Александр Евгеньевич КЛИМОВ, заместитель министра — директор Департамента бюджетной политики Министерства финансов Тульской области
Экономическая политика, проводимая в последние годы Правительством Тульской области, и, как следствие, благоприятный инвестиционный климат способствуют созданию стабильной основы для роста региональной экономики, увеличению налогового потенциала. Собственные доходы консолидированного бюджета области за последние три года выросли более чем на 25%.
Итоги социально-экономического развития Тульской области за последние несколько лет свидетельствуют о верном экономическом курсе, выбранном правительством региона. Начиная с 2013 года область входит в первую пятерку субъектов ЦФО по индексу (темпу роста) физического объема ВРП (2013 год — 4-е место, 2014 год — 2-е место, 2015 год — 2-е место, 2016 год — 1-е место). С 2014 года — в первую десятку регионов страны (2014 год — 8-е место, 2015 год — 4-е место, 2016 год — 7-е место). Мы расскажем о некоторых механизмах, которые позволили Тульской области добиться успехов.
Мобилизация налоговых доходов
В Тульской области активно работает Межведомственная рабочая группа по мобилизации налоговых доходов, в которой принимают участие органы исполнительной власти области, местного самоуправления, территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Ежегодно рабочая группа принимает план мероприятий, направленных на мобилизацию дополнительных доходов в консолидированный бюджет области за счет повышения эффективности налогового администрирования.
На заседаниях рабочей группы рассматриваются проблемы вовлечения в налоговый оборот неучтенных земельных участков, вопросы осуществления государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля. В деятельности органов местного самоуправления по вовлечению в гражданско-правовой оборот земельных участков и объектов недвижимости используется геопортал ГЕОСКАН.
В качестве одного из способов воздействия на неплательщиков имущественных налогов рабочая группа использует возможности эвакуации транспортных средств граждан за значительную задолженность по уплате транспортного налога и ответственного хранения арестованной техники. Для детальной проработки подобных вопросов создан координационный центр, в состав которого входят представители органов исполнительной власти Тульской области и Управления ФНС России по Тульской области.
В итоге совместной работы областного правительства, регионального управления налоговой службы, Росреестра, Кадастровой палаты и БТИ сформирован актуальный перечень объектов торгово-офисной недвижимости. Налогооблагаемая база по налогу на имущество организаций от кадастровой стоимости увеличилась за счет включения в этот перечень более 7,5 тысячи коммерческих объектов. В результате комплекса указанных мероприятий за последние два года в консолидированный бюджет Тульской области дополнительно поступило порядка 700 миллионов рублей имущественных налогов.
Инструменты реализации бюджетной политики
При реализации бюджетной политики мы используем современные эффективные инструменты. В целях мониторинга поступления платежей от основных доходных источников Министерство финансов Тульской области ведет ежедневный анализ уплаты налогов по группе крупнейших налогоплательщиков. Такая возможность появилась в связи с реализацией положений статьи 40 БК РФ. В соответствии с ней УФК по Тульской области ежедневно предоставляет информацию о поступивших от юридических лиц платежах. Это позволяет ежедневно корректно оценивать поступления доходов, что в свою очередь способствует комфортному распределению финансирования расходов. Для долгосрочного прогнозирования имеется полная динамика поступлений по налогам за предыдущие и текущий периоды.
Для мотивации органов местного самоуправления к увеличению собственных доходов муниципальным образованиям области установлены дополнительные нормативы отчислений от налогов на доходы физических лиц, имущество организаций и от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В 2018 году это позволило дополнительно привлечь в бюджеты муниципалитетов более 7 миллиардов рублей, что составило 48,2% от налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов.
С 2018 года дотация на обеспечение сбалансированности бюджетов муниципальных образований области распределяется с учетом результатов работы органов местного самоуправления с налоговой задолженностью. Это еще одна положительно зарекомендовавшая себя практика в части роста доходов местных бюджетов. Дотация распределяется тремя частями, и ее сумма зависит от итогов деятельности муниципальных образований по легализации трудовых отношений и созданию новых рабочих мест, увеличению доходной базы бюджетов.
В методике распределения используются корректирующие коэффициенты, которые зависят от темпов снижения недоимки по налогам. Чем выше темп снижения задолженности по отдельно взятому муниципалитету, тем большее значение коэффициента ему присваивается и тем больший размер дотации он получает. Сокращение задолженности по каждому виду налогов определяется весовыми коэффициентами. Их значение рассчитывается на основе статистических данных, отражающих среднюю долю задолженности по каждому виду налогов в общем объеме задолженности по имущественным налогам.
Применяемая методика позволяет более эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы региона, поскольку в данном случае большую сумму дотаций получат именно те муниципальные образования, которые активно участвуют в сокращении задолженности по имущественным налогам физических лиц, а значит, увеличивают поступления в доходную часть местных и регионального бюджетов. Дополнительный размер дотаций может быть использован муниципальными образованиями для первоочередных нужд.
Мониторинг управления финансами
Для дальнейшей оптимизации и повышения качества бюджетных расходов с учетом лучших практик и новых решений в управлении бюджетным процессом Минфин Тульской области использует следующие виды оценки и мониторинга управления финансами:
оценку качества финансового менеджмента ГРБС;
оценку качества финансового менеджмента учреждений;
оценку эффективности предоставления межбюджетных трансфертов;
оценку эффективности реализации государственных программ.
Так, в целях повышения качества планирования, прозрачности и эффективности расходов бюджета области они формируются на основе обоснований бюджетных ассигнований главными распорядителями бюджетных средств в соответствии с бюджетным прогнозом. Это позволяет выявить дополнительные источники финансового обеспечения реализации государственных программ Тульской области.
Порядок формирования и представления главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований разработан и утвержден региональным Минфином. Этот документ определяет формы, сроки, правила формирования и представления главными распорядителями обоснований бюджетных ассигнований в региональной интегрированной информационной системе управления общественными финансами Тульской области «Электронный бюджет».
Обоснования бюджетных ассигнований формируются и представляются главными распорядителями бюджетных средств в Министерство финансов области в целях формирования проекта закона о региональном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Также обоснования являются основанием для внесения изменений в закон о бюджете, составления и ведения сводной бюджетной росписи. Такой подход создает единые формализованные правила распределения бюджетных ассигнований для всех главных распорядителей средств бюджета области.
Резервирование средств
Один из инструментов оперативного решения возникающих вопросов социально-экономического развития региона — механизм резервирования средств. Зарезервированные средства могут быть направлены в том числе на увеличение бюджетных расходов в связи с увеличением контингента получателей государственных услуг; с ростом цен на товары, работы, услуги в течение года, не предусмотренным при формировании бюджета области; с введением в течение года новых государственных услуг и (или) планированием новых мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие региона.
Финансовые ресурсы на мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений Правительства Тульской области, резервируются в составе расходов бюджета области с 2016 года. Объем зарезервированных средств утверждается в ведомственной структуре расходов бюджета исходя из финансовых возможностей региона. Решение об использовании резерва на мероприятия принимается правовым актом правительства области. Проект этого правового акта включает в себя:
цель (мероприятие), на реализацию которой выделяются бюджетные ассигнования;
наименование главного распорядителя средств бюджета области, которому выделяются бюджетные ассигнования;
объем выделяемых бюджетных ассигнований;
порядок распределения межбюджетных трансфертов между бюджетами муниципальных образований области в случае выделения бюджетных средств на предоставление субсидий (иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение).
Завершающим этапом является внесение изменений в сводную бюджетную роспись. Финансовый резерв дает возможность оперативно обеспечить финансирование расходов, направленных на социально-экономическое развитие региона и сократить количество изменений, вносимых в закон о бюджете. В 2018 году бюджет Тульской области уточнялся всего дважды, в предыдущие годы по 3–5 раз.
При расчете плановой величины резерва на стадии бюджетного планирования рассматривается возможность перераспределения средств с существующих направлений расходов и (или) делается оценка поступлений в бюджет дополнительных доходов сверх плановой потребности в средствах. Дополнительным источником формирования финансовых резервов служит экономия, складывающаяся у заказчиков Тульской области по итогам осуществления закупок. Данная процедура закреплена нормативным актом Правительства Тульской области. Законом о бюджете предусмотрены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись в части увеличения объема зарезервированных бюджетных средств на мероприятия, осуществляемые на основании отдельных решений Правительства Тульской области.
К реализации нацпроектов готовы, но…
Если говорить о насущной повестке дня, то первостепенной задачей, стоящей перед регионами страны, является реализация указа Президента России № 204. В Тульской области сформирован портфель из 50 приоритетных региональных проектов, которые будут реализованы в составе 12 приоритетных программ, входящих в государственные программы Тульской области. Определены ключевые цели, мероприятия и показатели по каждому из нацпроектов. Утвержден план основных действий правительства области до 2024 года. Региональные документы стратегического планирования — проект стратегии развития до 2035 года, все госпрограммы — синхронизированы с майским указом. Просчитано необходимое ресурсное обеспечение достижения поставленных целей. Всего до 2024 года для реализации портфеля региональных приоритетных программ и проектов потребуется порядка 65 миллиардов рублей.
В целом область обладает потенциалом и возможностями для выполнения задач, поставленных Президентом России. Но при этом регионы видят ряд проблем, решить которые необходимо на федеральном уровне, чтобы избежать рисков недостижения национальных целей. Основная проблема в том, что на федеральном уровне установлены целевые показатели, не учитывающие региональную специфику. Особенно это касается показателей социального блока национальных проектов. Стоит сказать и об отсутствии методик расчетов по ряду показателей. Это не позволяет нам оценить ни возможность достижения целевого значения, ни достаточность финансирования.
Существуют и риски, связанные с длительностью формирования нормативной правовой базы, проведения конкурсных процедур при заключении договоров, отсутствием типовой проектно-сметной документации для всех видов социально значимых объектов. Говоря о финансовых рисках, необходимо отметить, что реализация национальных проектов рассчитана до 2024 года, что выходит за рамки трехлетнего бюджета, а средства из федерального бюджета распределяются именно на трехлетний период.
Только активная работа регионов в тесном взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти по формированию инструментов федеральной политики позволит в полном объеме и в установленные сроки выполнить все задачи, поставленные Президентом России.