Версия для печати 8448 Материалы по теме
Конвейер инвестиций, или  Как заполучить иностранного инвестора

В 2017 году почти 80% всех иностранных инвестиций пришлось на 16 субъектов РФ. То есть лишь небольшая часть российских регионов научилась системно привлекать инвесторов даже в условиях санкций. Что касается остальных субъектов, то они имеют либо эпизодические успехи, либо не имеют их совсем. Как запустить конвейер инвестиций? Что региональные власти делают не так в работе с зарубежными инвесторами? На эти вопросы отвечают представители иностранного бизнеса и российские эксперты.

То, что большинство субъектов Федерации не могут похвастаться успехами по привлечению иностранных инвесторов на свои территории, можно легко списать на федеральные власти, макроэкономическую нестабильность, политические санкции, низкую инвестиционную привлекательность страны в целом. Вместе с тем опыт 16 регионов, по сути поглотивших 80% иностранных инвестиций, свидетельствует о том, что заполучить инвестора вполне реально.

Например, президент Американской торговой палаты в России Алексис Родзянко отмечает, что американские компании очень активно работают в регионах и интересуются новыми возможностями для развития бизнеса. «Несмотря на все геополитические трудности, 92 процента американских компаний, опрошенных нами, ожидают экономический рост в России и желают инвестировать в этот рост», — констатировал Родзянко. Вообще, по его словам, инвестиционный климат в регионах значительно улучшился. Он считает, что этому способствовало проведение Агентством стратегических инициатив опросов бизнеса на предмет их оценки работы губернаторов и местных властей в сфере создания комфортных условий для инвесторов. По мнению спикера, это создало некую конкуренцию и очень быстро заставило губернаторов сосредоточиться на этой теме.

Матиас Шепп, председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты и глава Московского представительства Объединения торгово-промышленных палат Германии, также считает, что, несмотря на санкции и геополитическую обстановку, немецкие бизнесмены продолжают рассматривать Россию как страну, интересную для инвестиций. Он заметил, что вопреки всем сложностям немецкий бизнес вкладывается и впредь намерен вкладываться в реальное производство. По данным Немецкого федерального банка, в 2017 году прямые инвестиции в Россию составили 1,6 миллиарда евро.

По мнению иностранных представителей, не пугают инвесторов и внезапные смены российских губернаторов. «Сегодня весь иностранный бизнес, и в частности немецкий, понимает, что в России идет процесс обновления губернаторов, — отмечает Шепп. — В то же время мы все осознаем, что в свете тех задач, которые поставил президент (увеличить долю инвестиций до 25% ВВП до 2024 года. — Прим. ред.), новые губернаторы точно не будут менее бизнес-ориентированными, чем старые кадры. Если раньше, в 1990-е годы, многое было завязано на личных контактах с губернатором, то теперь все по-другому, по-деловому».

Аргументы для инвестора

Иностранные инвесторы, которые уже приняли стратегическое решение о выходе на российский рынок, как правило, начинают сравнивать по ряду индикаторов 3–5 российских регионов. И субъектам в этот момент необходимо грамотно заявить о своих преимуществах, налоговых преференциях и т. д. В то же время тут важно не переусердствовать. На этот счет высказался А. А. Климов, член Совета Федерации: «Сама по себе конкуренция полезна, но иногда регионы своей чрезмерно активной борьбой за инвестора убивают у последнего желание вообще с кем-либо работать. Нужно стараться избегать излишних затрат времени и усилий».

Какие аргументы для инвестора станут наиболее убедительными? По мнению Родзянко, регион, презентующий себя инвестору, должен предоставить ему всю исчерпывающую информацию, все условия должны быть известны заранее. «Когда обо всех условиях вложения денег можно узнать, не задавая ни единого вопроса, то это идеальный вариант, — считает президент Американской торговой палаты в России. — Идеальных вариантов не бывает, но стараться приблизиться к ним необходимо». В этом плане есть преимущества у экономических зон: они очень хорошо умеют себя маркетировать, знают, что важно для инвестора и как преподнести ему ту или иную информацию.

Родзянко привел пример, как поступать точно не следует: «В течение года мы два раза откладывали поездку в один российский регион из-за того, что губернатор не мог найти время для встречи с нашей делегацией. Какой отсюда следует вывод? Для этого губернатора встреча с инвесторами не столь важна. А для инвесторов, напротив, большое значение имеет отношение первого лица к их вопросу. Если даже губернатор не имеет возможности принять участие во встрече, он может поручить провести переговоры своему доверенному лицу. Очевидно, что глава региона всегда может даже без своего физического присутствия дать понять, что этот визит очень важен для него».

Матиас Шепп подтверждает, что для немецких бизнесменов также очень важно, как губернатор и его команда относятся к инвесторам, причем не только иностранным, но и российским. Он, как и его коллега, отмечает позитивные изменения, произошедшие в деловом климате России. «Если лет 7–8 назад в России только один губернатор дал нам свою визитку с номером мобильного телефона — господин Артамонов из Калуги, то сейчас уже каждый второй глава доступен для инвестора, — отмечает Шепп. — Когда в Россию приходят новые немецкие инвесторы, мы рекомендуем им тщательно анализировать условия, которые регионы обеспечивают инвесторам, действия губернатора, отношения губернатора и его команды с Москвой».

А вот генеральный директор Франко-Российской торгово-промышленной палаты Павел Шинский, считает, что при вхождении в регион общение с губернатором не стоит возводить в ранг основной цели. «Когда мы только начинали свою деятельность, мне казалось, что встреча с губернатором — это действительно очень важно. Если руководитель региона не встречался с нами, то я искренне полагал, что миссия провалилась. И так я думал, пока однажды мы не обратились с просьбой к губернатору региона, где открывали большой магазин, помочь решить некоторую проблему. Губернатор искренне удивился, почему мы обратились с этим вопросом к нему, ведь речь шла о проблеме, лежащей в плоскости полномочий федеральных органов исполнительной власти. И тогда я понял, что речь должна идти не о главном герое — губернаторе, а о взаимодействии между региональной, федеральной и муниципальной властью», — приводит пример Шинский.

По его мнению, в тех регионах, где эти три составляющие работают заодно, никаких проблем не возникает. Иначе инвестор попадает в ситуцию, когда один представитель власти говорит «да», другой — «нет», третий — «не знаю». Также Шинский признается, что, организуя поездку в российские регионы представителей бизнеса Франции, торгово-промышленная палата старается по максимуму снизить уровень взаимодействия с государственной властью. «Если раньше мы ездили исключительно с послом, наш кортеж встречали с флажками, были длинные речи о французско-российской дружбе, длительные застолья, то сегодня мы уходим от этого и устраиваем посещение площадок, заводов, встречи B2B», — рассказал Шинский. По его мнению, лучшим индикатором благоприятного инвестиционного климата является сам бизнес: там, где он живет хорошо, эффективно работает и развивается, есть спрос на продукцию, а соответственно, условия для выгодных инвестиций.

Президент Американской торговой палаты в России и председатель правления Российско-Германской внешнеторговой палаты мнение французского коллеги не разделяют. «Хотим мы того или нет, идеального общества без государства не бывает, — считает Родзянко. — И общаться с властями необходимо в любом случае, а местные власти ближе всего находятся к интересующей нас территории, с ними и надо контактировать. Это нормальный тренд». Матиас Шепп считает, что общение с бизнесом, безусловно, важный аспект, но Россия есть Россия, здесь губернатор и его команда играют важную роль. И особенно это заметно, когда возникают проблемы с местной властью. В качестве успешного примера оптимального соотношения всех факторов, влияющих на инвестиционный климат, Шепп привел Смоленскую область и проект немецкой компании по созданию там логистического комплекса.

Слово бизнесу

Глава американской компании Mars в России, которая работает на российском рынке 26 лет, В. В. Щапов отмечает, что при принятии решения об инвестициях во внимание берется местоположение региона, его близость к рынкам сбыта, наличие ресурсов (подготовленные кадры, инфраструктура — дороги, газ, вода, электричество). Учитывается, конечно, и инвестиционный климат: поддержка федеральных, региональных и муниципальных властей, сопровождение с их стороны инвестиционных проектов, налоговые льготы инвесторам. Именно эти факторы легли в основу решения о строительстве завода по производству кормов для домашних животных в Ростовской области.

Том Хилкер, вице-президент немецкой Linde Gas Rus, считает, что перечень факторов, которые примет во внимание инвестор при вхождении в регион, зависит от того, в какой отрасли работает компания. «Наша компания — поставщик газового оборудования. Когда мы выходили на российский рынок, то рассматривали его прежде всего с точки зрения наличия потребителя. Мы видели, что здесь есть потенциал для наращивания продаж, — рассказал Хилкер. — Начали инвестиции с Московской области, потом были Нижегородская, Свердловская области. Принимая решение, мы смотрели на то, насколько экономически развит регион, есть ли у него в достаточном количестве энергетические ресурсы, поскольку наше производство потребляет большие объемы энергии. Следующий важный фактор — квалифицированные рабочие кадры и наличие вузов, которые имели бы хоть какой-то опыт работы с химической и сталелитейной промышлен­ностью. Налоговые льготы облегчают финансовое бремя и также способствуют нашей заинтересованности».

Надо изучать инвестора

А. А. Климов, член Совет Федерации, полагает, что руководители российских регионов должны четко понимать, какую инвестицию они хотят заполучить: завлечь к себе любую компанию из любой отрасли или же иностранных китов, которые работают в определенной сфере. Также, по его мнению, следует учитывать: инвестор новичок в России или нет, с Востока он или с Запада, так как от этого во многом зависит стиль взаимодействия. И, самое главное, важно понять: зачем, собственно, нужен иностранный инвестор?

Климов выделяет три причины, которыми, по его мнению, сегодня руководствуются губернаторы, привлекая инвесторов. Это пиар (все вокруг привлекают, а мы хуже?), желание получить дешевые (как кажется регионам) деньги и, наконец, получить современные технологии. Сенатор отмечает, что сегодняшняя система работы с инвесторами нуждается в совершенствовании. Многое требует разумной децентрализации.

О. В. ИЗУТОВА

 

 

Поделиться