Члены Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам обсудили, как повысить финансовую устойчивость региональных бюджетов. В качестве примера рассматривалась Ульяновская область.
За последние 14 лет, исповедуя несырьевую модель экономического роста, Ульяновская область добилась качественных перемен. Объем валового регионального продукта с 2005 по 2018 год увеличился в 4,5 раза. Общий объем привлеченных инвестиций приближается к триллиону рублей. Динамика прироста объема инвестиций за эти годы составила почти 800%. По доле инвестиций в ВРП регион удерживает показатель на уровне 25–28%. Что, собственно, по словам губернатора области С. И. Морозова, и является одним из главных факторов, позволяющих добиваться экономического роста. Как результат — в региональной экономике создано более 60 тысяч высокопроизводительных рабочих мест.
По итогам 2018 года налоговые и неналоговые поступления в консолидированный бюджет региона превысили 53 миллиарда рублей. Рост к уровню 2017 года составил почти 6 миллиардов рублей. Дотационность Ульяновской области снижается, при этом растет объем средств, перечисляемых в федеральный бюджет. За десять лет он вырос с 8,3 до 30,1 миллиарда рублей. Успехи области Морозов объясняет так: «Для региона, не обладающего значительными месторождениями нефти и газа, требовались нестандартные решения. В основе нашей формулы успеха лежит экономический рост за счет привлечения инвестиций, развития малого и среднего бизнеса, формирования индустриальных и промышленных зон, развития инновационного предпринимательства».
Мнение аудитора
Аудитор Счетной палаты РФ Ю. В. Росляк отметил устойчивый рост налогового потенциала Ульяновской области. Рост в минувшем году на 12,6% налоговых и неналоговых доходов позволил сформировать устойчивый бюджет на 2019 год. Как подчеркнула Д. С. Хворостухина, заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России, Ульяновская область два года подряд является получателем гранта за достижение высоких темпов роста экономического (налогового) потенциала территорий. «У нас только порядка пяти субъектов на протяжении нескольких лет подряд получают этот гранд», — отметила представитель Минфина России.
Несмотря на достигнутые успехи, у области есть проблемные зоны. Росляк считает, что одной из таких зон является рост коммерческого долга. «При общем сокращении долга, в том числе за счет реструктуризации бюджетных кредитов, объем коммерческого долга вырос, — отметил аудитор. — Это говорит о том, что в регионе остается определенная проблема со сбалансированностью расходов и доходов». Спикер полагает, что нужно исходя из реестра расходных обязательств очень внимательно проанализировать все бюджетные расходы.
Аналогичная ситуация складывается и с бюджетами муниципальных образований Ульяновской области — за последнее время их долг вырос на 9,3%. Цифра некритичная, тем не менее Росляк посоветовал финансистам и экономистам региона поработать над этим обстоятельством.
Аудитор также отметил, что проблема долга присуща не только Ульяновской области, она актуальна для многих регионов. Поэтому ряд предложений, сформулированных Морозовым и озвученных им на заседании комитета, будет работать на укрепление сбалансированности и финансовой устойчивости не только вышеназванного субъекта РФ.
Важны сроки
Первое предложение Морозова касается совершенствования налогового законодательства. Губернатор указал на необходимость переноса предельного срока уплаты имущественных налогов с 1 декабря на 1 октября. Напомним, что в 2016 году предельный срок оплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц был перенесен на 2 месяца — на 1 декабря.
По словам Морозова, это оказывает негативное влияние на сбалансированность местных бюджетов, и прежде всего бюджетов поселений, которые формируются за счет земельного налога и налога на имущество физических лиц, а также на наполняемость дорожных фондов, формирующихся за счет транспортного налога. Ведь большую часть платежей по имущественным налогам физические лица осуществляют ближе к предельному сроку: в конце ноября. Перенос уплаты налогов на срок не позднее 1 октября года, следующего за прошедшим налоговым периодом, позволил бы обеспечить лучшую сбалансированность местных бюджетов.
Налоговые несправедливости
Второе предложение относится к изменению порядка зачисления налога на доходы физических лиц. Налоговый агент — организация, в которой работает сотрудник, уплачивает НДФЛ по месту своей регистрации в налоговом органе, то есть в бюджет того региона, где зарегистрирована. Дискуссия на тему этой налоговой несправедливости ведется на протяжении уже порядка десяти лет. От того, что НДФЛ платят не по месту жительства, а по месту работы гражданина, страдают бюджеты населенных пунктов, расположенных вокруг крупных городов. Не секрет, что большое количество жителей Подмосковья и Ленинградской области трудятся в столицах, перечисляя 13% от своих доходов соответственно Москве и Санкт-Петербургу. При этом социальные услуги, в том числе здравоохранения и образования, они получают по месту жительства. Устранить эту несправедливость не раз пытались власти Московской области: в Госдуму дважды направлялся соответствующий законопроект. Однако вопрос до сих пор не решен.
Ульяновская область также считает, что эту налоговую несправедливость необходимо устранять. По словам Морозова, из-за этого несовершенства налогового законодательства Ульяновская область теряет порядка 300 миллионов рублей. «Для нас это очень приличные деньги, — отметил губернатор, — и мы считаем, что надо изменить механизм зачисления НДФЛ. Налог должен уплачиваться не по месту регистрации налогового агента, а по месту жительства налогоплательщика».
Госдолг — управлять эффективно
Третье предложение Ульяновской области связано с вопросом эффективного управления государственным долгом и, как следствие, с сохранением безопасного уровня долговой нагрузки. Здесь, по словам губернатора, существует несколько проблем. «Во-первых, это условия дополнительных соглашений по реструктуризации государственного долга области за счет кредитов из федерального бюджета. При подаче заявки на их заключение мы исходили из параметров Правил проведения в 2017 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам. Однако фактически заключенные дополнительные соглашения наложили на нас повышенные обязательства (рисунок). Так, по допсоглашениям к концу 2019 года мы должны снизить долю госдолга к собственным доходам без учета безвозмездных поступлений уже до 56 процентов. Это на три процентных пункта меньше, чем по общим правилам. Отмечу: мы все условия допсоглашений полностью выполняем, однако это налагает на нас дополнительные ограничения. Поэтому в течение IV квартала 2018 года мы направили в Минфин России ряд писем с просьбой пересмотреть условия заключенных дополнительных соглашений, с тем чтобы привести их к базовым условиям правил реструктуризации», — пояснил губернатор. Этот шаг, по словам спикера, позволит увеличить расходную часть областного бюджета более чем на миллиард рублей, при этом все останется в рамках правил реструктуризации.
Второй вопрос связан с управлением государственным долгом. Морозов предлагает изменить условия, по которым Федеральное казначейство предоставляет краткосрочные бюджетные кредиты. По мнению губернатора, казначейские кредиты на сегодня — наименее гибкий для регионов финансовый инструмент. Условия заключения договора с Казначейством России не предусматривают ни привлечения кредита частями в разные сроки в пределах 90 дней и установленного лимита, ни возможности его досрочного погашения. Эти недостатки не позволяют в полном объеме и более оперативно использовать преимущества этого вида заимствований.
Позиция Минфина России
Комментируя предложение Ульяновской области о пересмотре условий допсоглашений по реструктуризации государственного долга, Хворостухина отметила, что эти условия были предложены самим регионом. «Минфин России никого не заставлял и не заставляет брать на себя повышенные обязательства, — отметила представитель Минфина России. — Что касается изменения обязательств, то постановление Правительства РФ от 13 декабря 2017 года № 1531 о проведении реструктуризации регулирует отношения исключительно 2017 года, касается оно именно заключения соглашений и не предусматривает внесения изменений. Менять соглашения у Минфина России нет правовых оснований, потому что реструктуризация закончилась, она осуществлялась на основании положений закона о бюджете, действие которых истекло 31 декабря 2017 года». Но, по словам спикера, есть вероятность, что по итогам 2019 года при пролонгации бюджетных кредитов будет предусмотрена возможность внести изменения в условия соглашений.
Член Совета Федерации от Карачаево-Черкесии А. А. Салпагаров обратился к участникам заседания с предложением не снимать вопрос о возможности внесения изменений в допсоглашения по реструктуризации бюджетных кредитов регионов с повестки дня, поскольку в такой ситуации оказалась не только Ульяновская область. По данным, озвученным председателем Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С. Н. Рябухиным, с этой проблемой столкнулись примерно 27–29 регионов. Сенатор считает, что данный вопрос должен быть озвучен на уровне Правительства РФ.
О. В. ГОРШЕНИНА