Версия для печати 6684 Материалы по теме
Долги регионов — 2018: ключевые тенденции и цифры

Елена Сергеевна АНИСИМОВА, заместитель директора группы суверенных рейтингов и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА)

Долги российских регионов снижаются второй год подряд. Такой результат во многом достигнут благодаря росту налоговых поступлений из-за дорогого сырья. Снижение нагрузки происходит на фоне действующих между субъектами РФ и федеральным Минфином соглашений о реструктуризации, которые обязывают регионы уменьшать задолженность.

Долг снизился на 100 миллиардов рублей

2018 год стал первым полным годом исполнения соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, заключенных между Минфином России и большинством российских регионов в 2017 году. С 2018 года федеральный Минфин перестал выдавать долгосрочные бюджетные кредиты. Участники реструктуризации обязаны снижать долговую нагрузку (соотношение долга и налоговых и неналоговых доходов ННД) приблизительно на 2% в год.

По итогам прошлого года долг уменьшили 66 субъектов РФ: их суммарная задолженность сократилась на 169 миллиардов рублей. Лидер — Кемеровская область, чей долг снизился на 22,6 миллиарда, или на 40% от его размера на начало года.

16 регионов, напротив, нарастили задолженность. Их долги в сумме выросли на 60 миллиардов рублей. Более половины суммы приходится на Московскую область. Еще у трех субъектов объем долга не изменился. Количество регионов, не сумевших снизить долг по итогам года (17), снизилось по сравнению с 2017‑м: тогда аналогичную тенденцию продемонстрировал 31 регион.

Абсолютное большинство российских регионов снизили долг по итогам 2018 года и, скорее всего, выполнили условия реструктуризации. Совокупная задолженность всех субъектов РФ за год снизилась на 5%, или на 109 миллиардов рублей. Это в три раза больше, чем в 2017 году, когда задолженность снизилась по итогам года на 38 миллиардов.

Структура долга продолжает изменяться

Доля бюджетных кредитов в долге регионов стала сокращаться. Это связано с погашением действующих реструктурированных кредитов (по 5% в 2018 году для участников программы) и прекращением выдачи новых. Задолженность по всем бюджетным кредитам снизилась на 7%. Кроме того, на 5% уменьшился общий долг регионов банкам.

Долг по ценным бумагам несущественно вырос (+0,5%). Небольшое изменение структуры рыночного долга в пользу облигационных займов отвечает требованиям порядка оценки качества управления региональными финансами, в результате изменения которого более высокая оценка присваивается регионам со сбалансированным графиком погашения долга.

Регионам помогло дорогое сырье

Позитивный результат был достигнут во многом благодаря высоким ценам на сырье и, следовательно, росту налоговых поступлений. Одним из основных факторов роста является налог на прибыль (+23% по поступлениям в бюджетную систему за девять месяцев 2018 года по сравнению с показателем за аналогичный период годом ранее).

Самые быстрые темпы роста поступлений продемонстрировала добыча полезных ископаемых и смежные с ней отрасли. В результате лидерами по снижению долга в основном стали регионы с добывающей и смежной с ней промышленностью.

Значительный прирост ННД по итогам 11 месяцев 2018 года позволил выполнить условия реструктуризации даже тем регионам, которые увеличили свой долг в абсолютном выражении. Другими словами, их налоговые и неналоговые доходы росли быстрее объемов долга.

В пяти регионах рост долга опережал рост доходов, но в трех из них долговая нагрузка была невысокой. Так, в Тюменской области при минимальной нагрузке долг вырос на 123% за счет предоставления гарантии. Схожая ситуация наблюдается в Приморском крае. Рост долга Московской области происходит с относительно безопасного уровня 23% (долг к ННД), а сам регион не участвует в реструктуризации бюджетных кредитов.

Хабаровский край существенно нарастил рыночный долг, и его итоговая долговая нагрузка, по оценкам АКРА, выросла на 7% в 2018 году по сравнению с прошлогодним показателем. Однако сведения об условиях участия Хабаровского края в программе реструктуризации отсутствуют. Республика Мордовия, уже нарушавшая по итогам 2017 года соглашения о реструктуризации, не смогла снизить долг и в 2018 году.

Сокращение долга замедлится

Мы видим, что большинство регионов справилось с условиями реструктуризации, поэтому досрочно возвращать бюджетные кредиты в текущем году им не придется. Некоторые регионы смогли даже перевыполнить план снижения долговой нагрузки.

Тем не менее мы ожидаем, что в 2019 году темп снижения задолженности замедлится. Добывающие регионы не смогут поддерживать высокие темпы сокращения долга из-за прогнозируемого АКРА снижения цен на сырье, а неопределенность источников финансирования национальных проектов в рамках новых майских указов не даст возможности управлять бюджетными расходами.

Изменение долговой нагрузки регионов в 2018 году (рэнкинг прироста абсолютного размера долга)

Регион

Отношение долга к налоговым и неналоговым доходам по итогам 2017 г.

Прирост долга
за 2018 г.

Изменение долга за 2018 г.,
млн руб.

Долг на конец 2018 г., млн руб.

Кемеровская область

50%

-40%

-22 614

33 377

Республика Коми

60%

-26%

-10 147

28 403

Ростовская область

32%

-25%

-9876

29 161

Самарская область

51%

-15%

-9636

54 756

Краснодарский край

78%

-6%

-8980

140 169

Ямало-Ненецкий автономный округ

16%

-33%

-8432

16 841

Белгородская область

66%

-17%

-6742

33 020

Иркутская область

16%

-34%

-6304

12 281

Астраханская область

97%

-20%

-5552

22 205

Архангельская область

79%

-13%

-5368

35 549

Санкт-Петербург

7%

-14%

-4743

30 100

Ханты-Мансийский автономный округ

11%

-25%

-4695

14 400

Москва

2%

-13%

-4348

30 000

Республика Карелия

124%

-17%

-4264

20 723

Ставропольский край

61%

-11%

-3905

32 951

Вологодская область

47%

-13%

-3160

20 672

Новосибирская область

44%

-6%

-2916

44 220

Свердловская область

39%

-4%

-2810

72 793

Республика Хакасия

136%

-11%

-2767

21 846

Оренбургская область

46%

-10%

-2578

24 437

Омская область

77%

-6%

-2538

42 441

Воронежская область

49%

-7%

-2500

30 990

Республика Дагестан

51%

-20%

-2397

9796

Саратовская область

83%

-5%

-2372

47 958

Волгоградская область

89%

-4%

-2266

51 093

Удмуртская Республика

94%

-4%

-1926

47 014

Республика Башкортостан

14%

-11%

-1918

16 235

Кабардино-Балкарская Республика

124%

-15%

-1868

10 325

Рязанская область

66%

-6%

-1543

22 818

Костромская область

135%

-7%

-1530

20 460

Брянская область

47%

-12%

-1451

10 297

Калужская область

71%

-5%

-1434

28 744

Липецкая область

38%

-9%

-1415

14 987

Ненецкий автономный округ

20%

-40%

-1325

2000

Чувашская Республика

53%

-9%

-1211

12 910

Республика Саха

46%

-2%

-1181

50 635

Тверская область

62%

-4%

-1034

24 611

Ивановская область

88%

-6%

-957

15 809

Нижегородская область

64%

-1%

-940

75 087

Кировская область

91%

-4%

-923

25 133

Тульская область

35%

-4%

-736

17 940

Забайкальский край

91%

-3%

-730

27 555

Республика Крым

9%

-16%

-670

3643

Камчатский край

22%

-11%

-524

4049

Ленинградская область

4%

-12%

-454

3457

Калининградская область

71%

-2%

-432

22 150

Чукотский автономный округ

97%

-3%

-292

10 401

Республика Тыва

49%

-13%

-291

1984

Амурская область

72%

-1%

-262

27 404

Мурманская область

38%

-1%

-223

18 760

Республика Северная Осетия — Алания

89%

-2%

-222

9069

Орловская область

107%

-1%

-206

18 135

Карачаево-Черкесская Республика

91%

-4%

-197

5332

Чеченская Республика

44%

-4%

-192

4679

Смоленская область

100%

-1%

-191

29 309

Ульяновская область

64%

-1%

-172

24 940

Республика Марий Эл

81%

-1%

-169

13 284

Республика Адыгея (Адыгея)

42%

-4%

-145

3675

Новгородская область

75%

-1%

-136

15 621

Владимирская область

11%

-3%

-135

4027

Республика Ингушетия

68%

-5%

-113

2139

Алтайский край

4%

-4%

-77

1934

Псковская область

102%

0%

-54

16 318

Пензенская область

63%

0%

-17

20 209

Курская область

26%

0%

-4

9260

Курганская область

93%

0%

0

16 587

Севастополь

0%

0%

0

0

Республика Алтай

45%

0%

0

1510

Сахалинская область

0%

0%

0

0

Еврейская автономная область

94%

1%

46

5257

Республика Калмыкия

75%

3%

108

3957

Пермский край

18%

3%

564

18 441

Томская область

69%

2%

622

28 994

Тамбовская область

77%

4%

675

17 216

Республика Бурятия

49%

6%

687

11 998

Приморский край

6%

19%

819

5203

Магаданская область

73%

7%

950

14 250

Ярославская область

72%

3%

1008

37 174

Челябинская область

13%

6%

1008

16 615

Республика Татарстан

44%

2%

1670

94 987

Тюменская область

1%

123%

1976

3576

Красноярский край

57%

4%

4267

103 901

Республика Мордовия

226%

12%

6227

56 217

Хабаровский край

59%

19%

7991

49 099

Московская область

23%

32%

31 499

128 810

Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты АКРА.

 

Поделиться