В Москве прошла VII Национальная практическая конференция «Внутренний контроль и аудит в России. Эффективный контроль или контроль эффективности», организованная НП «НОВАК» (Национальное объединение внутренних аудиторов и контролеров).
Статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы А. Ю. Цариковский отметил: несмотря на то что ФАС России является органом внешнего контроля, служба большое внимание уделяет и организации внутреннего контроля. «Наша специфика в том, что мы работаем по всей России, и практика 84 управлений может быть самой различной. Поэтому, если мы не будем внедрять очень жесткие внутренние стандарты, серьезный внутренний контроль, мы не сможем единообразно работать», — подчеркнул он. И сегодня, по мнению представителя ФАС, очень важно, чтобы при осуществлении внутреннего контроля проводился комплексный анализ действий и учитывался не только их экономический эффект, но и социальный.
О построении системы внутреннего контроля в Федеральном казначействе рассказал начальник Управления внутреннего контроля ведомства А. В. Солодов. Казначейство России имеет широкий набор достаточно развитых информационных систем, поэтому здесь принято решение с этого года полностью отказаться от плановых мероприятий по внутреннему контролю и внутреннему аудиту. «На сегодня мы знаем о наших объектах контроля очень много, если не сказать все, и готовы полностью перейти к риск-ориентированной модели организации контрольной деятельности. Один из элементов этого подхода — рейтингование объектов контроля, то есть внутренних и территориальных подразделений и подведомственных учреждений, с тем чтобы понимать, где все хорошо, а где существуют проблемы», — отметил казначей.
Куда двигаться дальше? По мнению Солодова, дальнейшее развитие внутреннего контроля связано с унификацией подходов, применяемых внешним государственным финансовым контролем, внутренним государственным финансовым контролем и внутренним контролем и аудитом. Определенные шаги в этом направлении уже сделаны: в результате совместной работы органов внутреннего государственного финансового контроля и Федерального казначейства создан классификатор нарушений и рисков. Если двигаться и дальше по этому пути, то итогом станет обеспечение возможности признания органами государственного финансового контроля результатов внутреннего финансового контроля.
Как отметил министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления Москвы Е. А. Данчиков, контроль, если он эффективно работает, может быть как инструментом развития, так и инструментом торможения. И важнейший тренд развития контроля — внедрение механизмов предотвращения нарушений. В целях совершенствования финансового контроля сегодня необходимо также договориться о понятийном аппарате, используемом при осуществлении контрольной деятельности. В каждом ведомстве присутствуют внутренний финансовый контроль, бухгалтерский контроль, учредительский контроль, и, не разобравшись со всеми этими понятиями, достаточно сложно отладить четкую систему контроля. И поправки, которые сегодня вносят в Бюджетный кодекс, направлены на то, чтобы в системе финансового контроля главным становился внутренний финансовый аудитор, на которого как раз и ложится задача по выстраиванию единого комплекса всех видов контролей. «И, на мой взгляд, это будет правильная технология, поскольку дальше мы сможем уделять внимание и другим аспектам совершенствования системы. Внутренний финансовый контроль, который является частью системы управления, должен быть максимально автоматизирован. В результате его проведение не потребует специальных людей или структурных подразделений. Можно четко определить набор блокирующих и уведомительных опций, которые будут встроены в систему принятия решений. Задача же аудитора будет заключаться только в том, чтобы контролировать, насколько надежно эта система работает, и давать рекомендации управляющим органам и другим структурам по устранению каких-то отклонений в работе», — подчеркнул Данчиков.
Е. П. БЕСПАЛОВА