Первый заместитель председателя правительства РФ, министр финансов РФ А. Г. Силуанов выступил на расширенном заседании коллегии Министерства «Об основных результатах деятельности Министерства финансов Российской Федерации в 2018 году и задачах органов финансовой системы Российской Федерации на 2019 год».
Выступление министра опубликовано на сайте Минфина. Мы размещаем текст без изменений.
Подводя итоги работы Министерства финансов, мы видим, что финансовая политика страны за последние годы качественно изменилась. Повышена устойчивость экономики и бюджета к изменениям внешней конъюнктуры, укреплены региональные финансы, созданы зрелые институты финансового рынка.
Приведу несколько цифр. Действительно, рост экономики за прошлый год составил 2,3%. Это ещё далеко до целей, которые мы себе ставим, но тем не менее это самые высокие темпы роста начиная с 2012 года. И этот темп, который сложился в прошлом году, выше в среднем, чем за последние 10 лет, поэтому это неплохой результат. Цена на нефть, которая обеспечивает баланс бюджета и текущего счёта, сегодня составляет 45 и 35 долларов за баррель соответственно. Это тоже один из самых лучших результатов за последнее десятилетие. Профицит федерального бюджета, Вы уже сказали, Дмитрий Анатольевич, 2,6%, ненефтегазовый дефицит составляет около 6% ВВП, и Фонд национального благосостояния по итогам текущего года может превысить планку 7% от валового внутреннего продукта, мы сможем уже инвестировать этот ресурс в проекты.
Все это формирует основу для реализации национальных целей развития, поставленных Президентом. В прошлом году была также проделана подготовительная работа в этом направлении: сформирована ресурсная база для национальных проектов, приняты необходимые изменения в налоговом законодательстве, в целях увеличения финансирования инфраструктуры повышен объём государственных заимствований, создана система мониторинга исполнения мероприятий национальных, федеральных и региональных проектов.
Какие задачи мы ставим на текущий год? Текущий год – это первый год полноценной реализации мероприятий по достижению поставленных Президентом Российской Федерации национальных целей на предстоящий период. Вся работа Министерства финансов ориентирована именно на реализацию этой задачи.
В первую очередь это касается достижения национальных целей развития в сфере экономики. Рост валового внутреннего продукта должен быть выше темпов мировой экономики. Также мы должны обеспечить вхождение нашей страны в пятёрку крупнейших экономик мира. Что для этого нужно? Нужно повышение инвестиций, мы прекрасно это понимаем, в первую очередь частных инвестиций.
Чтобы добиться этого, необходимы стабильные условия ведения бизнеса, сокращение административной нагрузки на бизнес, улучшение делового климата и создание конкурентных условий. И на всё это у нас подготовлены соответствующие предложения, соответствующие планы работы министерства.
Какие здесь стоят задачи на этот год?
Первое – предсказуемость условий, в первую очередь экономических, финансовых, налоговых. Здесь уже большая часть работы сделана: введены бюджетные правила, зафиксированы ключевые параметры налоговой системы, определены правила индексации тарифов. Предстоит создать прозрачную систему неналоговых платежей, об этом мы говорим с предпринимателями. Это и было изначально предложение предпринимателей, чтобы в законодательном порядке регулировать систему неналоговых платежей, так же как и налогов. Мы сейчас находимся в диалоге, готовим предложения по изменениям налогового законодательства. Часть неналоговых платежей должна войти в состав государственной пошлины, по остальным должна быть ограничена возможность их установления. Это повысит предсказуемость работы бизнеса, о чём он нам и напоминает.
Во-вторых, снижение издержек и рисков для бизнеса. Что здесь предусматривается сделать? Необходимо возвратить наш бизнес в национальную юрисдикцию. В этих целях в этом году подготовлено предложение о продлении амнистии капитала ещё на один год с её распространением на лиц, которые переводят свой капитал из иностранных юрисдикций в нашу страну. Для этого в прошлом году был создан уникальный механизм редомициляции иностранных компаний в международные компании на территории специальных административных районов. На этих территориях действуют правила корпоративного, валютного и налогового законодательства, схожие с теми, которые применяются в международных финансовых центрах.
Вторая задача – это снижение издержек и рисков в сфере валютного регулирования. В этом году необходимо изменить законодательство, чтобы уже со следующего года отменить требования по репатриации экспортной валютной выручки в рублях в отношении несырьевого экспорта, а в отношении сырьевого предусмотреть поэтапное упразднение этой нормы к 2024 году. Такие предложения мы с Центральным банком обсудили и будем вместе двигаться. Также планируем понизить штрафы, продлить период ненаступления ответственности по валютному законодательству.
Следующая позиция. В целях создания благоприятных условий хозяйствования и снижения издержек совершенствуем контрактную систему в сфере закупок. Дмитрий Анатольевич, Вы об этом уже говорили, ставили нам такие задачи, и мы сейчас работаем над сокращением излишних процедур, избыточных требований, которые должны быть упразднены в этой сфере. Мы сокращаем количество документации и регламентов, которые должны быть существенно упрощены и переведены в цифровой формат.
Следующая задача – это снижение нагрузки на индивидуальных предпринимателей. И Вы такую задачу тоже сформулировали, о том, чтобы распространить налог на профессиональный доход, который сегодня действует только в четырёх субъектах, на все остальные регионы страны начиная с 2020 года.
Третий блок – это формирование справедливых конкурентных условий. Что здесь будем делать? Устранять конкурентное преимущество, которое сегодня есть ещё у теневого сектора, на что ориентируем работу по улучшению администрирования налогов. Будем внедрять современные технологии, работать с базами больших данных, которые уже позволили существенно продвинуться в этом направлении. В текущем году эта работа должна быть расширена за счёт мер по обелению теневых зарплат, выявления и постановки на учёт имущественных комплексов, внедрения системы прослеживаемости ввоза товаров и системы прохождения товаров от границы до розницы.
Предложение также сформулировано и по активному внедрению риск-ориентированных подходов в администрировании. Это позволяет и улучшить комфортность работы для добросовестного бизнеса, и, наоборот, создать дополнительный административный контроль, точки контроля для того бизнеса, который сегодня находится ещё в серой зоне.
Четвёртый блок – это содействие реализации конкретных инвестиционных проектов. Для этого мы находимся в постоянной связи с нашими предпринимателями, создана специальная площадка, работает специальная группа вместе с РСПП, разбираемся здесь по конкретным предложениям, которые мешают инвестированию ресурсов по конкретным проектам. На этой основе подготовлен законопроект о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности. Он формирует современное законодательство по созданию стимулов и гарантий для инвесторов на основании соглашений между бизнесом и государством.
Следующая задача Министерства финансов – это концентрация ресурсов на приоритетных национальных целях. Нацпроекты – не единственный инструмент достижения национальных целей. Если посмотреть, сколько у нас ресурсов тратится за шесть лет реализации нацпроектов, то это 13,2 трлн рублей из федерального бюджета, чуть больше 18 трлн рублей – с бюджетами субъектов Российской Федерации, а если посмотреть все ресурсы, которые есть в распоряжении государства, то за шестилетний период это 118 трлн рублей федеральных денег и больше 240 – вместе с субъектами Российской Федерации. Ресурс огромен, и сейчас стоит задача инвентаризации тех мероприятий государственных программ на предмет их вклада в достижение национальных целей, которые определены в указе Президента.
В этой связи требуется упростить процедуру формирования и корректировки государственных программ, перевести их в форму электронных документов, вообще повысить качество и отдачу от государственных программ в том ключе, в котором мы сегодня работаем в рамках национальных проектов. Принципы проектного управления следует распространить и на государственные программы.
В этом году необходимо сформировать соответствующую методологическую и нормативную базу, чтобы в следующем уже приступить к реализации программного принципа, основанного на проектном подходе. То есть мы предлагаем, Дмитрий Анатольевич, перевести работу по госпрограммам в таком же ключе, как мы сегодня работаем и по национальным проектам. Это наша вторая ключевая задача, которая должна быть решена в текущем году.
Следующая задача – повышение операционной эффективности бюджетных расходов. Эту задачу мы будем решать следующими путями.
Первое – через проведение обзоров бюджетных расходов. Что такое обзор? Это детальный анализ расходов, который позволяет выявить актуальность норм и правил, которыми мы руководствуемся при определении наших обязательств. Это более прозрачное формирование цены контракта и устранение возможности её завышения, это дифференциация идентичных расходов различных госорганов, сравнение и на основе этого подготовка предложений по эффективности расходов.
Второе – это, конечно, госзакупки. Планируем подготовить и наполнить каталог товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. Что это даст? Это позволит задать стандарты нормирования количественных и качественных характеристик таких государственных нужд. По контрактам с единственным поставщиком будем расширять применение механизма раскрытия структуры цены контракта с последующим контролем Федеральным казначейством и казначейским сопровождением.
Следующее направление в этой задаче – это оценка эффективности налоговых расходов. Здесь в текущем году стоит задача на федеральном уровне утвердить общие требования и сформировать на их основе индивидуальные методики оценки эффективности по каждой группе налоговых расходов, а на уровне регионов начать учитывать эти оценки в составе наших межбюджетных отношений.
Нельзя не остановиться и на задаче эффективности органов государственного управления. При современных уровнях информатизации есть потенциал сокращения количества государственных служащих. Выделение функции бухгалтерии федеральных органов исполнительной власти, её специализация на базе Федерального казначейства – это лишь часть проводимой нами работы. Задача на этот год – сформировать реестр функций федеральных органов исполнительной власти, выделив из них те, которые не относятся к публично-властным и подлежат специализации или передаче на аутсорсинг. Такие примеры действуют в целом ряде наших служб (это Федеральное казначейство, Налоговая служба), и мы видим эффект от таких действий.
Следующая задача (речь идёт о достижении одной из национальных целей) – это обеспечение работы финансовой системы как источника для инвестиций. Что мы здесь предусматриваем делать? Повышать объёмы долгосрочных сбережений и системы пенсионных накоплений. Такую задачу мы ставили уже на этот год, часть задачи была решена, мы продвинулись, подготовили соответствующий законопроект, который предусматривает создание базы для индивидуального пенсионного капитала. Нам нужно запускать этот механизм, потому что это даст возможность увеличивать пенсии нашим пенсионерам. По оценкам, индивидуальный пенсионный капитал позволит увеличить пенсии до 20% от уровня заработной платы, а также создаст дополнительный финансовый ресурс – около 1,5% валового внутреннего продукта. Здесь необходимо в этом году также определяться, и мы подготовили соответствующий законопроект.
Дмитрий Анатольевич, Вы уже сказали о необходимости запуска и развития ипотеки и содействия достижению национальной цели по улучшению жилищных условий. В этом году наша задача – обеспечить плавный переход на новую систему привлечения средств граждан для финансирования жилищного строительства. Здесь мы видим необходимость финансовой поддержки «ДОМ.РФ» и «Банка ДОМ.РФ», которые подставят плечо при переходе на новую систему финансирования строительства.
Успех достижения национальных целей развития и национальных проектов напрямую зависит от слаженной работы между федеральным центром и субъектами Российской Федерации. Здесь необходимо решить две задачи.
Управленческий аспект этой задачи – обеспечение целеполагания и разделения ответственности. Мы договорились с субъектами Российской Федерации, определили роль регионов по реализации национальных целей, каскадировали цели до субъектов Российской Федерации. И финансовый аспект – необходимо запустить полноценную реализацию национальных проектов в регионах.
У нас в текущем году действительно низкие темпы работы, в том числе и в субъектах Российской Федерации, по реализации нацпроектов. Тем не менее в законе о федеральном бюджете мы уже распределили 90% всех трансфертов субъектам Российской Федерации, и Минфином в декабре прошлого года доведены уведомления до каждого субъекта, можно уже использовать эти ресурсы для заключения контрактов по соответствующим национальным проектам. Уведомления являются основанием для внесения изменений в бюджетные росписи регионов, здесь даже и закон на региональном уровне не нужно править. Можно заключать контракты сразу в начале года. Тем не менее, что мы видим.
По состоянию на текущую дату, мы видим, что по национальным проектам заключено всего чуть больше 2 тыс. контрактов, или примерно 3% от объёма распределённых межбюджетных трансфертов в национальные проекты. При этом 21 регион вообще не заключил ни одного контракта, а 30 регионов – от одного контракта до трёх. Здесь присутствуют все финансисты субъектов Российской Федерации, я обращаюсь к вам: как можно скорее необходимо запускать реализацию национальных проектов. Дмитрий Анатольевич, мы сейчас после коллегии собираем всех коллег-финансистов с учётом наших методологов, бюджетников, с ними будем проговаривать детально вопросы запуска нацпроектов в субъектах, анализировать причины, почему пока ещё медленно раскачиваемся.
В этом году нам необходимо вместе с регионами выстроить систему мониторинга реализации нацпроектов, сделать вертикальную структуру этого мониторинга (не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях эта система должна работать), обеспечить возможность заключения соглашений с субъектами Российской Федерации, выходящими за трёхлетний период. Об этом регионы говорили, и такие поручения, Дмитрий Анатольевич, Вы нам дали, мы их отрабатываем, и такая возможность заключения контрактов есть. Также нам необходимо выстроить систему стимулов для ответственности субъектов Российской Федерации.
Не так давно у нас прошли расширенные коллегии с подведомственными службами, на которых мы также ставили задачи по текущему году. Остановлюсь на основных из них.
Основная задача для Федерального казначейства – это расширить применение механизма раскрытия структуры цены контрактов с единственным поставщиком. Мы уже видим, что в прошлом году такие возможности были реализованы Федеральным казначейством и стоимость в этом случае контракта уменьшается от 10 до 15%.
Для Федеральной налоговой службы необходимо увеличить налоговую базу по страховым взносам и налогам на доходы физических лиц за счёт сокращения серых схем по выплатам зарплат, обеспечить комфортный переход налогоплательщиков на новый порядок применения контрольно-кассовой техники, а также реализовать меры по дальнейшей автоматизации и переводу в электронную форму сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, с тем чтобы запустить формирование регистра населения.
Для Федеральной таможенной службы необходимо обеспечить перевод таможенных операций в безбумажную среду, внедрить новую систему управления рисками, направленную на создание благоприятных условий для тех участников внешнеэкономической деятельности, которые являются добросовестными по той категории, которая определена Федеральной таможенной службой. Обеспечить проведение эксперимента по внедрению новой схемы взимания таможенных платежей в интернет-торговле.
Для Росалкогольрегулирования ставим задачу – обеспечить особый контроль за производством и оборотом фармацевтического спирта, включая внедрение ЕГАИС на всех этапах движения продукции, и уделить внимание контролю за производством пивоваренной продукции и её учёту в Единой государственной системе контроля.