного расходования закупочных бюджетов.