Версия для печати 3224 Материалы по теме
Анализ бюджетов муниципалитетов Сибири и Дальнего Востока

Продолжение, начало статьи опубликовано в № 8 за 2018 год.

Галина Геннадьевна ДЕРЖИРУКОВА, эксперт АСДГ, преподаватель кафедры экономики, учета и финансовых рынков СибГИУ, кандидат экономических наук

В статье рассматриваются налоговая база, расходы и долговая политика муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока.

Налоговая база муниципальных образований

В 2017 году поступление налогов в местные бюджеты по отношению к 2015 году снизилось и составило в среднем 6% от поступлений налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации (таблица). Уровень удельного веса налогов, собранных на территории и остающихся в местном бюджете, различается от 1% в Ханты-Мансийске до 34% в Артеме и 37% в Белове (рисунок 1), причем в последних городах абсолютные значения налоговых поступлений по отношению к Ханты-Мансийску очень низкие. Ханты-Мансийский автономный округ является экономически самодостаточным регионом-донором. В структуре налоговых поступлений прослеживается подавляющее преобладание косвенных налогов, зачисляемых в вышестоящие бюджеты. Поэтому налоги, формирующие местный бюджет Ханты-Мансийска, несопоставимы с налогами, перечисляемыми в консолидированный бюджет Российской Федерации.

Таблица. Структура поступлений налогов по уровням бюджетной системы РФ, 2015 г. к 2017 г., %

2015

2017

Федеральный бюджет 

50

53

Бюджеты субъектов РФ

43

41

Местные бюджеты

7

6

Специфика экономики участвующих в исследовании муниципальных образований различна. Города, в которых имеется крупное производство или добыча ископаемых, организованы в форме корпорации, на налогообложение прибыли, добавленной стоимости повлиять не могут. Но оценка финансово-экономического состояния градообразующих предприятий, взаимодействие с налоговыми органами в отношении основных объектов налогообложения позволяют получить объективную картину налогового потенциала города и региона. Ведь при нынешней структуре доходов местных бюджетов именно финансовое положение субъекта РФ в значительной степени определяет финансовую обеспеченность муниципалитетов. 

Оценивая финансовое положение субъектов Сибирского Федерального округа (рисунок 2), необходимо отметить, что наибольшие отчисления в бюджеты всех уровней осуществляет Красноярский край, затем идут Иркутская, Томская, Новосибирская, Омская области. На рисунках 3 и 4 отражены поступления налогов по территориям Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Положение муниципального образования не может оцениваться без связи с финансовым состоянием субъекта РФ. Как видно из рисунков 3 и 4, разрыв в налоговом обеспечении разных регионов значительный.

Анализ основных расходов

В 33 из 46 участвовавших в исследовании городов основной группы расходы в 2017 году по отношению к 2015 году увеличились. Наибольший рост отмечен в Комсомольске-на-Амуре — в 3,7 раза, в Южно-Сахалинске — в 2,4 раза. Незначительное снижение (на 1%) в этот же период произошло в Тюмени, Петропавловске-Камчатском. В Анжеро-Судженске расходы снизились на 32%. В целом же исследование показало, что темпы роста (снижения) расходов за анализируемый период соответствуют динамике доходов.

В городах основной группы расходы на образование имеют удельный вес от 31% в Свободном до 121% в Анжеро-Судженске. В 2017 году в 28 городах расходы на образование превысили 50% от общей суммы расходов бюджетов. В Анжеро-Судженске, Саяногорске, Усть-Илимске, Абакане, Томске, Ангарске, Ачинске расходы на образование превышают 60% от общей суммы. В среднем расходы на образование участвовавших в исследовании городов составляют 50–60%.

Диапазон удельного веса расходов на ЖКХ изменяется от 5% (Новый Уренгой, Минусинск, Ангарск) до 55% (Анжеро-Судженск). В 18 городах расходы на ЖКХ имеют удельный вес 12–23%.

В 2017 году капитальные расходы в Тюмени, Рубцовске, Саяногорске, Чите фактически отсутствовали. Средний диапазон капитальных расходов в бюджетах исследуемых городов составляет 10–20%. Наибольшие же капитальные расходы отмечены в городах Анжеро-Судженск — 68%, Свободный — 39%, Когалым — 29%, Братск — 29%.

В 2017 году всего 15 из 46 городов завершили год с профицитом. Дефицит бюджета в Белогорске составил 15%, в Братске — 12%, в Бийске — 9%, Комсомольске-на-Амуре, Ачинске — 8%, Новосибирске — 7% от общей суммы доходов. Величина дефицита находится в приемлемых бюджетным законодательством пределах.

Муниципальный долг

Данные по муниципальному долгу в рамках информационного обмена представили 38 из 46 анализируемых образований. В 20 городах задолженность с 2015 по 2017 год выросла. В трех — Владивосток, Назарово, Горно-Алтайск — осталась на прежнем уровне (рисунок 5). Снизился муниципальный долг в 12 муниципальных образованиях: в Хабаровске — на 50%, в Анжеро-Судженске — на 61%, в Бердске — на 31%, а в Ханты-Мансийске — на 29%. Учитывая значительный удельный вес трансфертов в составе общих доходов муниципалитетов, необходимо иметь в виду, что отношение долга к сумме налоговых и неналоговых доходов значительно выше.

В Горно-Алтайске уровень муниципального долга в 2017 году составлял 90% налоговых и неналоговых доходов, Новосибирске — 89%, Красноярске — 88%, Магадане — 75%, 

Новокузнецке — 73%, Омске — 72%. Не имели муниципального долга шесть муниципальных образований: Барнаул, Тюмень, Артем, Нефтеюганск, Новый Уренгой, Когалым. 

Для финансирования дефицита бюджета города привлекали банковские кредиты. Тем из них, у кого долг значительный, приходится ежегодно его рефинансировать. Работа по сокращению объемов муниципального долга — одна из приоритетных в финансовой политике муниципалитетов.

Наиболее важным в реформировании местных финансов является не столько выявление тенденций изменения параметров бюджетов муниципальных образований, сколько четкое разграничение полномочий по уровням бюджетной системы РФ, разработка стандарта их стоимости. Это отмечено и в докладе «О состоянии местного самоуправления в России» Общероссийского конгресса муниципальных образований Правительству РФ: «Отсутствуют методики и нормативы расчетов расходных обязательств муниципальных образований. Чтобы узнать, сколько нужно средств, надо понять, какие полномочия муниципальные образования действительно выполняют и сколько они стоят. И есть ли вообще у муниципального образования на исполнение полномочий ресурсы, необходимая инфраструктура и кадры?»

Справка

В исследовании участвовали 105 муниципальных образований Сибирского и Дальневосточного федеральных округов, а также некоторые муниципальные образования ХМАО — это 74 городских округа, 8 городских поселений и 23 муниципальных района. По численности населения городские округа были разделены на пять групп: свыше 500 тысяч, от 200 тысяч до 500 тысяч, от 100 тысяч до 200 тысяч, от 50 тысяч до 100 тысяч и менее 50 тысяч человек. Поскольку выявить общие закономерности в городах с численностью менее 50 тысяч человек и в муниципальных районах (V–VII группы соответственно), значительно отличающихся по составу участников ежегодного анализа, представляется затруднительным, основной анализ выполнен по первым четырем группам городов, куда вошли 46 муниципальных образований (назовем их основной группой).

Анализ бюджетов муниципальных образований Сибири и Дальнего Востока за 2015–2017 годы (факт) и 2018 год (план) сделан в рамках работы АСДГ. С результатами исследования также можно ознакомиться на сайте asdg.ru.


Поделиться