Елена Сергеевна АНИСИМОВА, заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА)
Долги российских регионов снижаются второй год подряд. Такой результат во многом достигнут благодаря росту налоговых поступлений из-за дорогого сырья. Снижение нагрузки происходит на фоне действующих между субъектами РФ и федеральным Минфином соглашений о реструктуризации, которые обязывают регионы уменьшать задолженность.
Долг снизился на 100 миллиардов рублей
2018 год стал первым полным годом исполнения соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Минфином России и большинством российских регионов в 2017 году. С 2018 года федеральный Минфин перестал выдавать долгосрочные бюджетные кредиты. Участники реструктуризации обязаны снижать долговую нагрузку (соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов ННД) приблизительно на 2% в год.
По итогам прошлого года долг уменьшили 66 субъектов РФ: их суммарная задолженность сократилась на 169 миллиардов рублей. Лидер — Кемеровская область, чей долг снизился на 22,6 миллиарда, или на 40% от его размера на начало года.
16 регионов, напротив, нарастили задолженность. Их долги в сумме выросли на 60 миллиардов рублей. Более половины суммы приходится на Московскую область. Еще у трех субъектов объем долга не изменился. Количество регионов, не сумевших снизить долг по итогам года (17), снизилось по сравнению с 2017‑м: тогда аналогичную тенденцию продемонстрировал 31 регион.
Абсолютное большинство российских регионов снизили долг по итогам 2018 года и, скорее всего, выполнили условия реструктуризации. Совокупная задолженность всех субъектов РФ за год снизилась на 5%, или на 109 миллиардов рублей. Это в три раза больше, чем в 2017 году, когда задолженность снизилась по итогам года на 38 миллиардов.
Структура долга продолжает изменяться
Доля бюджетных кредитов в долге регионов стала сокращаться. Это связано с погашением действующих реструктурированных кредитов (по 5% в 2018 году для участников программы) и прекращением выдачи новых. Задолженность по всем бюджетным кредитам снизилась на 7%. Кроме того, на 5% уменьшился общий долг регионов банкам.
Долг по ценным бумагам несущественно вырос (+0,5%). Небольшое изменение структуры рыночного долга в пользу облигационных займов отвечает требованиям порядка оценки качества управления региональными финансами, в результате изменения которого более высокая оценка присваивается регионам со сбалансированным графиком погашения долга.
Регионам помогло дорогое сырье
Позитивный результат был достигнут во многом благодаря высоким ценам на сырье и, следовательно, росту налоговых поступлений. Одним из основных факторов роста является налог на прибыль (+23% по поступлениям в бюджетную систему за девять месяцев 2018 года по сравнению с показателем за аналогичный период годом ранее).
Самые быстрые темпы роста поступлений продемонстрировала добыча полезных ископаемых и смежные с ней отрасли. В результате лидерами по снижению долга в основном стали регионы с добывающей и смежной с ней промышленностью.
Значительный прирост ННД по итогам 11 месяцев 2018 года позволил выполнить условия реструктуризации даже тем регионам, которые увеличили свой долг в абсолютном выражении. Другими словами, их налоговые и неналоговые доходы росли быстрее объемов долга.
В пяти регионах рост долга опережал рост доходов, но в трех из них долговая нагрузка была невысокой. Так, в Тюменской области при минимальной нагрузке долг вырос на 123% за счет предоставления гарантии. Схожая ситуация наблюдается в Приморском крае. Рост долга Московской области происходит с относительно безопасного уровня 23% (долг к ННД), а сам регион не участвует в реструктуризации бюджетных кредитов.
Хабаровский край существенно нарастил рыночный долг, и его итоговая долговая нагрузка, по оценкам АКРА, выросла на 7% в 2018 году по сравнению с прошлогодним показателем. Однако сведения об условиях участия Хабаровского края в программе реструктуризации отсутствуют. Республика Мордовия, уже нарушавшая по итогам 2017 года соглашения о реструктуризации, не смогла снизить долг и в 2018 году.
Сокращение долга замедлится
Мы видим, что большинство регионов справилось с условиями реструктуризации, поэтому досрочно возвращать бюджетные кредиты в текущем году им не придется. Некоторые регионы смогли даже перевыполнить план снижения долговой нагрузки.
Тем не менее мы ожидаем, что в 2019 году темп снижения задолженности замедлится. Добывающие регионы не смогут поддерживать высокие темпы сокращения долга из-за прогнозируемого АКРА снижения цен на сырье, а неопределенность источников финансирования национальных проектов в рамках новых майских указов не даст возможности управлять бюджетными расходами.
Изменение долговой нагрузки регионов в 2018 году (рэнкинг прироста абсолютного размера долга)
Регион |
Отношение долга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2017 г. |
Прирост долга |
Изменение долга за 2018 г., |
Долг на конец 2018 г., млн руб. |
Кемеровская область |
50% |
-40% |
-22 614 |
33 377 |
Республика Коми |
60% |
-26% |
-10 147 |
28 403 |
Ростовская область |
32% |
-25% |
-9876 |
29 161 |
Самарская область |
51% |
-15% |
-9636 |
54 756 |
Краснодарский край |
78% |
-6% |
-8980 |
140 169 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
16% |
-33% |
-8432 |
16 841 |
Белгородская область |
66% |
-17% |
-6742 |
33 020 |
Иркутская область |
16% |
-34% |
-6304 |
12 281 |
Астраханская область |
97% |
-20% |
-5552 |
22 205 |
Архангельская область |
79% |
-13% |
-5368 |
35 549 |
Санкт-Петербург |
7% |
-14% |
-4743 |
30 100 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
11% |
-25% |
-4695 |
14 400 |
Москва |
2% |
-13% |
-4348 |
30 000 |
Республика Карелия |
124% |
-17% |
-4264 |
20 723 |
Ставропольский край |
61% |
-11% |
-3905 |
32 951 |
Вологодская область |
47% |
-13% |
-3160 |
20 672 |
Новосибирская область |
44% |
-6% |
-2916 |
44 220 |
Свердловская область |
39% |
-4% |
-2810 |
72 793 |
Республика Хакасия |
136% |
-11% |
-2767 |
21 846 |
Оренбургская область |
46% |
-10% |
-2578 |
24 437 |
Омская область |
77% |
-6% |
-2538 |
42 441 |
Воронежская область |
49% |
-7% |
-2500 |
30 990 |
Республика Дагестан |
51% |
-20% |
-2397 |
9796 |
Саратовская область |
83% |
-5% |
-2372 |
47 958 |
Волгоградская область |
89% |
-4% |
-2266 |
51 093 |
Удмуртская Республика |
94% |
-4% |
-1926 |
47 014 |
Республика Башкортостан |
14% |
-11% |
-1918 |
16 235 |
Кабардино-Балкарская Республика |
124% |
-15% |
-1868 |
10 325 |
Рязанская область |
66% |
-6% |
-1543 |
22 818 |
Костромская область |
135% |
-7% |
-1530 |
20 460 |
Брянская область |
47% |
-12% |
-1451 |
10 297 |
Калужская область |
71% |
-5% |
-1434 |
28 744 |
Липецкая область |
38% |
-9% |
-1415 |
14 987 |
Ненецкий автономный округ |
20% |
-40% |
-1325 |
2000 |
Чувашская Республика |
53% |
-9% |
-1211 |
12 910 |
Республика Саха |
46% |
-2% |
-1181 |
50 635 |
Тверская область |
62% |
-4% |
-1034 |
24 611 |
Ивановская область |
88% |
-6% |
-957 |
15 809 |
Нижегородская область |
64% |
-1% |
-940 |
75 087 |
Кировская область |
91% |
-4% |
-923 |
25 133 |
Тульская область |
35% |
-4% |
-736 |
17 940 |
Забайкальский край |
91% |
-3% |
-730 |
27 555 |
Республика Крым |
9% |
-16% |
-670 |
3643 |
Камчатский край |
22% |
-11% |
-524 |
4049 |
Ленинградская область |
4% |
-12% |
-454 |
3457 |
Калининградская область |
71% |
-2% |
-432 |
22 150 |
Чукотский автономный округ |
97% |
-3% |
-292 |
10 401 |
Республика Тыва |
49% |
-13% |
-291 |
1984 |
Амурская область |
72% |
-1% |
-262 |
27 404 |
Мурманская область |
38% |
-1% |
-223 |
18 760 |
Республика Северная Осетия — Алания |
89% |
-2% |
-222 |
9069 |
Орловская область |
107% |
-1% |
-206 |
18 135 |
Карачаево-Черкесская Республика |
91% |
-4% |
-197 |
5332 |
Чеченская Республика |
44% |
-4% |
-192 |
4679 |
Смоленская область |
100% |
-1% |
-191 |
29 309 |
Ульяновская область |
64% |
-1% |
-172 |
24 940 |
Республика Марий Эл |
81% |
-1% |
-169 |
13 284 |
Республика Адыгея (Адыгея) |
42% |
-4% |
-145 |
3675 |
Новгородская область |
75% |
-1% |
-136 |
15 621 |
Владимирская область |
11% |
-3% |
-135 |
4027 |
Республика Ингушетия |
68% |
-5% |
-113 |
2139 |
Алтайский край |
4% |
-4% |
-77 |
1934 |
Псковская область |
102% |
0% |
-54 |
16 318 |
Пензенская область |
63% |
0% |
-17 |
20 209 |
Курская область |
26% |
0% |
-4 |
9260 |
Курганская область |
93% |
0% |
0 |
16 587 |
Севастополь |
0% |
0% |
0 |
0 |
Республика Алтай |
45% |
0% |
0 |
1510 |
Сахалинская область |
0% |
0% |
0 |
0 |
Еврейская автономная область |
94% |
1% |
46 |
5257 |
Республика Калмыкия |
75% |
3% |
108 |
3957 |
Пермский край |
18% |
3% |
564 |
18 441 |
Томская область |
69% |
2% |
622 |
28 994 |
Тамбовская область |
77% |
4% |
675 |
17 216 |
Республика Бурятия |
49% |
6% |
687 |
11 998 |
Приморский край |
6% |
19% |
819 |
5203 |
Магаданская область |
73% |
7% |
950 |
14 250 |
Ярославская область |
72% |
3% |
1008 |
37 174 |
Челябинская область |
13% |
6% |
1008 |
16 615 |
Республика Татарстан |
44% |
2% |
1670 |
94 987 |
Тюменская область |
1% |
123% |
1976 |
3576 |
Красноярский край |
57% |
4% |
4267 |
103 901 |
Республика Мордовия |
226% |
12% |
6227 |
56 217 |
Хабаровский край |
59% |
19% |
7991 |
49 099 |
Московская область |
23% |
32% |
31 499 |
128 810 |
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты АКРА.