Стремительность, с которой меняются мир, экономика и, как следствие, механизмы управления ресурсами, говорит о том, что и контроль за движением и использованием денежных потоков должен меняться. Каким образом? Об этом шел разговор на экспертной дискуссии Гайдаровского форума — 2019 «Финконтроль и государственный аудит для цифровой экономики».
Главный аудитор Центрального банка России В. П. Горегляд отметил: для того чтобы понять, как отвечать на современные вызовы, необходимо четко определить текущее состояние системы финансового контроля страны. Сегодня на уровне высших органов финансового контроля ставится вопрос о том, как вообще оценивать экономические достижения и насколько объективным является такой показатель развития, как валовой внутренний продукт. Большинство экспертов сходятся в выводах, что нужна новая система показателей. Кроме того, необходимо и изменение самих принципов деятельности контрольных органов. И эти изменения, по мнению Горегляда, уже наметились. К примеру, недавно разработанная Стратегия развития Счетной палаты РФ на 2018–2024 годы, четко определив миссию высшего органа финансового контроля, предполагает освоение такого направления деятельности, как стратегический аудит. Это уже не ретроспективное определение эффективности бюджетных расходов, подтверждение законности и правомерности тех или иных платежей, а исключительно сложная стратегическая задача. При ее решении Счетная палата должна оценивать правомерность и реализуемость тех или иных стратегических целей в области экономики, достаточность ресурсной обеспеченности реализуемых программ.
Контроль обречен меняться, причем на всех уровнях. При этом необходима значимая корректировка и системы внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита ГРБС, и внешних аудиторских организаций, и внутреннего аудита. В частности, внутренний аудит как сфера сейчас активно развивается, но он, также как и внутренний финансовый аудит ГРБС, имеет проблемы с обеспечением реальной независимости. «По-прежнему во многих компаниях нет понимания, что аудит — это не подручный инструмент менеджмента, а основной механизм предоставления гарантий экономической надежности предприятия», — отметил Горегляд. Именно в сфере внутреннего аудита сегодня внедряются всевозможные новые методы работы, основанные на применении информационных технологий, что позволяет проводить непрерывный мониторинг и онлайн-анализ текущей ситуации.
Работать на опережение
При исполнении национальных проектов на систему финансового контроля страны ложится колоссальная доля ответственности за достижение огромного количества показателей. При этом для того, чтобы избежать угроз недостижения национальных целей, контроль и аудит должны стать превентивными. И аудитор Счетной палаты РФ Т. В. Блинова задалась вопросом: а достаточным ли набором функций и инструментов обладают контролеры всех уровней для того, чтобы создать действительно эффективную систему, позволяющую работать именно на опережение и оценивать каждый этап реализации задачи, возможности эффективного использования ресурсного обеспечения заявленных национальных целей?
Если исходить из того, что контроль за достижением национальных целей должен выполняться комплексно и начинаться на уровне главного распорядителя бюджетных средств, то больше всего претензий сегодня именно к организации ВФА. «Внутренний финансовый аудитор — как раз тот сотрудник, который должен сказать руководителю, где те точки, на которые необходимо оказывать своевременное воздействие. Но сегодняшняя система ВФА не в полной мере готова к таким действиям. Не готова даже не из-за своего кадрового состава, а исходя из тех функций и полномочий, которыми наделена, задач, которые перед ней поставлены. И над правовым и методологическим укреплением системы внутреннего финансового аудита еще нужно будет поработать», — сказала Блинова.
Заместитель руководителя Федерального казначейства Э. А. Исаев подчеркнул, что сегодня наконец-то начало выстраиваться тесное взаимодействие Федерального казначейства и Счетной палаты РФ. Исключается дублирование проверок, практикуются совместные контрольные мероприятия, синхронизируется работа по определению методологии. И сейчас уже рассматривается возможность создания совместной рабочей группы двух ведомств, на которой будут изучаться все проблемные вопросы контроля.
Что касается смещения акцентов на предварительный контроль и упреждение нарушений, то для этого у Федерального казначейства есть все технические возможности, так как ведомство является владельцем или оператором информационных систем, в которых содержится большое количество нужной для контроля информации. (Подробнее об этом читайте в статье Э. А. Исаева «Новая парадигма контроля: от репрессивности к превентивности» на с. 32.)
Проблема эффектов
Начальник Контрольно-аналитической службы генерального директора — председателя правления ОАО «РЖД» М. И. Бесхмельницын, обозначив задачи, которые поставил Президент РФ перед компанией, высказал озабоченность тем, насколько полно и эффективно будет использоваться созданная в процессе достижения национальных целей инфраструктура. К примеру, компания должна в полтора раза увеличить провозные способности железной дороги в сторону дальневосточных портов. Сейчас РЖД возит 120 миллионов тонн в год, в указе зафиксирован показатель 180 миллионов тонн.
Естественно, что для решения задач компания будет использовать свои внутренние ресурсы, но и из федерального бюджета будут получены немалые средства. И вот здесь возникают вопросы контроля. По словам Бесхмельницына, внутренний контроль, в том числе предварительный и текущий, который использует данные всевозможных технических средств: датчиков, измерителей, камер, в компании организован результативно. «Но есть проблема эффектов, над которой нам стоит вместе подумать. Поставленные перед нами задачи будут выполнены — инфраструктура будет построена. Но хотелось бы, чтобы достигнутый эффект был полезен как компании, так и экономике государства в целом. Мы хотим быть уверены, что инфраструктура будет использоваться на полную мощность», — выказал озабоченность Бесхмельницын. Представитель РЖД считает целесообразным, чтобы государство с помощью органов финансового контроля получило гарантии того, что построенная инфраструктура будет использоваться.
Умный контроль
«По большому счету, технологии госфинконтроля значительно устарели, — признал министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления Е. А. Данчиков. — Мы контролируем так же, как и 10 и 50 лет назад. Но объем полномочий и поставленных задач возрос. У нас будет порядка трех тысяч показателей по выполнению национальных проектов, и обеспечить контроль их выполнения, мягко говоря, непросто. Если мы будем действовать традиционно — рассылать электронные таблички, запрашивать информацию, выходить на проверки, это не ускорит достижение показателей, а скорее затормозит». Для того чтобы быть помощником в достижении намеченных целей, контроль должен стать невидимым.
Еще одна проблема в системе финансового контроля кроется в организации внутреннего финансового контроля и аудита. До сих пор нельзя сказать, что ВФК и ВФА в органах государственной власти функционируют на должном уровне. И причина тому не только кадровый голод, но и само отношение руководителей органов власти к внутреннему финансовому контролю и аудиту, которые не видят в них важнейшего инструмента управления.
Для того чтобы создать нормальную технологичную модель, необходимо досконально разобраться во всех видах контролей, которые должен осуществлять главный распорядитель и по максимуму автоматизировать все процессы. Но без создания современных цифровых систем, в которых бы содержались достоверные данные и где была бы обеспечена высокая степень защиты этих данных, сделать это невозможно. Данчиков рассказал, что в столице умный контроль активно формируется благодаря тому, что контрольный орган активно участвовал в разработке городских информационных систем. «На сегодняшний день в московские информационные системы встроено порядка пяти тысяч контрольных точек. В частности, это позволяет контролировать 100 процентов столичных закупок», — отметил министр Правительства Москвы.
С. В. МАРТЫНЕНКО